Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2023 года по административному делу N 2а-3341/2023 по административному исковому заявлению Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенных круга лиц к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Трефяку М.М. о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства.
С учетом последующего уточнения заявленных требований, просил суд обязать административного ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения следующих работ:
из расчета количества спальных мест в расположении отрядов для осужденных оборудовать расположенные на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми общежитие N 4 для проживания осужденных в расположении отряда N 4, общежитие N 3 для проживания осужденных в расположении отрядов N 5 и N 6 количеством писсуаров, предусмотренных пунктом 32 таблицы 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр, примечанием к таблице 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр;
из расчета количества спальных мест в расположении отрядов для осужденных оборудовать расположенные на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми общежитие N 5 для проживания осужденных в расположении отрядов N 1 и N 2, общежитие N 1 для проживания осужденных в расположении отряда N 8, общежитие N 2 для проживания осужденных в расположении отряда N 8 "а", два общежития отряда строгих условиях отбывания наказания количеством ножных ванн и писсуаров, предусмотренных пунктами 31, 32 таблицы 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр, примечанием к таблице 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр.
В обосновании заявленных требований указано, что в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не обеспечиваются в полной мере условия содержания осужденных, что в свою очередь создает препятствие для соблюдения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и не способствует достижению основной цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а именно исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так иными лицами.
К участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика - начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Трефяк М.М, в качестве заинтересованных лиц - УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2023 года, административное исковое заявление Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения следующих работ:
из расчета количества спальных мест в расположении отрядов для осужденных оборудовать расположенные на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми общежитие N 4 для проживания осужденных в расположении отряда N 4, общежитие N 3 для проживания осужденных в расположении отрядов N 5 и N 6 количеством писсуаров, предусмотренных пунктом 32 таблицы 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр, примечанием к таблице 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр;
из расчета количества спальных мест в расположении отрядов для осужденных оборудовать расположенные на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми общежитие N 5 для проживания осужденных в расположении отрядов N 1 и N 2, общежитие N 1 для проживания осужденных в расположении отряда N 8, общежитие N 2 для проживания осужденных в расположении отряда N 8 "а", два общежития отряда строгих условиях отбывания наказания количеством ножных ванн и писсуаров, предусмотренных пунктами 31, 32 таблицы 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр, примечанием к таблице 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 26 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 ноября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, не соответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения исправительным учреждением ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных надлежащими условиями отбывания наказания в исправительном учреждении.
В ходе проверки установлено, что с учетом возможного числа осужденных, содержащихся в отрядах исправительного учреждения количество писсуаров и ножных ванн не соответствует требованиям действующего законодательства (из расчета 1 писсуар и 1 ножная ванна на 15 осужденных).
Разрешая административное дело, установив изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 84 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 12, 39, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктом 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, пунктами 14.3, 14.3.2 Свода правил "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований прокурора.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми с указанным выводом суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
На основании части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден и введен в действие Свод правил "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)" (далее по тексту - Свод правил 308.1325800.2017), определивший требования к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе, исправительных колоний.
В соответствии с пунктом 14.3.2 Свода правил состав и площади помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в исправительном учреждении и режимного корпуса исправительной колонии особого режима для осужденных ПЛС, помещений производственных мастерских, размещаемых при общежитиях со строгими условиями отбывания наказания, режимных корпусах ПК особого режима для осужденных ПЛС следует принимать в соответствии с таблицей 14.3.
Пунктами 31, 32 таблицы N 14.3 Свода правил, примечанием к таблице 14.3 Свода правил предусмотрено, что умывальную следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных, а уборную - одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Свод правил 308.1325800.2017
не содержит запрета на возможность его применения к ранее построенным объектам. Иное поставило бы в неравное положение осужденных, содержащихся в местах принудительного содержания под стражей и построенных до принятия указанного нормативного правового акта, с теми, кто находится во вновь построенных зданиях пенитенциарной системы и привело бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями, вопреки доводам кассационной жалобы, обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия, безопасных условий для обитания человека.
При этом доступ к надлежащим образом оборудованной и гигиеничной сантехнике обладает первостепенным значением в поддержании чувства собственного достоинства заключенных. Гигиена и чистота не только являются неотъемлемой частью уважения лиц к своему телу и к соседям, с которыми они находятся в одном помещении в течение долгого срока, но также являются необходимым условием сохранения здоровья. Действительно гуманная среда невозможна без доступа к санитарному оборудованию.
Между тем, как следует из материалов дела, согласно представленным самим административным ответчиком данным, общежитие N 4 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в расположении отряда N 4, численностью осужденных 66 человек, оборудовано 4 писсуарами; общежитие N 3 в расположении отрядов N 5 и 6, численностью осужденных 85 и 78 человек соответственно, оборудовано 3 писсуарами, общежитие N5 отряда N 1 и 2, численностью 48 и 61 человек, оборудовано 3 писсуарами и 1 ножной ванной, общежитие N 1 отряда N 8, численностью 59 человек, - 3 писсуарами и 1 ножной ванной, общежитие N 2 в расположении отряда N 8а, численностью 21 человек, не оборудовано писсуарами и ножными ваннами.
С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что приведение помещений исправительного учреждения, их оборудования в соответствие с актуальными требованиями Свода правил 308.1325800.2017 является необходимым.
Вывод судов о наличии оснований для возложения на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми обязанности по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений требований закона, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, следует признать правильным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды в настоящем административном деле обоснованно исходили из того, что в административном иске прокурора не заявлено требований об изменении параметров объектов капитального строительства, а выполнение работ по строительству, монтажу и ремонту зданий, сооружений и инженерных сетей и дорог Уставом исправительного учреждения непосредственно возложено на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (пункт 2.4.4 Устава).
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов денежных средств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Между тем в рассматриваемом случае недостаточность лимитов денежных средств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений судами не установлена. Как обоснованно указано судом первой инстанции, прокурором не заявлен конкретный способл устранения нарушений, который должен привести к обеспеченности осужденных необходимым количеством санитарно-бытового оборудования, в связи с чем наряду с увеличением оборудования может быть уменьшено число осужденных, содержащихся в общежитиях, что также приведет к установленной нормальной обеспеченности.
При этом ФСИН России, как главный распорядитель средств федерального бюджета, привлечена судом к участию к участию в административном деле, ее представитель участвовал в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций.
Ссылки подателя кассационной жалобы на иные судебные акты на правильность выводов судов по данному административному делу не влияют, основанием для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке служить не могут, о нарушении принципа единства судебной практики не свидетельствуют. Основания для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявленных требований устанавливаются судом при разрешении дела в каждом конкретном случае с учетом представленных доказательств по делу и установленных обстоятельств. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2023 года N 86-КГ23-3-К2, на которое ссылается податель кассационной жалобы, вынесено по иным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы об оборудовании общежития N 4 достаточным количеством писсуаров по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Довод кассационной жалобы о том, что отсутствие писсуаров компенсируется количеством полноценных унитазов, ранее являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции, и обоснованно был им отклонен, поскольку действующее законодательство предусматривает обязательное оборудование как унитазов, так и писсуаров.
То обстоятельство, что отряд N 8а ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 25 мая 2023 года (то есть после вынесения решения суда первой инстанции) не существует, о незаконности или необоснованности постановленного судебного решения не свидетельствует. Судами установлен факт нарушения норматива санитарных приборов в целом общежитии N 2. Кроме того, вопросы, связанные с процедурой исполнения постановленных судебных актов, при необходимости могут быть разрешены судом первой инстанции в установленном процессуальным законодательством порядке.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.