Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года (N 2а-4068/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года по административному иску Мелентьева И.Л. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ М-222/1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ М-222/9-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания под стражей ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мелентьев И.Л. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным иском к УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания под стражей за период с 26 ноября 2002 года по 21 декабря 2022 года в следующих учреждениях: ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ М-222/1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ М-222/9-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 1 000 000 рублей. В обоснование заявленных требований указывал, что содержался в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми, где условия содержания являлись ненадлежащими ввиду отсутствия горячего водоснабжения.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми 10 мая 2023 года административный иск Мелентьева И.Л. удовлетворен частично. Признаны незаконными действия (бездействие) учреждений УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Мелентьева И.Л. в исправительных учреждениях ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ М-222/1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ М-222/9-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Мелентьева И.Л. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 30 000 рублей. В удовлетворении требований Мелентьева И.Л. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ М-222/1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ М-222/9-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года в части удовлетворенных требований Мелентьева И.Л. о признании незаконными действия ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания под стражей в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в период с 26 ноября 2002 года по 27 июня 2003 года отменено.
Производство по административному делу по административному иску Мелентьева И.Л. о признании незаконными действия ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания под стражей в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в период с 26 ноября 2002 года по 27 июня 2003 года прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 11 ноября 2023 года, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, несоответствии ее размера требованиям разумности и справедливости.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, что административный истец содержался под стражей и отбывал наказание в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми с 26 ноября 2002 года по 27 июня 2003 года, с 27 декабря 2004 года по 19 мая 2005 года, с 4 августа по 19 сентября 2020 года и с 29 декабря 2020 года по 16 ноября 2021 года.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Мелентьев И.Л. содержался с 21 мая по 2 сентября 2005 года, с 14 по 22 марта 2013 года.
В ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республики Коми - с 28 июня 2003 года по 4 августа 2004 года, с 21 сентября по 28 декабря 2020 года и с 18 ноября 2021 года по 21 декабря 2022 года.
С 11 августа по 7 сентября 2004 года Мелентьев И.Л. содержался в М-222/1 г. Микунь, а с 7 по 14 сентября 2004 года - в М-222/9-22 п. Едва.
Исправительные учреждения М-222/1 (г. Микунь) и М-222/9-22 (п. Едва) ликвидированы, правопреемниками которых выступают соответственно ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике и ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми.
В период с 2 сентября 2005 года по 5 февраля 2010 года отбывал уголовную меру наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, когда в периоды с 4 по 28 июля 2006 года, с 10 июня по 8 июля 2007 года, с 4 по 14 сентября 2007 года убывал в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.
В период с 5 февраля 2010 года по 14 марта 2013 года и с 28 апреля по 22 декабря 2014 года отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, когда с 15 февраля по 6 марта 2013 года убывал в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.
С 22 марта по 28 апреля 2014 года отбывал наказание с содержанием в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, откуда этапировался в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, где содержался с 24 ноября по 8 декабря 2013 года.
Мелентьев И.Л. с 22 декабря 2022 года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Коми.
Установив, что в период содержания Мелентьев И.Л. в указанных следственных изоляторах и исправительных колониях допускались в различные периоды нарушения условий содержания, в частности: отсутствие горячего водоснабжения, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 30 000 рублей.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду их необоснованности.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Вместе с тем судебная коллегия усмотрела основания для прекращения производства по административному делу в части требований о признании ненадлежащими условия содержания Мелентьева И.Л. в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республики Коми, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения в период с 16 ноября 2002 года по 27 июня 2003 года, поскольку имеется вступивший в законную силу судебный акт по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, что и по настоящему делу.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений "СП 247.1325800.2016. Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных Приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 года N 245/пр, Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Мелентьева И.Л. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 30000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года в неотмененной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.