Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года по административному делу N 2а-5128/2023 по административному исковому заявлению Касканделовой Анны Сергеевны к Правительству Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Касканделовой А.С. обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Правительству Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 30 августа 2022 года Касканделова А.С. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с ходатайствами о переводе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровыми номерами N, площадью 1799 кв.м (местоположение: "адрес") и N, площадью 2765 кв.м (местоположение: "адрес") из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 14 марта 2023 года N 220р-П административному истцу отказано в изменении категории земель спорных земельных участков в связи с их несоответствием Генеральному плану Шуйского сельского поселения. Полагая отказ в переводе необоснованным, Касканделова А.С. просила суд признать указанное распоряжение Правительства Республики Карелия незаконным и обязать административных ответчиков повторно рассмотреть ходатайства и принять решение о переводе земельных участков из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 июля 2023 года отменено.
Принято по делу новое решение об удовлетворении иска.
Признано незаконным распоряжение Правительства Республики Карелия от 14 марта 2023 года N 220р-П.
На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность в течение тридцати дней с момента получения апелляционного определения повторно рассмотреть ходатайство Касканделовой А.С. о переводе земельных участков с кадастровыми номерами N, N из категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" от 30 августа 2022 г. и в этот же срок сообщить о результатах рассмотрения административному истцу и в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 3 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 ноября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения, как вынесенного с нарушением норм материального права, оставив в силе решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 июля 2023 года.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия административному истцу были предварительно утверждены схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Условиями их предоставления являлось проведение работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет, перевод земельных участков из категории земель "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", а также изменение вида разрешенного использования с "запас" на "ведение личного подсобного хозяйства".
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 14 марта 2023 года N 220р-П административному истцу отказано в изменении категории земель спорных земельных участков в связи с их несоответствием целевому назначению согласно Генеральному плану Шуйского сельского поселения.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение соответствует закону и прав административного истца не нарушает.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия с выводами суда первой инстанции не согласилась, указав, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Решение суда отменено с принятием нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии со статьей 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу пункта 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Генеральный план сельского поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установив, что согласно Генеральному плану Шуйского сельского поселения земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в функциональной зоне СХ-3 - "Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство объектов капитального строительства", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление испрашиваемого административным истцом целевого назначения данных земельных участков - для ведения личного подсобного хозяйства не соответствует документам территориального планирования.
Между тем материалами дела установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены за границами населенного пункта.
Одним из основных предназначений функционального зонирования является создание основы для установления территориальных зон правилами землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которыми, в свою очередь, устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, установленное документами территориального планирования назначение территорий конкретизируется установлением территориальных зон в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Хотя правила землепользования и застройки не относятся к документам территориального планирования, именно они, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны, определяют виды разрешенного использования земельных участков.
Материалами дела установлено, что в соответствии действующими Правилами землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утвержденными решением Совета Прионежского муниципального района от 10 мая 2017 года N 5 (с последующими изменениями) земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в территориальной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС", градостроительным регламентом которой предусмотрена возможность использования земельных участков с видом разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", поскольку одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в территориальной зоне СХ-3 является "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код 1.16)". Земельные участки с указанным видом относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, отнесение Генеральным планом Шуйского сельского поселения земельных участков с кадастровыми номерами N и N к функциональной зоне СХ-3 - "Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство объектов капитального строительства", с учетом их расположения за границами населенного пункта, само по себе не свидетельствует о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельных участков документам территориального планирования, поскольку в указанной зоне допускается использование земельных участков с видом разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках".
С учетом изложенного, то обстоятельство, что испрашиваемая цель использования земельных участков не предусматривает возможность строительства, не подтверждает использование земельных участков не по целевому назначению.
Доводы кассационной жалобы о противоречии ПЗЗ Шуйского сельского поселения параметрам функциональной зоны СХ-3 установленным в Генеральном плане сельского поселения подлежат отклонению, такое несоответствие в судебном порядке не установлено.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", для отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами N и N из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием испрашиваемых земельных участков целевому назначению по Генеральному плану Шуйского сельского поселения, следует признать правильным.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.