Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 ноября 2023года кассационную жалобу Яковлева В.А, Яковлевой И.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 августа 2023 года по административному делу N 2а-855/2023 по административному исковому заявлению Яковлева Валерия Александровича, Яковлевой Ирины Александровны к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства с учетом произведенной частичной оплаты по договору о долевом участии в строительстве жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, в ее поддержку объяснения Яковлева В.А, представителя Яковлева В.А, Яковлевой И.А. по доверенности Штерна Е.А, возражения представителя Министерства строительства Самарской области по доверенности Таркиной Ю.А. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Яковлев В.А, Яковлева И.А. (далее также - административные истцы, заявители) обратились в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее также - административный ответчик, министерство).
В обоснование административного иска указано, что административные истцы уведомлением министерства от 26 августа 2022 года включены в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 927 от 13 декабря 2019 года, кроме того, министерством им направлено предложение об оказании меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере ранее оплаченной проблемному застройщику денежной суммы в размере 588484 рублей со ссылкой на то, что иные меры поддержки к ним не применимы, поскольку стоимость жилого помещения по договору долевого участия в строительстве в полном объеме не оплачена.
По мнению административных истцов, вышеуказанное решение является незаконным, поскольку 13 июля, 14 июля и 15 июля 2022 года ими произведена оплата оставшейся суммы по договору долевого участия в строительстве в общем размере 988477 рублей, и согласно выписке из реестра требований кредиторов от 28 июля 2022 года, выданной конкурсным управляющим застройщика, неисполненные обязательства перед застройщиком у них отсутствуют.
Считая свои права нарушенными, а решение министерства неправомерным, административные истцы просили суд: признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области, выразившееся в уведомлении N MC/7401 от 26 августа 2022 года в части включения частичной оплаты по договору N 2 о долевом участии в строительстве жилого дома N60 по ул. Вилоновской в г. Самаре от 8 января 2003 года; возложить на министерство обязанность устранить в полном объеме нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления и принятия по нему решения о включении требований в сумме 1577961 рубль в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 21 марта 2023года признано незаконным решение Министерства строительства Самарской области о включении Яковлева В.А, Яковлевой И.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства от МС/7401 от 26 августа 2022 года незаконным в части включения частичной оплаты по договору N 2 о долевом участии в строительстве жилого дома N 60 по улице Вилоновской в г. Самаре от 8 января 2003 года, изложенной и отраженной в предложении об оказании меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации от 26 августа 2022 года N МС/7402 в размере 588484 рублей; на министерство возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Яковлева В.А. и Яковлевой И.А, повторно рассмотрев и приняв решение по их заявлениям от 16 августа 2022 года о включении требований с учетом произведенной полной оплаты по договору о долевом участии в строительстве жилого дома в сумме 1577961 рублей в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ЯковлевуВ.А. и Яковлевой И.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, административные истцы просят отменить апелляционное определение от 3августа 2023 года ввиду неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о неправомерности выводов суда апелляционной инстанции о том, что административными истцами произведена оплата менее расчетной нормы в 72кв.м по договору N 2 о долевом участии в строительстве жилого дома N60 по улице Вилоновской в г. Самаре от 8 января 2003 года, что не позволяет им претендовать на получение иной меры государственной поддержки кроме денежной компенсации.
Согласно утверждению авторов жалобы, поскольку конкретный срок, в который должна быть произведена оплата стоимости жилого помещения по договору участия в долевом строительстве законодательно не оговорен, постольку право дольщика произвести доплату в период банкротства застройщика не может быть ограничено, в том числе по решению уполномоченного органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что 8 января 2003 года между Яковлевым В.А, Яковлевой И.А. с одной стороны, и ЗАО Промышленно-финансовая строительная компания "Эл-Гранд" с другой стороны, заключен договор N о долевом участии в строительстве, предметом которого является проектирование и строительство жилого "адрес" в "адрес", а дольщики инвестируют долю в строительстве указанного дома в объеме, составляющем 137, 04 кв.м общей площади, что соответствует трехкомнатной "адрес" на ФИО3 этаже.
Стоимость выделенного объема долевого участия составляет на момент заключения договора 53628 условных единиц, исходя из стоимости 1 кв.м общей площади равной 400 условных единиц (л.д. 11-17).
ДД.ММ.ГГГГ между застройщиком и административными истцами заключено дополнительное соглашение N к договору N от ДД.ММ.ГГГГ о долевом участии в строительстве жилого дома, в соответствии с которым пункт 3.1 договора определено читать в следующей редакции: стоимость выделенного объекта долевого участия на момент заключения договора составляет 53628 условных единиц, исходя из стоимости 1 кв.м общей площади, равной 400 условных единиц, с оплатой в следующем порядке: 20000 условных единиц вносятся дольщиком при подписании договора, оставшаяся сумма равными долями вносится с начала строительно-монтажных работ до завершения строительства жилого дома (л.д.72).
Факт передачи административными истцами денежных средств по вышеуказанному договору подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам от ДД.ММ.ГГГГ N, N на общую сумму 634200рублей (л.д. 73).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 3 августа 2012 года ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2011 года по делу N А55-5075/2009 о несостоятельности (банкротстве) требование Яковлева В.А. и Яковлевой И.А. включено в реестр требований о передаче жилого помещения должника ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" в виде трехкомнатной квартиры строительный N по адресу строительства: "адрес", общей площадью 137, 04кв.м; сумма уплаченная по договору составляет 588484 рублей, не исполненные обязательства перед застройщиком 989477 рублей (л.д. 18-20).
Постановлением следователя СЧ ГСУ при ГУВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы признаны потерпевшими по уголовному делу (л.д. 74-75).
Обязанность по строительству и вводу в эксплуатацию жилого дома, а также по передаче квартиры административным истцам, застройщиком не исполнена.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011года N 329 жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 17декабря 2019 года N 216-П проблемный объект признан невозможным к завершению строительства (л.д. 125).
Согласно платежным поручениям от 13 июля, 14 июля и 15 июля 2022года административными истцами ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" внесена оплата в размере 988 477 рублей (л.д. 21-24).
Согласно выпискам из реестра требований кредиторов от 28 июля 2022года, выданным конкурсным управляющим ЗАО ПФСК "Эл-Гранд", сумма, уплаченная административными истцами по договору, составляет 788980, 50 рублей на каждого или 1577961 рублей в целом (л.д. 25-26).
Согласно уведомлению Министерства строительства Самарской области от 26 августа 2022 года N МС/7401 по результатам рассмотрения заявления от 16 августа 2022 года административные истцы включены в пятую очередь реестра пострадавших участников долевого строительства (л.д. 8).
Решением Министерства строительства Самарской области от 26августа 2022 года N МС/7402 административным истцам предложена мера государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 588484 рублей (л.д. 9-10).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административными истцами в полном объеме произведена оплата стоимости жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, заключил, что административные истцы действовали в пределах предоставленной законом свободы усмотрения и имеют право на получение мер государственной поддержки, установленных пунктами 3 и 5 части 1 статьи6 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 84-ГД), а решение министерства не основано на требованиях нормативных правовых актов и носит произвольный характер, поскольку конкретный срок доплаты стоимости помещения по договору участия в долевом строительстве законодательством не установлен, а уплаченные денежные средства административным истцам не возвращены.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на следующее.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Самарской области N 84-ГД право на предоставление меры государственной поддержки в виде предоставления жилых помещений вне проблемного объекта или выплаты денежной компенсации имеет пострадавший участник долевого строительства, оплативший по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью равной или более расчетной нормы, установленной настоящим законом, либо оплативший стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме.
В случае, если пострадавший участник долевого строительства оплатил по договору участия в долевом строительстве жилое помещение менее расчетной нормы (расчетная норма в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на квартиру с количеством комнат три и более для - 72 квадратных метра общей площади жилого помещения), за исключением пострадавшего участника долевого строительства, оплатившего стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, он имеет право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона Самарской области N 84-ГД одной из мер государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства является выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте, которая осуществляется в размере денежных средств, ранее внесенных пострадавшим участником долевого строительства по договору с недобросовестным застройщиком (часть 2 статьи 7 Закона Самарской области N 84-ГД).
Согласно пункту 3 статьи 6 названного Закона Самарской области вид государственной поддержки и ее объем определяются министерством в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Правил предоставления жилого помещения пострадавшим участникам долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N927, предоставление жилого помещения осуществляется в соответствии с нормами, установленными пунктом 1 статьи 7 Закона Самарской области N84-ГД с учетом особенностей, установленных пунктом 4 статьи 7 упомянутого Закона Самарской области.
Из приведенного правового регулирования следует, что дольщики, которые произвели оплату стоимости жилого помещения по договору участия в долевом строительстве менее расчетной нормы, имеют право на меры государственной поддержки как пострадавшие участники долевого строительства в виде выплаты денежной компенсации в размере оплаченных денежных средств.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что предметом договора N 2 является проектирование и строительство трехкомнатной квартиры N 68 на 6 этаже, общей площадью 137, 04 кв.м, оплачено 51, 107 кв.м (внесено 588484 рубля), что менее расчетной нормы в 72 метра.
Судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что решение министерства правомерно, а права административных истцов как обманутых дольщиков не могут быть восстановлены путем предоставления им жилого помещения ввиду недостаточности произведенной оплаты стоимости жилого помещения по договору о долевом участии в строительстве, их права подлежат восстановлению путем выплаты денежной компенсации в размере оплаченных денежных средств.
При этом суд апелляционной инстанции правильно отклонил доводы административных истцов о произведенной ими полной оплате по договору долевого участия с учетом доплат от 13 июля, 14 июля и 15 июля 2022 года в адрес ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" в общем размере 988477 рублей, поскольку означенный застройщик решением Арбитражного суда Самарской области от 3 августа 2012 года признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства. Строительство объекта по договору долевого участия не ведется, он включен в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, а приказом Министерства строительства Самарской области от 17 декабря 2019 года N 216-П данный проблемный объект признан невозможным к завершению строительства.
Данные выводы апелляционного суда, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Согласно части 3 статьи 6 Закона Самарской области N 84-ГД вид государственной поддержки и ее объем определяются Уполномоченным органом в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Самарской области.
Исходя из анализа законодательства, список пострадавших участников долевого строительства формируется министерством в соответствии с Законом Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД, Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927, которым утверждены Порядок признания нецелесообразности и (или) невозможности завершения строительства проблемного объекта, Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, Правил выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, Правил предоставления жилого помещения пострадавшим участникам долевого строительства, Правила предоставления жилого помещения вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД предоставление жилых помещений вне проблемного объекта предоставляется пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:
признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта;
проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
в целях завершения строительства проблемного объекта уполномоченным органом проведен конкурс в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком.
Условия предоставления помещений вне проблемного объекта установлены пунктом 2.1 Порядка предоставления помещения вне проблемного объекта, к данной категории лиц, относятся пострадавшие участки долевого строительства, права которых не удовлетворены застройщиком.
Меры государственной поддержки обманутым дольщикам носят компенсационный характер, их восстановление возможно механизмами, предусмотренными Законом 84-ГД, в частности, предоставлением инвестором жилого помещения в ином объекте.
Согласно статье 3 Закона N 84-ГД Правительство Самарской области вправе самостоятельно определять объем и виды мер государственной поддержки участников долевого строительства для каждого конкретного случая.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Самарской области N 84-ГД право на предоставление меры государственной поддержки в виде предоставления жилых помещений вне проблемного объекта или выплаты денежной компенсации имеет пострадавший участник долевого строительства, оплативший по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью равной или более расчетной нормы, установленной настоящим законом, либо оплативший стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме.
В случае, если пострадавший участник долевого строительства оплатил по договору участия в долевом строительстве жилое помещение менее расчетной нормы (расчетная норма в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на квартиру с количеством комнат три и более для - 72 квадратных метра общей площади жилого помещения), за исключением пострадавшего участника долевого строительства, оплатившего стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, он имеет право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона Самарской области N 84-ГД одной из мер государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства является выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте, которая осуществляется в размере денежных средств, ранее внесенных пострадавшим участником долевого строительства по договору с недобросовестным застройщиком (часть 2 статьи 7 Закона Самарской области N 84-ГД).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что права административных истцов как обманутых дольщиков не могут быть восстановлены путем предоставления им жилого помещения ввиду недостаточности произведенной оплаты стоимости жилого помещения по договору о долевом участии в строительстве, их права подлежат восстановлению путем выплаты денежной компенсации в размере оплаченных денежных средств.
Доводы подателей жалобы о произведенной административными истцами полной оплате по договору долевого участия с учетом доплат от 13июля, 14 июля и 15 июля 2022 года, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно им отвергнуты, с чем соглашается суд кассационной инстанции.
Исходя из вышеприведенного правового регулирования в сложившейся ситуации права административных истцов как обманутых дольщиков не могут быть восстановлены иным образом кроме как выплатой денежной компенсации, а их действия по оплате денежных сумм по договору о долевом участии в строительстве жилого дома при установленных банкротстве застройщика и невозможности завершения строительства проблемного объекта спустя 19 лет после заключения договора, имеют признаки злоупотребления правом в целях искусственного создания условий для получения от министерства меры государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение принято судом апелляционной инстанции обоснованно и отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яковлева В.А, Яковлевой И.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 23 января 2024года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.