Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Ваганова А.Б, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-720/2023 по иску Шамрая Тараса Викторовича к акционерному обществу "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - АО "Кольская горно-металлургическая компания") о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Шамрая Т.В. на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 27 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, объяснения представителя Шамрая Т.В. Романович С.А, действующей по доверенности от 13 июня 2023 г, представителя АО "Кольская горно-металлургическая компания" Деминцевой Ю.А, действующей по доверенности от 1 января 2024 г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шамрай Т.В. обратился в суд с иском к АО "Кольская горно-металлургическая компания", просил признать распоряжение о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания от 16 марта 2023 г. N КГМК-138/007-р-а незаконным, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Решением Мончегорского городского суда Мурманской области от 27 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 октября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Шамрая Т.В. отказано.
В кассационной жалобе Шамрая Т.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие Шамрая Т.В. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что на основании приказа (распоряжения) от 14 февраля 2023 г. N КГМК-0200/1402-5-К Шамрай Т.В. принят на работу с 16 февраля 2022 г. в структурное подразделение АО "Кольская горно-металлургическая компания" - Аварийно-спасательная служба г. Мончегорск на должность начальника службы на неопределённый срок с тарифной ставкой 52 206 руб, районный коэффициент 1, 5, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80 процентов.
Между АО "Кольская горно-металлургическая компания" и Шамраем Т.В. заключен трудовой договор от 14 февраля 2022 г. N КГМК 0200/1402-4, согласно которому работодатель обязуется предоставить работнику работу по должности (профессии) начальник Аварийно-спасательной службы, обеспечить условия труда, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном объёме выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую настоящим договором трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка (раздел 1).
Трудовой договор заключается на неопределённый срок с 16 февраля 2022 г. (пункт 2.1) и является договором по основной работе (пункт 2.2). Работнику устанавливается испытание продолжительностью три месяца (пункт 2.3).
В силу пункта 3.2 трудового договора работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него действующим законодательством Российской Федерации, настоящим договором и должностной (рабочей) инструкцией; соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя; подчиняться требованиям приказов и иных распорядительных документов работодателя.
Приказом от 2 апреля 2021 г. N КГМК/218-п утверждено Положение об аварийно-спасательной службе (далее - Положение). Должностные обязанности начальника аварийно-спасательной службы изложены в разделе 5 Положения, а именно: осуществление административно-распорядительной деятельности по службе на основе единоначалия; издание распоряжений, указаний, инструкций, обязательных для исполнения всеми работниками службы, а также контроль их исполнения; распределение обязанностей между командирами отрядов, их заместителями и помощниками, также командирами отделений, механиками и инструкторами службы; организация разработки должностных, трудовых инструкций подчинённых работников; организация разработки инструкции по охране труда и пожарной безопасности, нормативных технических документов на ремонт оборудования, оснащения, аварийно-спасательной и пожарной техники, а также других документов, регламентирующих деятельность службы; контроль выполнения подчинённым персоналом оперативных производственных (служебных) заданий, планов, программ, выполнения в установленные сроки отдельных поручений и предоставлением необходимой информации по запросам; организация работы с персоналом, включающее обучение, развития персонала, организацию оплаты труда и премирования работников, реализацию корпоративных и социальных программ, обеспечение социального партнёрства в службе; ведение переписки с СП, BCП общества, а также иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию начальника службы; осуществление взаимодействия с СП, ВСП общества, а также со сторонними организациями для решения оперативных вопросов производственной (хозяйственной) деятельности, входящих в его компетенцию.
Разделом 3 Положения предусмотрено, что основными направлениями деятельности аварийно-спасательной службы являются: выполнение горноспасательных работ; выполнение газоспасательных работ (пункт 3.1.2); тушение пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (пункт 3.1.3) ; деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (пункт 3.1.4); деятельность в области учёта и отчётности (пункт 3.1.5); деятельность в области управления персоналом, труда и заработной платы (пункт 3.1.6).
В октябре 2022 г. Шамраю Т.В. дано поручение о необходимости разработки планов тушения пожаров (ПТП) и карточек тушения пожаров на объекты компании, сроком исполнения до 11 ноября 2022 г, которое в указанный срок не выполнено. Шамрай Т.В. отчитался перед руководством о невыполнении задания в виду большой загруженности и отсутствия необходимых навыков по разработке подобных документов у личного состава аварийно-спасательной службы. Было принято решение об уменьшении нагрузки, сократив число объектов, в отношении которых требовалось провести разработку, до трёх, а остальные объекты отдать подрядчикам, срок исполнения продлён до 30 декабря 2022 г. Представленный истцом в декабре 2022 г. план не содержал конкретизации перечня объектов и требовал доработки.
По состоянию на 30 января 2023 г. от истца получен ответ, что план официально направлен в ГУ МЧС России, при этом отчёт о подтверждении отправки представлен письмом от 16 февраля 2023 г. и только в отношении одного из трёх порученных объектов.
На 15 февраля 2023 г. поручение по разработке и согласованию План-конспектов по проведению совместных тренировок по тушению пожаров на пожароопасные объекты компании не выполнено. Представлены План-конспекты по проведению совместных тренировок по тушению пожаров на пожароопасные объекты компании, которые не были согласованы с ПСЧ-10, носили формальный характер, а в описательной части содержалась информация, скопированная с другого объекта, без изменения данных по количеству резервуаров и объёма горючих жидкостей. Пожарная нагрузка и оборудование не соответствовало установленному в ВСП, а необходимые для тушения расчётные данные не соответствовали действительности при разливе ГЖ.
Также выявлено, что поручение об актуализации Положения "О нештатных аварийно-спасательных формированиях АО "Кольская горно-металлургическая компания" не выполнено, действия по актуализации положения, с указанием требований к аттестации, обучению, подготовке и разграничению зоны ответственности между ВСП и АСС затянуты с декабря 2022 г, а замечания до настоящего времени не устранены.
10 февраля 2023 г. в письменных объяснениях на имя начальника Управления пожарной безопасности Департамента промышленной безопасности Плюсова И.Л. Шамрай Т.В. указал, что 30 декабря 2022 г. ему поступило поручение актуализировать Положение о НАСФ, на основании которого истцом 9 января 2023 г. создано подпоручение по актуализации данного положения, сроком исполнения по 6 февраля 2023 г, поручение исполнено 1 февраля 2023 г. и направлено для согласования, но 3 февраля 2023 г. возвращено на доработку. Помимо вышеуказанного поручения Плюсова И.Л. к нему одновременно поступило указание от главного инженера Рябушкина М.И. составить планы тушения пожаров в количестве трёх штук (кобальтовое отделение, склад пропана, отделение цинкоочистки) актуализация положения находится в работе, устраняются выявленные недочёты, при том, что в составе аварийно-спасательной службы нет сотрудников компетентных в составлении планов тушения пожаров.
По изложенным обстоятельствам начальником Управления пожарной безопасности Департамента промышленной безопасности Плюсовым И.Л. на имя заместителя генерального директора Департамента промышленной безопасности Лыкова И.Н. 17 февраля 2023 г. направлена докладная записка о нарушении трудовой дисциплины, из которой следует, что при проверке исполнения поручений (задач) в соответствии с установленными сроками, выданных начальнику аварийно-спасательной службы Шамраю Т.В, выявлен факт их неисполнения, что указывает на ненадлежащее исполнение работником своих должностных обязанностей. Резолюцией заместителя генерального директора Лыкова И.Н. от 17 февраля 2023 г. поручено запросить объяснительную и подготовить распоряжение.
21 февраля 2023 г. и 2 марта 2023 г. в письменных объяснениях истец указал, что ранее данные поручения выполнялись в силу возможностей аварийно-спасательной службы, результаты представлены на согласование, однако неоднократно возвращались с требованиями по устранению недостатков.
Распоряжением от 16 марта 2023 г. N КГМК-138/007-р-а "О применении дисциплинарного взыскания" начальник аварийно-спасательной службы Шамрай Т.В. на основании пункта 7.4 Положения об аварийно-спасательной службе N П328-18-2021 привлечён к дисциплинарной ответственности в виде замечания за неисполнение следующих поручений начальника Управления пожарной безопасности Департамента промышленной безопасности Плюсова И.Л.: разработать и направить в ГУ МЧС России по Мурманской области планы тушения пожаров (УЭК ГМО-3, отделение цинкоочистки и склада пропана ОКИ ЦЭН), срок 30 января 2023 г.; провести актуализацию Положения "О нештатных аварийно-спасательных формированиях АО "Кольская горно-металлургическая компания", с указанием требований к аттестации, обучению, подготовке и разграничению зоны ответственности между ВСП и АСС. Разработать и согласовать приказ о создании НАСФ в АО "Кольская горно-металлургическая компания", срок 7 февраля 2023 г.; разработать и согласовать с Пожарно-спасательной частью г. Мончегорска ПСЧ N 10-ФГКУ "2 ОФПС МЧС России по Мурманской области" (далее - ПСЧ-10) План-конспекты по проведению совместных тренировок по тушению пожаров на пожароопасные объекты компании. Представленные План-конспекты 15 февраля 2023 г. не имели согласования с ПСЧ-10 и носят формальный характер в описательной части, выразившийся в копировании информации с одного объекта на другой без изменения информации. Пожарная нагрузка и оборудование не соответствует установленному в ВСП, расчётные данные необходимые для тушения не соответствуют действительности, срок 10 февраля 2023 г.
Согласно приказу от 4 февраля 2023 г. истцу в период с 13 марта по 7 апреля 2023 г. предоставлен очередной отпуск в количестве 26 календарных дней, за отработанный период с 16 февраля 2022 г. по 15 февраля 2023 г.
С распоряжением о применении дисциплинарного взыскания истец ознакомлен 10 апреля 2023 г, после выхода из отпуска, о чём свидетельствует его подпись на распоряжении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 21, 22, 189, частями первой, пятой статьи 192, статьёй 193 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), разъяснениями, содержащимися в пунктах 35, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", установив, что Шамрай Т.В. не выполнял в установленный срок поручения непосредственного руководителя о разработке и направлении планов тушения пожаров отделения цинкоочистки и склада пропана организации, проведении актуализации Положения о нештатных аварийно-спасательных формированиях АО "Кольская горно-металлургическая компания", разработке и согласованию планов-конспектов по проведению совместных тренировок по тушению пожаров, принимая во внимание, что в письменных объяснениях по факту несвоевременного исполнения поручений истец указывал на отсутствие опыта работы и многочисленные возвраты подготовленных документов на доработку в виду выявленных недостатков, исходил из соблюдения ответчиком порядка применения дисциплинарного взыскания и соответствия меры дисциплинарного воздействия степени вины, обстоятельствам совершения проступка, его тяжести и предшествующему поведению работника.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в том числе статьям 21, 22, 192 Трудового кодекса, согласуются с правовой позицией, изложенной в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", согласно которой для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 Трудового кодекса), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Данные требования закона судами нижестоящих инстанций соблюдены.
Довод кассационной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих ознакомления истца с Положением об аварийно-спасательной службе в период с 16 февраля 2022 г. по 18 апреля 2023 г, неисполнение пункта которого вменяется ему в вину, является несостоятельным, само по себе отсутствие подписи в представленных листах ознакомления с локальным нормативным актом не указывает на то, что работник не ознакомлен с документом при установлении факта неоднократного предоставления работодателем Положения для ознакомления работнику, о чём свидетельствуют три различных листа ознакомления, как подписанных истцом 18 апреля 2023 г. (лист ознакомления от 14 марта 2022 г.), так и не содержащих его подписи (лист ознакомления от 18 февраля 2022 г, от 23 июля 2023 г.), а также направление на адрес рабочей электронной почты Шамрая Т.В. непосредственным руководителем - начальником Управления пожарной безопасности Департамента промышленной безопасности Плюсовым Л.И. Положения и организационной структуры аварийно-спасательной службы. Кроме того, истец, в силу обязанности исполнить поручение руководителя о проведении актуализации Положения путём внесения корректировки в конкретные пункты документа, не мог не ознакомится с исходной редакцией Положения.
С доводом кассационной жалобы о том, что распоряжения начальника Управления пожарной безопасности Департамента промышленной безопасности не являются распоряжением непосредственного руководителя, согласиться нельзя. Аварийно-спасательная служба состоит из профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые предназначены для проведения аварийно-спасательных работ и работ по тушению пожаров. Службу возглавляет начальник службы, который подчиняется непосредственно начальнику Управления пожарной безопасности. Из системного толкования приказа об организационной структуре АО "Кольская горно-металлургическая компания" от 2 февраля 2021 г, Положения об Управлении пожарной безопасности Департамента промышленной безопасности от 16 марта 2021 г, Положения об аварийно-спасательной службе от 2 апреля 2021 г. следует, что непосредственным руководителем начальника аварийно-спасательной службы является начальник Управления безопасности Департамента промышленной безопасности, следовательно, указания, касающиеся деятельности аварийно-спасательной службы подлежат выполнению всеми работниками аварийно-спасательной службы.
Довод кассационной жалобы об отсутствии выводов суда о действиях истца по неисполнению поручений о проведении актуализации Положения "О нештатных аварийно-спасательных формированиях АО "Кольская горно-металлургическая компания", разработке и согласованию плана-конспектов по проведению совместных тренировок по тушению пожаров на пожароопасные объекты компании, указанные в распоряжении от 16 марта 2023 г. N КГМК-138/007-р-а, опровергается мотивировочными частями судебных актов суда первой и апелляционной инстанций.
Довод кассационной жалобы о незаконности выводов суда о несоставлении планов тушения пожаров в указанные в распоряжении от 16 марта 2023 г. N КГМК-138/007-р-а сроки, без учёта утверждённого плана-графика, в котором значится срок исполнения до 1 ноября 2023 г, тождественен доводу апелляционной жалобы, получившему надлежащую правовую оценку в суде апелляционной инстанции, выражает несогласие с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 27 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шамрая Тараса Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.