Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 4 декабря 2023 года кассационную жалобу ГУФССП России по Республике Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2023 года по административному делу N 3га-1034/2023 по административному исковому заявлению Шапошниковой ФИО10 к ГУФССП России по Республике Башкортостан, ФССП России, Стерлитамакскому ГОСП ГУФССП России по Республике Башкортостан, судебному приставу-исполнителю Стерлитамакского ГОСП ГУФССП России по Республике Башкортостан Бурхановой В.В, врио начальника отдела Стерлитамакского ГОСП ГУФССП России по Республике Башкортостан Миргалиевой Г.И, ведущему судебному приставу-исполнителю Стерлитамакского ГОСП ГУФССП России по Республике Башкортостан Ибрагимовой И.Р, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Башкортостан о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года по административному делу N 2а-7725/2022 отказано в удовлетворении требований Шапошниковой Л.А. к судебным приставам-исполнителям Стерлитамакского ГОСП ГУФССП России по Республике Башкортостан Ибрагимовой И.Р, Бурхановой В.В, врио начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского ГОСП ГУФССП России по Республике Башкортостан Миргалиевой Г.И, Стерлитамакскому ГОСП ГУФССП России по Республике Башкортостан, ГУФССП России по Республике Башкортостан, ФССП России о признании незаконными действий, выраженных в нарушении сроков составления и направления справки, возложении обязанностей, взыскании судебных расходов.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2023 года решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Шапошниковой Л.А. о взыскании судебных расходов. С ГУФССП России по Республике Башкортостан в пользу Шапошниковой Л.А. взысканы судебные расходы за составление административного искового заявления в размере 3 000 руб, за подготовку апелляционной жалобы - 4 000 руб, за производство копий документов - 2 730 руб.
3 февраля 2023 года, 20 марта 2023 года, 27 марта 2023 года представитель Шапошниковой Л.А. - Шапошников И.М, действующий на основании доверенности, обращался в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с заявлениями о выдаче исполнительного листа по административному делу N 2а-7725/2022.
7 июня 2023 года административное дело N 2а-7725/2022 возвращено в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан после рассмотрения Верховным Судом Республики Башкортостан частных жалоб Шапошниковой Л.А.
13 июня 2023 года исполнительный лист ФС N 036861468 по административному делу N 2а-7725/2022 о взыскании в пользу Шапошниковой Л.А. судебных расходов был выдан, а 19 июня 2023 года данный исполнительный лист был предъявлен для исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан.
Платежным поручением N 919 от 5 июля 2023 года денежные средства в размере 9 730 руб. во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2023 года Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан были перечислены на банковский счет Шапошниковой Л.А.
22 мая 2023 года Шапошникова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, просила взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 6 800 руб.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 июля 2023 года производство по административному исковому заявлению прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2023 года определение Верховного суда Республики Башкортостан от 25 июля 2023 года отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель ГУФССП России по Республике Башкортостан в кассационной жалобе просит его отменить, определение суда первой инстанции оставить в силе. Указывает, что период нарушения сроков выдачи исполнительного листа в общую продолжительность ни судопроизводства, ни исполнения судебного акта не включается, а потому не образует условия, при котором у лица, являвшегося участником административного судопроизводства, возникает предусмотренное Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) право на обращение в суд с соответствующим административным исковым заявлением. Сам по себе указанный в административном исковом заявлении факт нарушения сроков выдачи исполнительного листа в числе обстоятельств, влекущих возникновение права на присуждение компенсации, положениями Закона о компенсации не предусмотрен.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Положениями статьи 1 Закона о компенсации установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11) разъяснено, что к лицам, имеющим право на обращение в суд с заявлением, административным исковым заявлением о присуждении компенсации (далее - заявление о компенсации), относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, являющиеся согласно процессуальному законодательству в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками.
Вместе с этим, в силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 29 марта 2016 года N 11 разъяснил, что Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи:
а) нарушения разумных сроков судопроизводства по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами (далее также - суды) в соответствии с установленными процессуальным законодательством правилами подведомственности и подсудности;
б) нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе:
по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (далее - публично-правовое образование) о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, по административным исковым заявлениям, заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности (далее - иск к публично-правовому образованию);
возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (далее - иск о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц);
по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.
Под денежным обязательством согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что Шапошникова Л.А, ссылающаяся на нарушение своих прав в связи с несвоевременной выдачей ей исполнительного листа, в связи с чем она не имела возможности предъявить его к исполнению, не относится к числу лиц, имеющих право в силу статьи 1 Закона о компенсации на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство либо исполнение указанного судебного акта в разумный срок.
Отменяя определение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Шапошникова Л.А. соответствовала требованиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответственно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу.
Данный вывод является правильным.
В соответствии с пунктом 9.3.2. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 года N 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" исполнительные документы изготавливаются и подлежат выдаче взыскателю уполномоченным работником аппарата суда в тот же день при его личном обращении (либо его представителем в суд с соответствующим заявлением, а в случае поступления заявления посредством почтовой связи, в том числе подачи его в электронном виде, а также нахождения дела в архиве, - направляются (выдаются) взыскателю не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации заявления.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Следовательно, положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной статьей.
Исходя из указанных требований закона, предъявить для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации исполнительный документ с необходимыми документами может как сам взыскатель, так и их направление по просьбе взыскателя осуществляется судом.
В этой связи судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что административный истец вправе была обратиться в суд.
Доводы, изложенные в жалобе о несогласии с вынесенным судебным актом, основаны на неверном толковании норм права, не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, в связи с чем являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФССП России по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.