Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 года по административному делу N 2а-1127/2023 по административному исковому заявлению общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти" к Главе Республики Коми Уйба В.В, Администрации Главы Республики Коми, руководителю Администрации Главы Республике Коми Самоварову Д.В, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным действия, бездействия.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы представителя Главы Республики Коми, Администрации Главы Республики Коми и руководителя Администрации Главы Республике Коми - Кипрушевой И.Н, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общественное движение "Объединение граждан России "Источник Власти" обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Главе Республики Коми Уйба В.В, Администрации Главы Республики Коми, руководителю Администрации Главы Республике Коми Самоварову Д.В, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в необеспечении получения письменного ответа на обращение от 14 мая 2022 года N по существу поставленных вопросов или уведомления о перенаправлении обращения по указанному в обращении электронному адресу в установленный законом срок; бездействия, выразившегося в необеспечении объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения от 14 мая 2022 года N по вопросу предоставления гражданам в режиме реального времени возможности получать информацию о состоянии атмосферного воздуха на территории своего проживания.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГАУ РК "Центр информационных технологий", Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 года, административный иск общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти" оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти", в лице представителя Нагорного А.А, на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 27 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм процессуального права и норм материального права, и направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда.
Относительно кассационной жалобы общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти" Администрацией Главы Республики Коми, руководителем Администрации главы Республики Коми в лице представителя Кипрушевой И.Н. представлены возражения.
10 января 2024 года в Третий кассационный суд общей юрисдикции также поступила кассационная жалоба от Разумной С.А, являющейся представителем - председателем общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти", на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм процессуального права и норм материального права, и направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда.
В данной жалобе ее податель также приводит доводы о том, что судом первой инстанции при подготовке административного дела к судебному разбирательству не разрешен вопрос о вступлении в дело Разумной С.А. в качестве заинтересованного лица - физического лица, понесшего судебные расходы по делу, в связи с чем ставит вопрос о рассмотрении поданной кассационной жалобы, как кассационной жалобы от лица, не привлеченного к участию в деле, чьи права, свободы и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 318, пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правом кассационного обжалования обладают лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами, в том числе лица, не привлеченные к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным актом разрешен вопрос об их правах и обязанностях.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" также разъяснено, что судебные акты по административному делу могут быть обжалованы в кассационном порядке не только лицом, по жалобе (представлению) которого дело рассматривалось судом апелляционной инстанции, но и другими лицами, участвующими в деле, не подававшими апелляционную жалобу (представление), а также лицами, не привлеченными к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, права, свободы и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, включая лиц, о правах и об обязанностях которых судом разрешен вопрос.
Между тем, исходя из материалов дела, судебная коллегия оснований для рассмотрения поданной Разумной С.А. кассационной жалобы, как кассационной жалобы лица, не привлеченного к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, права, свободы и законные интересы которого нарушены вступившим в законную силу судебным актом, не усматривает.
В силу положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1). Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (часть 2).
Из материалов дела следует, что заявление Разумной С.А, являющейся по делу представителем административного истца, о вступлении в административное дело в качестве заинтересованного лица не подавалось. Ходатайство лиц, участвующих в деле, в том числе административным истцом, о привлечении к участию в деле Разумной С.А. в качестве заинтересованного лица не подавалось, данный вопрос судом не разрешался. Участником спорных правоотношений Разумная С.А. не является, вопрос о ее правах и об обязанностях судами первой и апелляционной инстанций не разрешался. Вопрос о судебных расходах судами по данному делу также не разрешался.
В то же время, Разумная С.А, являясь представителем - председателем общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти", не лишена возможности кассационного обжалования постановленных по делу судебных актов, в качестве представителя административного истца. С учетом изложенного, поступившую от данного лица кассационную жалобу следует рассматривать как дополнение к ранее поступившей кассационной жалобе общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к кассационной жалобе, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общественное движение "Объединение граждан России "Источник Власти" направило в адрес Главы Республики Коми через Интернет-приемную официального сайта Правительства Республики Коми в форме электронного документа обращение от 14 мая 2022 года N.
На основании запроса Администрации Главы Республики Коми от 17 января 2023 года N обращение административного истца от 14 мая 2022 года N перенаправлено ГАУ РК "ЦИТ" адресату, зарегистрировано в Администрации Главы Республики Коми 20 января 2023 года.
В соответствии с поручением заместителя руководителя Администрации Главы Республики Коми от 23 января 2023 года данное обращение направлено для рассмотрения первому заместителю Председателя Правительства Республики Коми в соответствии с компетенцией по разрешению поставленных вопросов, о чем заявитель уведомлен.
Письмом Администрации Главы Республики Коми от 26 января 2023 года N административному истцу разъяснено, что обращение от 14 мая 2022 года N на основании статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" перенаправлено в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми для рассмотрения.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в письме от 16 февраля 2023 года N административному истцу дан ответ на обращение по существу поставленных вопросов.
Разрешая административное дело, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, суд первой инстанции с учетом установленных им фактических обстоятельств дела пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административных ответчиков, поскольку в распоряжение Администрации Главы Республики Коми обращение административного истца, как установлено судом, поступило лишь 20 января 2023 года.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми, учитывая, что на обращение общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти" предоставлен мотивированный ответ по всем поставленным в нем вопросам, надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями административных ответчиков прав и законных интересов административным истцом не приведено, признала правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан, в том числе объединений граждан, определяет Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 1, части 3 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" орган, рассматривающий обращение обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, ответ подписывается уполномоченным на то лицом.
В данном случае судами установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2010 года N 497 "Об Операторе электронного правительства в Республике Коми" ГАУ Республики Коми "Центр информационных технологий" является уполномоченной организацией, ответственной за реализацию единой технологической политики построения инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми, за обеспечение функционирования государственных информационных систем Республики Коми и инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми.
Между Администрацией и ГАУ РК "ЦИТ" заключено Соглашение о взаимодействии по организации автоматизированных рабочих мест, информационно-вычислительному обслуживанию и обеспечению защиты информации, не составляющей государственную тайну, от 22 апреля 2015 года N, согласно которому ГАУ РК "ЦИТ" приняло на себя обязательства по оказанию таких услуг.
Электронный почтовый ящик intemet_priemnaya@rkomi.ru является служебным адресом сервиса Интернет - приемной, предназначенным для отправки уведомлений заявителям о поступлении обращений. Почтовые сообщения о поступлении обращения направляет автоматическая функция сервиса, когда обращение принято почтовым сервером. Уведомление, направленное заявителю с адреса электронной почты intemet_priemnaya@rkomi.ru, означает, что обращение принято сервисом Интернет - приемной.
Судами также установлено, что в период с 12 по 16 мая 2022 года возникли технические проблемы с функционированием интернет-приемной в части пересылки обращений на электронную почту отдела обращений граждан Администрации Главы Республики Коми, в связи с чем, поступившее 14 мая 2022 года от административного истца обращение с электронного почтового ящика lightrazum@istochik-vlasti.ru на электронную почту отдела обращений граждан Администрации Главы Республики Коми не поступало.
Учитывая, что передача писем от сервиса Интернет-приемной на электронный адрес Администрации Главы Республики Коми происходит в автоматическом режиме посредством узла, пересылающего сообщения электронной почтой, судами установлено, что у Администрации Главы Республики Коми техническая возможность проверить наличие обращений в базе данных сервиса Интернет-приемной отсутствует.
Материалами дела установлено и доводами кассационной жалобы не опровергается, что на обращение общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти" предоставлен мотивированный ответ по всем поставленным в нем вопросам.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судами не установлено. Нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) административных ответчиков прав и законных интересов административного истца судами не выявлено. То обстоятельство, что Администрацией Главы Республики Коми обращения общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти" от 14 мая 2022 года фактически рассмотрено лишь 23 января 2023 года, само по себе, при вышеуказанных обстоятельствах дела не свидетельствует о наличии достаточных правовых оснований для удовлетворения требований административного иска. При этом обращение рассмотрено Администрацией Главы Республики Коми в течение 30 дней со дня регистрации указанного обращения, что соответствует вышеприведенным требованиям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что административным истцом в заявлении в суд первой инстанции было указано на отсутствие правового интереса в требованиях к административным ответчикам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что при наличии указанного заявления административного истца у суда первой инстанции не возникло обязанности прекратить производство по делу, поскольку обстоятельств для прекращения производства по делу, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлено, ходатайства административного истца об отказе от административного иска заявлено не было.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что в силу части 2 статьи 194 и части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, указанные нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не освобождают суд от обязанности выяснять обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе предусмотренные частями 8-10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Рассмотрев административное дело по существу и выяснив обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе установив отсутствие нарушения прав административного истца, требующего восстановления в судебном порядке, суд в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановилрешение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, дополнения к кассационной жалобе, круг лиц, участвующих в административном деле определен судом исходя из положений главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и заявленных административным истцом требований.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о непривлечении судом ГАУ РК "ЦИТ" к участию в деле административного соответчика (привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица), ранее являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны им несостоятельными.
По правилам части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
В данном случае административным истцом какие-либо конкретные требования к ГАУ РК "ЦИТ" не сформулированы, в установленном процессуальном порядке не заявлены.
С учетом изложенного привлечение судом первой инстанции названного государственного учреждения к участию в деле в качестве заинтересованного лица не противоречит требованиям процессуального закона.
Вопреки доводам кассационной жалобы о нарушении права административного истца на возмещение судебных расходов в связи с добровольным удовлетворением административным ответчиком требований административного иска, вопрос о судебных расходах судами не разрешался.
При этом административный истец в соответствии с частью 1 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не лишен права обратиться с заявлением по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общественного движения "Объединение граждан России "Источник Власти" - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.