Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республике Карелия от 20 июня 2023 года (N 2а-4692/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года по административному исковому заявлению Вересова Е.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России о признании незаконными и отмене решений о постановке на профилактический учет, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к поджогам, решением ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия от 21 января 2022 года (далее - СИЗО-2), которое решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2022 г. признано незаконным. По прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия (далее - СИЗО-1) Вересов Е.А. решениями от 15 февраля 2022 года и 21 апреля 2022 года незаконно, по мнению административного истца, был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к совершению поджогов, лицо, склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, лицо, склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству, 14 июля 2022 года указанные профилактические учеты ему были продлены. Ранее постановка на профилактический учет как лица, склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (29 мая 2018 года), лица, склонного к совершению суицида и членовредительству (29 октября 2018 года), также произведена незаконно, поскольку он не совершал каких-либо действий и преступлений, вред своему здоровью не причинял. На профилактический учет как лицо, склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, он поставлен незаконно и безосновательно. Ссылаясь на положительную характеристику, отсутствие нарушений, за которые он был поставлен на профилактический учет, административный истец просил суд признать незаконными и отменить с момента постановки все решения административной комиссии СИЗО-1 в части постановки и продления Вересову Е.А. вышеуказанных профилактических учетов, взыскать компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 1 марта 2023 года административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным и отменено решение административной комиссии СИЗО-1 от 15 февраля 2022 года в части постановки Вересова Е.А. на профилактический учет как лица, склонного к поджогам, с взысканием компенсации в пользу административного истца в размере 1 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 мая 2023 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 1 марта 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения аапелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года, административный иск удовлетворен частично. Признаны незаконными и нарушающими права Вересова Е.А. действия должностных лиц СИЗО-1 по постановке его на профилактический учет в качестве лица, склонного к совершению поджогов, допущенные 21 апреля и 14 июля 2022 года. С Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Вересова Е.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере 3 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 16 ноября 2023 года, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм материального права, отсутствием надлежащей оценки обстоятельств дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Вересов Е.А. 10 октября 2017 года осужден приговором Плесецкого районного суда Архангельской области по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ к 4 годам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Верховного Суда Республики Карелия от 6 мая 2010 года, которым он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, окончательно назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с постановлением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 января 2022 года N 1-395/7 на основании ст. 77.1 УИК РФ Вересов Е.А. 05 февраля 2022 года был этапирован из СИЗО-2 в СИЗО-1, 25 февраля 2022 года выбыл в СИЗО-2, а 20 апреля 2022 года прибыл обратно в СИЗО-1.
В период отбывания наказания в исправительных учреждениях административный истец был поставлен на профилактические учеты:
как лицо, склонное к нападению на сотрудников правоохранительных органов, - на основании решений административной комиссии по постановке на профилактический учет ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Архангельской области от 20 декабря 2017 года; основанием постановки на учет послужил в том числе рапорт старшего инспектора группы по воспитательной работе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Архангельской области от 19 декабря 2017 года о возможном нападении на сотрудников УФСИН России по Республике Карелия; в указанную дату Вересов Е.А. снят с профилактического учета как лицо, склонное к самоубийству и членовредительству;
как лицо, склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, - на основании решения административной комиссии СИЗО-1 от 29 мая 2018 года (автоматически в соответствии с пунктом 39 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72 (далее - Инструкция), ввиду ранее принятого решения о постановке на данный учет в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Архангельской области от 20 декабря 2017 года);
как лицо, склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству, - на основании решения административной комиссии СИЗО-1 от 29 октября 2018 года; основанием постановки на учеты послужил, в частности, рапорт оперуполномоченного оперативной группы СИЗО-1 от 29 октября 2018 года, согласно которому Вересов Е.А. 27 и 28 октября 2018 года совершал действия членовредительского характера, а также систематически нарушал правила внутреннего распорядка исправительного учреждения;
как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству, - на основании решения административной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12 августа 2021 года; основанием постановки послужил рапорт психолога психологической лаборатории от 5 августа 2021 года;
как лицо, склонное к совершению поджогов, - на основании решения административной комиссии СИЗО-2 от 20 января 2022 года;
автоматически как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству, как лицо, склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, как лицо, склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, как лицо, склонное к совершению поджогов, - на основании решения административной комиссии СИЗО-1 от 15 февраля 2022 года с учетом пункта 39 Инструкции.
Решением административной комиссии СИЗО-2 от 8 апреля 2022 года автоматически продлен профилактический учет Вересова Е.А. как лица, склонного к совершению суицида и членовредительству, как лица, склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, как лица, склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
На основании вышеуказанного решения СИЗО-2 от 8 апреля 2022 года решениями административной комиссии СИЗО-1 от 21 апреля (в связи с убытием и повторным поступлением в СИЗО-1) и 14 июля 2022 года перечисленные профилактические учеты на основании пункта 39 Инструкции автоматически продлены.
14 октября 2022 года Вересов Е.А. обратился в суд с административным иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая наличие вступившего в законную силу судебного постановления о признании незаконным решения СИЗО-2 о постановке Вересова Е.А. на профилактический учет как лица, склонного к совершению поджогов, которое явилось основанием для автоматической постановки и продления соответствующего учета СИЗО-1, установив, что иные оспариваемые решения вынесены полномочным коллегиальным органом, оформлены в соответствии с требованиями закона, пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным лишь действий по постановке и продлению профилактического учета в качестве лица, склонного к совершению поджогов, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее - учреждения УИС), установлен указанной Инструкцией.
В соответствии с Инструкцией основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), посредством профилактических мероприятий (пункт 2).
Пунктами 4 и 5 Инструкции предусмотрено, что деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения
правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8).
В учреждениях уголовно-исправительной системы подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пункт 14).
Оперативные отделы учреждений УИС при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений (пункт 16).
Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые), в том числе, склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, склонные к совершению суицида и членовредительству, склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, склонные к совершению поджогов.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (пункт 26).
Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункт 27).
При этом начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28).
Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу (пункт 29).
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункт 30).
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (пункт 32).
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (пункт 33).
При поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета (пункт 39).
Проанализировав положения Инструкции о порядке постановки осужденного на профилактический учет, а также приняв во внимание тот факт, что решение административной комиссии СИЗО-2 от 20 января 2022 года по постановке Вересова Е.А. на профилактический учет как лица, склонного к совершению поджогов, вступившим в законную силу решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2022 года признано незаконным и подлежащим отмене, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия СИЗО-1 по автоматической постановке на учет и продлении такого учета административному истцу (21 апреля и 14 июля 2022 года) не могут быть признаны законными, так как противоречат пункту 39 Инструкции.
Установив нарушение прав административного истца вследствие необоснованной постановки его на профилактический учет как лица, склонного к совершению поджогов, руководствуясь положениями статей 109, 110 УИК РФ, Инструкцией в отношении лиц, поставленных на профилактический учет суды пришли к верному выводу о наличии оснований для взыскания компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 рублей.
Оснований полагать размер определенной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023года без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.