Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-1431/2023) по кассационным жалобам Дашкова "данные изъяты" и ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 сентября 2023г. (N33а-7564/2023) по административному иску Дашкова В.С. о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дашков В.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации в размере 500 000 рублей за ненадлежащие условия содержания в период с 21 августа 2020г. по 05 мая 2021г. при отбытии им уголовного наказания, где по прибытию в исправительное учреждение в течение 14 дней находился в карантинном отделении с последующим размещением в отряде N6, в которых отсутствовало горячее водоснабжение, что доставляло дискомфорт и унижение, поскольку при осуществлении личной гигиены приходилось пользоваться ледяной водой, что приводило к простудным заболеваниям.
Также, Дашков В.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области о взыскании денежной компенсации в размере 1 000 000 рублей за ненадлежащие условия содержания с мая 2016г. по 16 апреля 2018г. при отбытии им наказания в исправительном учреждении, по прибытии в которое был помещен в карантинное отделение, где содержался 14 дней в отсутствие горячего водоснабжения, размещения туалета в отдельно стоящем здании, без отопления и оборудованного отверстием в полу. При распределении в отряд N 7 условия содержания также не соблюдались в виду нарушения нормы жилой площади, недостаточности в санузле санитарных приборов.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 03 марта 2023г. административные дела по названным административным искам объединены в одно производство.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2023г. административный иск Дашкова В.С. удовлетворен частично.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Дашкова В.С. взыскана компенсация в размере 30 000 рублей за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительных учреждениях в период с мая 2016г. по 16 апреля 2018г. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области (в части необеспечения централизованным горячим водоснабжением санитарных приборов, нехватки санитарных приборов), а также в период с 11 августа 2020г. по 5 мая 2021г. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми (в части необеспечения централизованным горячим водоснабжением санитарных приборов).
В остальной части в удовлетворении административного иска Дашкова В.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 сентября 2023г. решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Дашков В.С. просит изменить судебные акты в части размера присужденной компенсации.
В кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Дашков В.С. осужден приговором суда к уголовному наказанию в виде лишения свободы. В ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми прибыл 11 августа 2020г. с размещением в карантинное отделение, после чего 11 сентября 2020г. распределен в отряд N6, где размещался до освобождения условно-досрочно 05 мая 2021г.
В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области отбывал уголовную меру наказания в периоды с 15 мая 2016г. по 06 июня 2017г. с размещением в отряде N7, с 06 июня 2017г. по 28 февраля 2018г. с размещением в отряде N9, с 28 февраля по 16 апреля 2018г. с размещением в отряде N2.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, статьей 227.1 КАС РФ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца в приведенных исправительных учреждениях не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям действующего законодательства ввиду нарушения права на обеспечение горячей водой в помещениях карантинного отделения и помещениях отрядов, а также нарушения количественной нормы санитарного технического оборудования в отряде N7 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, в связи с чем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации в размере 30 000 рублей.
Иных нарушений условий содержания в исправительном учреждении, на которые ссылался административный истец в своем административном исковом заявлении, суд первой инстанции не установил.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положений "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных Приказом Минстроя России от 20 октября 2017г. N1454/пр, ином приведенном выше правовом регулировании.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Дашкова В.С. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 30 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационных жалобах по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 сентября 2023г. оставить без изменения, кассационные жалобы Дашкова "данные изъяты", ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми- без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 сентября 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 января 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.