Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белова В.И, судей Умбетовой Э.Ж. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные 21 ноября и 5 декабря 2023 года кассационные жалобы заинтересованных лиц - Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) и муниципального казенного учреждения Управление образования муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - Управление) на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2023 года по административному делу N 2а-619/2023 по административному исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах государства и общества, неопределенного круга лиц к МБОУ ООШ с. Юсупово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - Школа) о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Заслушав доклад судьи Белова В.И, изложившего обстоятельства дела, доводы кассационных жалоб, объяснения прокурора Мигунова В.Ю, возражавшего против их удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2023 года суд обязал Школу оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Данное решение суда отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2023 года, дело направлено на новое рассмотрение.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация и Управление в кассационных жалобах просят их отменить, ссылаются на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, считают, что возложение указанных обязанностей повлечет неэффективное использование бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует их рассмотрению. Данная информация в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14 декабря 2023 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и направляя дело на новое рассмотрение, исходил из того, что суду первой инстанции надлежало привлечь Администрацию к участию в деле в качестве соответчика, а не заинтересованного лица. Кроме того, суд учел, что спор возник в сфере публично-правовых отношений в области образования и социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, поэтому суд первой инстанции должен был предложить административному истцу уточнить требования для выяснения вопроса об органе, на который необходимо возложить обязанность финансирования мероприятий по оборудованию помещения Школы.
По смыслу положений статей 318, 319 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационный суд общей юрисдикции могут быть обжалованы только вступившие в законную силу судебные акты.
При этом, если кассационная жалоба не отвечает требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части 1, частями 3 - 6 статьи 320 поименованного выше Кодекса, или подана лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции, она возвращается без рассмотрения по существу (части 1, 2 статьи 321 КАС РФ).
Учитывая, что обжалуемое заинтересованными лицами решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2023 года, будучи отмененным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2023 года, в законную силу не вступило, следовательно, оно не может быть предметом правовой оценки суда кассационной инстанции.
В этой связи кассационные жалобы на указанное решение суда первой инстанции подлежат оставлению без рассмотрения.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб о несоответствии апелляционного определения требованиям части 2 статьи 328 КАС РФ и фактическим обстоятельствам, полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было, обжалуемый судебный акт является законным, основанным на нормах действующего законодательства - статьях 37, 135, 309, 310 КАС РФ.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", при рассмотрении апелляционных жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно статьям 37 и 38 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны: административный истец и административный ответчик.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный ответчик или его представитель может уточнить требования административного истца и фактические основания этих требований (пункт 1 части 2 статьи 135 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, правильно указал на неправомерность не привлечения указанного органа власти к участию в деле в качестве административного ответчика, поскольку судом первой инстанции фактически был разрешен вопрос о правах и об обязанностях органа (лица), не привлеченного к участию в административном деле, в соответствующем закону статусе.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в определенных случаях, оснований полагать ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции при установленных обстоятельствах не имеется.
Суждения с иным толкованием подателями кассационных жалоб положений примененного судом апелляционной инстанции законодательства, касающиеся существа спора и принятого по нему решения, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции, поэтому они не могут служить основаниями для отмены законного решения суда апелляционной инстанции, который, не делая выводов по существу спора, при обнаружении существенных нарушений норм процессуального права убедительно мотивировал свою позицию, обеспечивающую баланс интересов сторон.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационные жалобы Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан и муниципального казенного учреждения Управление образования муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2023 года оставить без рассмотрения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы заинтересованных лиц в данной части - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.