Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы административного ответчика Правительства Калининградской области, заинтересованного лица Министерства развития инфраструктуры Калининградской области на решение Полесского районного суда Калининградской области от 18 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 26 сентября 2023 года по административному делу N 2а-38/2023 по административному исковому заявлению прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Калининградской области, администрации муниципального образования "Полесский муниципальный округ" о возложении обязанности оборудовать остановочный пункт, стационарное электрическое освещение автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителей Правительства Калининградской области - Левенковой В.Т, Шатырева Д.А, представителей Министерства развития инфраструктуры Калининградской области - Орловой Е.А, Корнилова А.В, поддержавших доводы кассационных жалоб, пояснения прокурора Парфеновой Е.Г. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Полесского района Калининградской области обратился в суд с вышеназванным иском, указав, с учетом уточнения требований, что в связи с поступившими в прокуратуру района обращениями граждан проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, что в нарушение требований нормативных документов на протяжении всего участка автомобильной дороги по ул. Ореховой пос. Дачный Полесского района Калининградской области отсутствует уличное электрическое освещение. Остановочный пункт, расположенный по ул. Ореховой, не оборудован освещением, дорожными знаками, урной. Остановочный пункт, расположенный на участке автомобильной дороги регионального значения также не оборудован уличным освещением. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации внесены представления об устранении нарушений, которые рассмотрены, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Непринятие мер по устранению недостатков безопасности дорожного движения создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, тем самым нарушает права граждан в области безопасности дорожного движения. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор Полесского района просил обязать администрацию МО "Полесский муниципальный округ" в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать остановочный пункт, используемый для посадки и высадки детей, обучающихся в МАОУ "Полесская СОШ", расположенный на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Ореховой пос.
Дачный Полесского района Калининградской области, освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников), дорожными знаками и урной для мусора, в соответствии с требованиями п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007; в тот же срок обеспечить наружное уличное освещение на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 1700 м, по той же улице, в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017; обязать Правительство Калининградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наружное уличное освещение на участке автомобильной дороги регионального и межмуниципального значения "Полесск-Большаково- Дачный", расположенном в пределах населенного пункта пос. Дачный Полесского района, протяженностью 260 м, с координатами Х3740148, 47 Y1231000, 680 (км4 + 100), в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Определением суда от 18.04.2023 принят отказ прокурора от части исковых требований к администрации МО "Полесский муниципальный округ" о возложении обязанности оборудовать остановочный пункт, используемый для посадки и высадки детей, обучающихся в МАОУ "Полесская СОШ" и проживающих в пос. Дачный Полесского района, расположенный на участке автомобильной дороги регионального значения "Полесск-Большаково-Дачный", освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) в соответствии с требованиями п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Определением от 25.04.2023 суд перешел к рассмотрению дела в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Полесского районного суда Калининградской области от 18 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 26 сентября 2023 года, административное исковое заявление прокурора Полесского района Калининградской области удовлетворено. На администрацию МО "Полесский муниципальный округ" в течение 9 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу возложена обязанность оборудовать остановочный пункт, используемый для посадки и высадки детей, обучающихся в МАОУ "Полесская СОШ", расположенный на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Ореховой пос. Дачный Полесского района Калининградской области, освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников), дорожными знаками и урной для мусора, в соответствии с требованиями п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007.
На администрацию МО "Полесский муниципальный округ" в течение 9 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу возложена обязанность обеспечить наружное уличное освещение на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 1700 м, по ул. Ореховой пос. Дачный Полесского района Калининградской области в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017.
На Правительство Калининградской области в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу возложена обязанность обеспечить наружное уличное освещение на участке автомобильной дороги регионального и межмуниципального значения "Полесск-Большаково-Дачный", расположенном в пределах населенного пункта пос. Дачный Полесского района, протяженностью 260 м, с координатами ХЗ 740148, 47 Y1231000, 680 (км4 + 100), в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик и заинтересованное лицо подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно постановлению администрации МО "Полесский муниципальный округ" от
24.08.2021 N 835 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Полесский городской округ" автомобильная дорога по ул. Ореховой пос. Дачный Полесского района Калининградской области, общей протяженностью 1, 7 км, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
Согласно постановлению Правительства Калининградской области от 10.05.2011 N 328 "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области" автомобильная дорога "Полесск- Большаково"-Дачный, общей протяженностью 4, 1 км, является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, относится к V технической категории.
Из ответов ГКУ КО "Управление дорожного хозяйства Калининградской области" от 27.01.2023 и 14.02.2023 следует, что протяженность автомобильной дороги "Полесск-Болынаково"-Дачный, проходящей в пос. Дачный по ул. Ореховой, составляет 260 м, дорога относится к собственности Калининградской области.
Согласно ответу администрации МО "Полесский муниципальный округ" от 07.09.2022 подвоз школьников, проживающих в пос. Дачный, осуществляется школьным автобусом, выполняющим рейс согласно маршруту "Гараж-Ивановка-Зеленое-Полесск-Дачное-Стройный-Полесск- Гараж". Ул. Ореховая в пос. Дачный Полесского района частично располагается на автомобильной дороге общего пользования местного значения, протяженность участка дороги составляет 1700 м. По ул. Ореховой располагается два остановочных павильона, используемых для посадки и высадки школьников МАОУ "Полесская СОШ". Остановочные павильоны не освещены на автомобильной дороге "Полесск-Большаково"- Дачный, на автомобильной дороге по ул. Ореховой.
Из выписки из реестра объектов муниципальной собственности, находящихся в собственности МО "Полесский муниципальный округ", от 20.09.2022 видно, что автобусный павильон по адресу: г. Полесск, п. Дачное с 20.08.2015 находится в собственности муниципального образования "Полесский муниципальный округ".
Актом ОГИБДД МО МВД России "Гвардейский" от 13.01.2022 подтверждается, что на ул. Ореховой пос. Дачный Полесского района Калининградской области в нарушение п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствует посадочная площадка, площадка ожидания, тротуар, ведущий к остановочной площадке, пешеходный переход в районе остановочной площадки, автопавильон, скамьи, урны для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожный знак 5.16 "Место остановки автобуса", освещение с питанием от распределительных сетей или автономных источников.
14.01.2022 и 21.09.2022 прокурором Полесского района Калининградской области внесены представления в адрес главы администрации МО "Полесский муниципальный округ" об устранении указанных выше нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, которые не были исполнены.
Принимая решение об удовлетворении иска к Правительству Калининградской области, суды первой и апелляционной инстанций инстанции исходили из того, что бремя содержания данной автомобильной дорогой общего пользования регионального значения должна нести Калининградская область в лице Правительства Калининградской области.
Однако такие выводы судов первой и апелляционной инстанции противоречат действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно статье 12 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Положении статьи 15 данного Федерального закона N 257-ФЗ устанавливают, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании Уставного Закона Калининградской области от 12.10.2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области" правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области
Согласно статье 8 указанного Уставного Закона правительство участвует в проведении единой государственной политики, в том числе в сфере безопасности дорожного движения.
Между тем, Положением "О Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области", утверждённым Постановлением Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года N26 именно этот орган осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Сами региональные дороги переданы в оперативное управление ГКУ Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской области".
Судами первой и апелляционной инстанций производство работ по освещению дороги возложено непосредственно на Правительство Калининградской области. Однако из вышеперечисленных норм видно, что производство ремонтных работ не отнесено законом непосредственно к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст, 5 Федерального закона N 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, Постановлением Правительства Калининградской области от 13.07.2007 N 422 "Об отдельных вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Калининградской области" (далее - постановление Правительства N 422) утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно п. 3 Приложения N 1 к постановлению Правительства N 422 к собственности Калининградской области относится соединение дорогой, расположенной в границе поселения (в пределах проезжей части), регионального или межмуниципального значения, обеспечивающие проезд транзитного транспорта, при отсутствии автодорожных обходов этих поселений.
Таким образом, постановлением Правительства N 422 определено, что в пределах муниципального образования "Полесский муниципальный округ" Калининградской области к собственности Калининградской области относится только проезжая часть спорной автомобильной дороги регионального значения "Полесск-Большаково"-Дачный, проходящей в пос. Дачный по ул. Ореховой, составляет 260 м.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что ссылка на п. 3 Приложения N 1 к постановлению Правительства N 422 не может быть признана достаточной для определения лица, ответственного за содержание иных элементов дороги, определение соответствующего бюджета.
На основании пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Соответственно, выводы о противоречии постановления Правительства Калининградской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вправе делать только суд субъекта Российской Федерации по первой инстанции и апелляционный суд общей юрисдикции по второй инстанции.
Процедура оспаривания нормативных правовых актов регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Подсудность таких дел определяется статьёй 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Между тем, постановление Правительства Калининградской области от 13.07.2007 N 422 "Об отдельных вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Калининградской области" в настоящее время в установленном законом порядке не оспорено и недействующим не признано.
Соответственно, суды общей юрисдикции не вправе не учитывать этот нормативный правовой акт, регулирующий дорожную деятельность.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Однако, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, попадают ли сооружения, которые требует разместить прокурор в полосу отвода автомобильной дороги, и соответственно, кому принадлежит земельный участок, на котором прокурор ставит вопрос о размещении устройств стационарного электрического освещения.
Размещение стационарного освещения за полосой отвода автомобильной дороги может относиться к работам по благоустройству территории.
Согласно п. 25 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории муниципального городского округа.
Правила благоустройства территории муниципального образования "Полесский муниципальный округ" Калининградской области утверждены решением Совета депутатов муниципального образования "Полесский муниципальный округ" Калининградской области от 30.09.2020 N 8 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Полесский муниципальный округ" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с п. 2.13 Правил благоустройства к элементам благоустройства относится, в том числе, устройство наружного освещения и подсветки.
Содержание территории включает, в том числе, содержание объектов улично-дорожной сети, сети инженерных коммуникаций (п. 3.2. Правил благоустройства).
Размещение, содержание и эксплуатация устройств наружного освещения на территории муниципального образования предусмотрено гл. 6 Правил благоустройства.
Таким образом, организация благоустройства - оборудование освещения территории общего пользования, к которой относятся улицы и участки автомобильных дорог в населенных пунктах, возложена на орган местного самоуправления, однако надлежащая оценка данному доводу не дана ни в одном из оспариваемых судебных актов.
В соответствии с утвержденными Правилами благоустройства территория Полесского муниципального округа - территория муниципального образования, в границы которой входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Следовательно, работы по благоустройству территории, расположенной за полосой отвода автомобильной дороги не могут быть отнесены к дорожной деятельности по содержанию дорог регионального значения.
Состоявшиеся по делу судебные акты незаконны и подлежат отмене. Поскольку судами не установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, вынесение нового решения судом кассационной инстанции невозможно, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Полесского районного суда Калининградской области от 18 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 26 сентября 2023 года отменить.
Административное дело N 2а-38/2023 по административному исковому заявлению прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Калининградской области, администрации муниципального образования "Полесский муниципальный округ" о возложении обязанности оборудовать остановочный пункт, стационарное электрическое освещение автомобильной дороги направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.