Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-752/2022 по иску Крупинской Антонины Егоровны к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконным решения об отмене повышенной фиксированной выплаты, обязании произвести перерасчёт пенсии, взыскании недополученной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Крупинской Антонины Егоровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крупинская А.Е. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения об отмене повышенной фиксированной выплаты, перерасчёте страховой пенсии по старости, взыскании невыплаченной части страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что является получателем трудовой пенсии по старости с 25 марта 2006 г. В 2022 г. Крупинская А.Е. обратилась к ответчику с заявлением о проверке правильности расчёта размера пенсии. Получив ответ на обращение, истец пришла к выводу, что при назначении пенсии ответчиком был выбран период работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. с отношением среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в тот период - 0, 815, что является для истца невыгодным. За период работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. отношение составило бы 0, 89, с учётом предоставления ею при назначении пенсии в ДД.ММ.ГГГГ г. всех необходимых документов. С позицией пенсионного органа, выраженной в письмах от ДД.ММ.ГГГГ г, ДД.ММ.ГГГГ г. об отсутствии у истца права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости без учёта периодов нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, истец не согласна. На основании изложенного, истец просила признать незаконным решение ответчика о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт пенсии с применением повышенной фиксированной выплаты с даты её отмены в ДД.ММ.ГГГГ г, произвести перерасчёт пенсии с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ - 0, 89 с даты назначения пенсии - ДД.ММ.ГГГГ г, с применением соответствующих индексаций и прочих предусмотренных повышений за весь период и, соответственно, взыскать с ответчика недополученную пенсию за весь период с момента её назначения; привлечь к ответственности должностных лиц пенсионного органа, производящих расчёт пенсии, за предоставление недостоверных сведений при расчёте размера пенсии; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500000 руб.
Определением судьи от 15 августа 2022 г. в принятии требования о привлечении должностных лиц к ответственности отказано на стадии принятия иска к производству.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г, исковые требования Крупинской А.Е. удовлетворены частично, признано незаконным решение о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости N, на ответчика возложена обязанность произвести Крупинской А.Е. перерасчёт размера фиксированной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в сторону увеличения с учётом имеющегося стажа работы в районах Крайнего Севера, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. в части признания решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, перерасчёте страховой пенсии по старости отменено, дело в отменённой части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2023 г. решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Крупинской Антонины Егоровны о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия N о снижении размера фиксированной выплаты Крупинской Антонине Егоровне с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия произвести Крупинской Антонине Егоровне соответствующий перерасчёт размера фиксированной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно в сторону увеличения с учётом имеющегося у истца стажа работы в районах Крайнего Севера в размере более 15 лет.
Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности, удовлетворении требований истца в полном объёме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истцу судебное извещение вручено 22 декабря 2023 г, ответчику - 9 января 2024 г. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 12 декабря 2023 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Крупинская А.Е, ДД.ММ.ГГГГ г.р, является получателем трудовой пенсии по старости.
Материалы пенсионного дела содержат справку ФГУП "Почта России", уточняющую характер работы и условия труда от ДД.ММ.ГГГГ N; архивную справку N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпусков по уходу за ребёнком до 1, 5 лет; архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ N. N о размере заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Иные документы, содержащие сведения о размере заработной платы истца в другие периоды, в материалах пенсионного дела до ДД.ММ.ГГГГ г. отсутствуют.
В соответствии с имеющимися документами был произведён расчёт стажа, определён размер пенсии, исходя из размера заработной штаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Данных для расчёта отношения заработка пенсионера к среднему заработку за иной период в пенсионном деле до 2022 г. не имелось. Расчёт пенсии произведён по имеющимся документам в соответствии с заявлением истца о назначении пенсии.
В дальнейшем производились выгодные для истца перерасчёты пенсии, проверки отношения заработка истца к среднемесячному заработку по стране, новые сведения представлены не были, отношение заработков оставалось прежним - 0, 815.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж истца составил 24 года 08 месяцев 16 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера (далее РКС, с учётом периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, далее МКС) - 16 лет 00 месяцев 01 день.
В связи с приобретением необходимого календарного стажа работы районах Крайнего Севера и страхового стажа распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно назначена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. её размер составлял 10831, 11 руб.
В ДД.ММ.ГГГГ г. ответчиком были получены справки о размере заработка истца в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг, о периодах отпусков по уходу за детьми. На их основании произведён перерасчёт размера заработка, установлен более выгодный для истца период - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент составил - 0, 89.
Также произведён расчёт стажа на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым страховой стаж - 24 года 08 месяцев 16 дней; стаж работы в РКС (с учётом периодов работы в МКС) - 16 лет 03 месяца 02 дня.
Распоряжением N размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости снижен в связи с исключением из стажа РКС в целях определения права на повышенную фиксированную выплату периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Размер фиксированной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ с учётом районного коэффициента стал составлять 8303, 85 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части признания решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, перерасчёта страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 13, 14, 17, 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 г..N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законом о труде РСФСР", статью 167 Кодекса законов о труде РСФСР, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г.."О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", пункт 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г..N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", разъяснения, содержащиеся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установив, что начало периодов, о включении которых просит истец, имело место до 6 октября 1992 г, принимая во внимание, что ранее действующее пенсионное законодательство предусматривало зачёт периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет во все виды стажа до 6 октября 1992 г, включая стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, исходил из единообразного порядка исчисления стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, пришёл к выводу, что в стаж работы в районах Крайнего Севера (местности, приравненной к районам Крайнего Севера) для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии подлежат включению периоды ухода за
детьми до достижения ими возраста полутора лет с 12 июня 1981 г..по 15 октября 1982 г..и с 16 апреля 1990 г..по 7 февраля 1993 г, при включении которых указанный стаж составит более 20 лет, что является достаточным основанием для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
При повторном рассмотрении дела, учитывая положения части четвёртой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой для суда обязательны указания вышестоящего суда о толковании закона, суд апелляционной инстанции установилоснования для отмены решения суда в части.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Согласно части четвёртой статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Часть четвёртая статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" является элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ею правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренной вышеназванной статьёй является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Право граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости выделено законодателем в отдельную правовую норму - статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом порядок подсчёта страхового стажа по части шестой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" для определения права на досрочное назначение пенсии, с возможностью применения ранее действовавшего законодательства, отличается от порядка подсчёта страхового стажа по части четвёртой статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, которой закреплено исчисление страхового стажа только в календарном порядке.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть восьмая статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Устанавливая такое правовое регулирование, федеральный законодатель предусмотрел возможность засчитывать в трудовой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), только в целях определения права на страховую пенсию.
Вместе с тем частью первой статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Таким образом, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью пятой статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" определение количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, производится в соответствии с действующим законодательством, без применения ранее действовавших норм.
Ранее действовавшее законодательство предусматривало включение периодов отпуска по уходу за детьми во все виды стажа с целью реализации прав граждан на трудовые пенсии, при этом размер пенсии, исчисленной в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", повышался только определённым в статье 110 категориям граждан (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и гражданам, награждённым орденом Славы трёх степеней, участникам Великой Отечественной войны, чемпионам Олимпийских игр и др.), то есть вне зависимости от наличия стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Установлено, что истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, спорные периоды зачтены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, районах Крайнего Севера при определении права на досрочное назначение пенсии по старости. К работе на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях приравнивается только работа и иная деятельность, за которую начислялись и уплачивались страховые взносы. Период ухода за ребёнком включается в специальный стаж и страховой стаж для определения права на досрочную пенсию.
Таким образом, на основании установленных обстоятельств и положений действующего законодательства, право на включение спорных периодов нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с требованиями ранее действующего законодательства у истца не возникло.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции в части признания решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, перерасчёте страховой пенсии по старости обоснованно отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения периодов отпуска по уходу за детьми в стаж, учитываемый для назначения повышенной фиксированной выплаты в связи с тем, что данный стаж учитывался при определении права истца на досрочную страховую пенсию по старости, основаны на неверном толковании положений Федерального закона "О страховых пенсиях".
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Оснований, предусмотренных законом для отмены обжалуемого апелляционного определения, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Крупинской Антонины Егоровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.