Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белова В.И, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 23 ноября 2023 года кассационную жалобу административных ответчиков - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Татарстан (далее - ФКУ СИЗО-2), УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России на решение Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2023 года по административному делу N 2а-1341/2023 по административному исковому заявлению Воронова С.А. к ФКУ СИЗО-2, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России о взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, выслушав объяснения представителя ФКУ СИЗО-2, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России по доверенности Старостина П.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Воронов С.А. (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2, где не соблюдалась минимальная установленная законом норма санитарной площади ввиду превышения лимита содержащихся в камере лиц, что приводило к конфликтам и постоянному стрессовому состоянию.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Воронова С.А. взыскана компенсация в размере 8 000 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 30 ноября 2023 года, административные ответчики просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указано на вынужденный характер признанного судом незаконным бездействия, поскольку наличие превышения лимита наполняемости камер содержания спецконтингента в ФКУ СИЗО-2 не является основанием для отказа в приеме подозреваемого или обвиняемого, которым на основании судебного решения установлено содержание в следственном изоляторе. Полагают, что материалами дела не подтверждается степень нравственных и физических страданий, которые административный истец испытывал в период содержания под стражей, а неудобства, на которые он ссылается, в любом случае не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющими лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Также считают, что при рассмотрении дела суд не дал надлежащей оценки обстоятельствам восполнения административными ответчиками допущенных нарушений и улучшающих положение лишенных свободы лиц - выдача литературы и изданий периодической печати из библиотеки либо приобретенных через администрацию места содержания под стражей; наличие прогулочных двориков, оборудованных спортивным инвентарем.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 5 декабря 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Однако таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 227.1 поименованного Кодекса установлено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47) разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Судами установлено, что Воронов С.А. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камерах N.
Разрешая заявленные Вороновым С.А. административные исковые требования в той части, в которой они были удовлетворены, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ), Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 (далее - Правила внутреннего распорядка от 14 октября 2005 года N 189), разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47, пришел к выводу о нарушении условий содержания административного истца под стражей, выразившемся в превышении лимита заполняемости камер на протяжении 45 дней, согласно представленной административным ответчиком справке (л.д. 33).
Установив указанные обстоятельства, суд указал о нарушении тем самым условий содержания Воронова С.А. под стражей и взыскании в связи с этим в его пользу компенсации в размере 8 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что административными ответчиками не опровергнуто то обстоятельство, что вопреки требованиям части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ, административный истец в установленный судом период содержался в камерах следственного изолятора без соблюдения нормы санитарной площади на одного человека в размере 4 кв м.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о допущенных нарушениях условий содержания Воронова С.А. под стражей в ФКУ СИЗО-2 и присуждении административному истцу в связи с этим соответствующей денежной компенсации.
Оснований считать, что присужденная денежная компенсация не отвечает требованиям разумности и справедливости, является чрезмерно завышенной, либо для ее снижения, при установленных обстоятельствах дела, у судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ненадлежащими условиями содержания административному истцу были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, лишений и неудобств, который неизбежен при лишении свободы, и которые повлекли нарушение его прав и законных интересов на надлежащее обеспечение условий его содержания в следственном изоляторе, нормальное обеспечение его жизнедеятельности, в связи с чем вывод судов предыдущих инстанций о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Воронова С.А. соответствующей денежной компенсации следует признать правильным.
Все предписанные законом (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ) критерии для определения размера компенсации в данном деле судами предыдущих инстанций на основе объективной оценки обстоятельств дела учтены.
Ссылка представителя административных ответчиков в кассационной жалобе на частичное восполнение нарушений условий содержания Воронова С.А. не опровергает выводы судов и не влечет отмену судебных актов, поскольку считать допущенные нарушения с учетом их характера, продолжительности несущественными и в полной мере восполненными, оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что наличие превышения содержания спецконтингента не является основанием для отказа в приеме подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в связи с чем признанное судом незаконным бездействие носило вынужденный характер не могут быть приняты во внимание.
Приведенные доводы не опровергают факта допущенного нарушения и не исключают оснований для присуждения соответствующей компенсации за счет федерального бюджета. При этом подобные доводы административных ответчиков не учитывают положений части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ, в силу которых компенсация присуждается с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений и не зависит от наличия или отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, непосредственно допустивших нарушение условий содержания под стражей.
Таким образом, разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление в части, судебные инстанции правильно определили характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решения в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 октября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.