Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-189/2023 по кассационной жалобе УФНС России по Республике Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 мая 2023 года по административному исковому заявлению УФНС России по Республике Карелия к Спирину Г.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя УФНС России по Республике Карелия Бажковой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
УФНС России по Республике Карелия обратилась с административным иском к Спирину Г.В, состоявшему на налоговом учете в качестве арбитражного управляющего и являвшемуся плательщиком страховых взносов. В связи с неуплатой задолженности, указанной в налоговом требовании, направленном в адрес налогоплательщика, УФНС России по Республике Карелия просило взыскать со Спирина Г.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2021 год в размере 8426 руб, пени за период с 11 января 2022 года по 19 января 2022 года в размере 21 руб. 49 коп.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии, за 2021 год в размере 32448 руб.; пени за период с 11 января 2022 года по 19 января 2022 года в размере 82 руб. 74 коп.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 2 марта 2023 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 мая 2023 года решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 2 марта 2023 года изменено путем изложения резолютивной части решения суда в новой редакции: "Административные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать со ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты", проживающего по адресу: "адрес", в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (N) задолженность в размере 40647 руб. 80 коп, в том числе:
недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: налог в размере 8358 руб. 09 коп. за 2021 г, пени в размере 21 руб. 31 коп.;
недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017г.): налог в размере 32186 руб. 32 коп. за 2021 г, пени в размере 82 руб. 08 коп.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать со ФИО1 (N) в бюджет Сортавальского муниципального района (N) государственную пошлину в размере 1418 руб.".
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 мая 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 16 ноября 2023 года, УФНС России по Республике Карелия ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая, что оно принято при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Установлено, что Спирин Г.В. в 2021 году состоял на налоговом учете как арбитражный управляющий (исключен из сводного государственного реестра арбитражных управляющих 18 января 2022 года) и применительно к положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
В связи с неисполнением административным ответчиком налоговой обязанности по уплате страховых взносов, руководствуясь статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган самостоятельно исчислил сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период 2021 года (32448 руб. - на обязательное пенсионное страхование и 8426 руб. на обязательное медицинское страхование), а также направил в адрес налогоплательщика требование N 290 по состоянию на 20 января 2022 года о необходимости уплаты в срок до 15 марта 2022 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в фиксированном размере 32448 руб. и пеней по ним в размере 82 руб. 74 коп. и на обязательное медицинское страхование за 2021 год в фиксированном размере 8426 руб. и пеней по ним в размере 21 руб. 49 коп.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции исходил из установленной обязанности административного ответчика по уплате спорных страховых взносов за 2021 год в полном объеме, соблюдения налоговым органом порядка и сроков принудительного взыскания, отсутствия доказательств уплаты налогоплательщиком недоимки.
Суд апелляционной инстанции нашел решение суда первой инстанции подлежащим изменению в силу следующего.
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Статьей 2, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, в частности, в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.
Согласно пункту 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения членства арбитражного управляющего в соответствующей саморегулируемой организации снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
Положениями пункта 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусмотрено, что саморегулируемая организация осуществляет функции по ведению реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации. В отношении лиц, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в реестре членов саморегулируемой организации наряду с информацией, указанной в части 3 настоящей статьи, должна содержаться подлежащая размещению на официальном сайте информация о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения.
Таким образом, прекращение статуса арбитражного управляющего наступает с момента включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего, а не с даты внесения Росреестром записи об исключении арбитражного управляющего из сводного государственного реестра арбитражных управляющих.
Согласно ответу Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (МСО ПАУ) от 16 мая 2023 года N НК-0229 членство Спирина Г.В. в указанной саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращено решением Совета МСО ПАУ от 28 декабря 2021 года (протокол N16) в связи с подачей им заявления о выходе по собственному желанию, запись о прекращении членства Спирина Г.В. в МСО ПАУ включена в реестр членов саморегулируемой организации 28 декабря 2021 года.
Указанная дата (28 декабря 2021 года) исключения Спирина Г.В. из реестра членов саморегулируемой организации подтверждается также представленными УФНС России по Республике Карелия в суд апелляционной инстанции сведениями и скриншотами с сайта Росреестра.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные в суде апелляционной инстанции обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что Спирин Г.В. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на медицинское страхование за период с 1 января 2021 года по 28 декабря 2021 года, изменив решение суда в соответствующей части.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного постановления, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФНС России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.