Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-612/2022) по кассационной жалобе Борисова "данные изъяты" на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 июля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 апреля 2023г. (N33а-3303/2023) по административному иску Борисова О.А. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными решений и действий, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Борисов О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, с учётом уточнений просил признать незаконными протокольные решения о постановке его на профилактический учет от 30 июня 2021г, 30 сентября 2021г, 30 декабря 2021г, 31 марта 2022г, решение о переводе его в тюрьму от 20 января 2022г, а также действий, направленных на лишение его возможности присутствовать на заседаниях комиссии, указав в обоснование, что на заседаниях комиссии Борисов О.А. не присутствовал, о наличии оспариваемых решений узнал из материалов дела N 4/15-3/2022, в рамках которого решался вопрос о переводе его в более строгие условия отбывания наказания.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 июля 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 апреля 2023г, в удовлетворении административного иска Борисова О.А. отказано.
В кассационной жалобе Борисов О.А. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что приговором Иркутского областного суда от 19 мая 2011 года Борисову О.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 24 года 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период с 13 по 18 ноября 2021г, с 02 декабря 2021г. по настоящее время Борисов О.А. как злостный нарушитель порядка отбывания наказания содержится в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми. Ранее, с 2014г. также неоднократно содержался в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Борисов О.А. за время отбывания наказания привлекался к дисциплинарной ответственности 169 раз, поощрений не имеет. К моменту поступления в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в июне 2021г. имел 157 взысканий, неоднократно водворялся в ШИЗО.
Решением заседания комиссии от 30 июня 2021г. Борисов О.А. поставлен на профилактический учёт как лицо, склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка сроком на 3 месяца. Основанием для принятия данного решения явился рапорт старшего оперуполномоченного оперативного отдела и и.о. начальника оперативного отдела ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми от 18 июня 2021г, содержащий сведения о допущенных Борисовым О.А. нарушениях и отсутствии положительной реакции на меры воспитательного воздействия.
На основании рапортов старшего оперуполномоченного оперативного отдела и заместителя начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми от 24 сентября 2021г. и от 30 сентября 2021г. Борисов О.А. обсуждался на заседании комиссии 30 сентября 2021г, результатом которого явилась постановка осужденного на профилактический учёт как лидера и активного участника группировок отрицательной направленности, а также как лица, оказывающего негативное влияние на других осужденных, на срок 3 месяца. Этим же решением продлен срок нахождения Борисова О.А. на профилактическом учёте на 3 месяца.
Решением комиссии от 30 декабря 2021г. Борисов О.А. поставлен на профилактический учёт как лицо, нарушающее установленный порядок отбывания наказания, лидер и активный участника группировок отрицательной направленности, при том, оказывающий негативное влияние на других осужденных.
Согласно рапорту старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Борисов О.А. продолжает нарушать действующий порядок отбывания наказания и правила внутреннего распорядка, на меры воспитательного воздействия не реагирует, имеет действующие взыскания; имеется информация о намерениях Борисова О.А. оказывать негативное влияние на оперативную обстановку в учреждении.
Рапорт старшего оперуполномоченного и начальника оперативного отдела от 30 марта 2022г, поступивший на имя начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ФИО6 о поведении и характеристиках осужденного Борисова О.А, явился основанием для созыва комиссии, на заседании которой 31 марта 2022г. Борисову О.А. продлён срок нахождения на профилактическом учете как лица, нарушающего установленный порядок отбывания наказания, лидера и активного участника группировок отрицательной направленности, оказывающего негативное влияние на других осужденных.
Из выписок протоколов заседания комиссий от 30 июня 2021г, 30 сентября 2021г, 30 декабря 2021г, 31 марта 2022г. следует, что осужденный Борисов О.А, принимавший личное участие в заседаниях, от дачи каких-либо пояснений и доводов отказался.
Борисов О.А. от ознакомления с протокольными решениями о постановке его на профилактический учет (продлении срока нахождения на профучёте) отказался, о чём свидетельствуют соответствующие отметки на выписках из протоколов.
20 января 2022г. состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопроса о переводе осужденного Борисова О.А. в тюрьму, по итогам которого комиссией принято решение о направлении представления в Усть-Вымский районный суд о переводе Борисова О.А, как отрицательно характеризующегося, в тюрьму. На заседании комиссии были изучены материалы, в том числе справка старшего оперуполномоченного оперативного отдела, характеристика начальника отряда.
Согласно материалам осужденный Борисов О.А. характеризуется отрицательно, не стремится встать на путь исправления, неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Из протокола от 20 января 2022г. N 2 следует, что осужденный Борисов О.А. присутствовал на заседании комиссии, давал свои пояснения.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь статьями 218, 226, 227 КАС РФ, положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положениями Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013г. N72, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемые Борисовым О.А. решения о постановке истца на профилактический учёт, о переводе в тюрьму приняты с соблюдением порядка их принятия на заседаниях комиссий уполномоченными членами комиссий, в присутствии осужденного, что подтверждается выписками из протоколов N 7 от 30 июня 2021 года, N 11 от 30 сентября 2021 года, N 15 от 30 декабря 2021 года, N 2 от 20 января 2022 года, N 3 от 31 марта 2022 года, от подписи в ознакомлении с решениями комиссий N 7 от 30 июня 2021 года, N 11 от 30 сентября 2021 года, N 15 от 30 декабря 2021 года, N 3 от 31 марта 2022 года Борисов О.А. отказался, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Борисовым О.А. требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, отметив, что пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Суд апелляционной инстанции признал обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что основания для постановки Борисова О.А. на профилактический учёт, а также для принятия решения об инициировании перед судом ходатайства о переводе осужденного в тюрьму у административного ответчика имелись, процедура принятия данных решений административным ответчиком соблюдена, решения приняты уполномоченными на то лицами.
Постановка на профилактический учёт не может рассматриваться как нарушение прав и свобод осужденного либо привлечение его к ответственности, а также не влечёт возложение на осужденных каких-либо обязанностей, при соблюдении требований нормативных актов, регламентирующих указанный вопрос, что в данном случае имело место быть, поскольку основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление осужденного.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 июля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 апреля 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Борисова "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 июля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 апреля 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 января 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.