Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года по административному делу N 2а-1952/2023 по административному исковому заявлению Исмагилова Дениса Валерьевича к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Исмагилов Д.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о признании нарушения его прав и взыскании денежной компенсации в размере 50 000 рублей.
В обоснование требований указано, что административным ответчиком на протяжении 4 лет нарушаются его права по отправке корреспонденции, обращения не принимают, расписки не выдают, числа в расписках ставят по своему усмотрению, почту передают операторам связи с нарушением сроков.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - начальник ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Алиев Р.Т.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года, признано нарушение прав действиями (бездействием) ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Исмагилова Д.В, выразившиеся нарушении сроков отправления почтовой корреспонденции.
Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Исмагилова Д.В. денежная компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 2 000 рублей.
В удовлетворении административных исковых требований к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания отказано.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 12 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 ноября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, и принятии нового решения, отказав административному истцу в удовлетворении административного искового заявления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Из положений статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу положений части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Судами по делу установлено, что Исмагилов Д.В. прибыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми 4 декабря 2018 года, находится на обычных условиях отбывания наказания.
В период содержания в исправительном учреждении у Исмагилова Д.В. приняты следующие обращения для отправки заказной корреспонденцией: 28 ноября 2022 года в Ухтинский городской суд Республики Коми, 26 января 2023 года в Сосногорский городской суд Республики Коми, 27 декабря 2022 года и 12 января 2023 года в Сыктывкарский городской суд Республики Коми; простой корреспонденцией 7 декабря 2022 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, 6 февраля 2023 года Председателю Ухтинского городского суда Республики Коми.
При этом обращение в Ухтинский городской суд Республики Коми, принятое 28 ноября 2022 года, отправлено почтовой связью 30 ноября 2022 года, в Сосногорский городской суд Республики Коми, принятое к отправке 26 января 2023 года, отправлено 1 февраля 2023 года, в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, принятое 27 декабря 2022 года, отправлено 29 декабря 2022 года, а принятое 12 января 2023 года, отправлено 24 января 2023 года.
Обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, принятое 7 декабря 2022 года, зарегистрированное за N, а также Председателю Ухтинского городского суда Республики Коми, принятое к отправке 6 февраля 2023 года, зарегистрированное за N, отправлены простой корреспонденцией 8 декабря 2022 года и 7 февраля 2023 года соответственно.
Также установлено, что Исмагиловым Д.В. отправлялись закрытые конверты заказной корреспонденцией в Замоскворецкий районный суд г. Москвы N от 3 ноября 2022 года, N от 8 декабря 2022 года, N от 14 декабря 2022 года, которые отправлены 3 ноября 2022 года, 8 декабря 2022 года, 15 декабря 2022 года.
Разрешая административное дело и частично удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что переданная 28 ноября 2022 года, 27 декабря 2022 года, 12 января 2023 года, 26 января 2023 года административным истцом почтовая корреспонденция для осуществления отправки адресатам, фактически отправлена с нарушением установленных законодателем сроков, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для присуждения соответствующей компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении на основании статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми с указанным выводом суда первой инстанции и определенным судом размером денежной компенсации согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных конкретных фактических обстоятельствах дела судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций о наличии правовых оснований для присуждения административному истцу компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении на основании статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации гарантировано право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
Право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса, закреплено в части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В силу пунктов 6.14, 126, 129, 133 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, осужденные имеют право получать и отправлять за счет собственных средств письма (в том числе в электронном виде при наличии технической возможности), почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
Получение и отправление осужденными к лишению свободы за счет собственных средств писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке и в случае необходимости в других доступных для осужденных к лишению свободы местах вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ изымается для отправления корреспонденция.
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми цензуре не подлежит.
С момента приема почтовой карточки, телеграммы или письма от осужденного к лишению свободы до их отправки, а также с момента поступления почтовой карточки, телеграммы или письма и до вручения адресату администрация ИУ несет ответственность за их сохранность.
Работником ИУ, ответственным за отправку предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, подавшему их осужденному к лишению свободы выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты приема.
Пунктом 151 указанных Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений также предусмотрено, что почтовые отправления, указанные в пункте 149 настоящих Правил, не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отметить, что не любое нарушение установленных законодателем сроков направления почтовой корреспонденции является существенным нарушением условий содержания и безусловно свидетельствует о нарушении конституционного права на обращение в государственные органы.
В силу вышеприведенных требований части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судам необходимо устанавливать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В данном случае судами по делу установлено, что почтовая корреспонденция осужденного Исмагилова Д.В, в адрес государственных органов, указанных в части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а именно, принятая 28 ноября 2022 года в Ухтинский городской суд Республики Коми, 7 декабря 2022 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, 6 февраля 2023 года Председателю Ухтинского городского суда Республики Коми, 26 января 2023 года в Сосногорский городской суд Республики Коми, 27 декабря 2022 года и 12 января 2023 года в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, была направлена адресатам с нарушением законов установленных сроков.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, нарушение предусмотренных законом сроков направления почтовой корреспонденции административного истца носило не единичный, а по существу системный характер.
Отсутствие факта утери указанной почтовой корреспонденции, вопреки доводам кассационной жалобы, об отсутствии нарушения прав административного истца при таком положении не свидетельствует.
Являясь осужденным, отбывающим наказание в исправительном учреждении, административный истец лишен возможности самостоятельно выполнить действия по передаче отправляемой корреспонденции в отделение почтовой связи, полностью зависим от совершения таких действий администрацией исправительного учреждения, на которую законом возлагается обязанность по передаче корреспонденции в установленные сроки, систематически нарушая которые, администрация нарушает права и законные интересы административного истца. При установленных обстоятельствах отсутствие наступления неблагоприятных последствий для административного истца в данном случае об обратном не свидетельствует.
Факт причинения вреда, либо его отсутствие значения для удовлетворения требований по смыслу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеет.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.