Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 14 декабря 2023 года кассационную жалобу Абдулвалеева И.М. на решение Дзержинского районного суда города Оренбурга от 8 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 16 ноября 2023 года по административному делу N 2а-1905/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 15 по Оренбургской области к Абдулвалееву И.М. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Абдулвалеева И.М. - Абдулвалеевой А.Ж, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N 15 по Оренбургской области Акимова В.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Абдулвалеев И.М. является плательщиком транспортного налога за 2019 - 2020 годы в связи с регистрацией за ним транспортного средства - автомобиля Шкода Октавия, государственный регистрационный знак N.
За 2019 год административному ответчику исчислен транспортный налог в размере 7 600 руб, направлено налоговое уведомление N 66912086 от 1 сентября 2020 года.
За 2020 год административному ответчику исчислен транспортный налог в размере 7 600 руб, направлено налоговое уведомление N 49473671 от 1 сентября 2021 года.
Абдулвалеев И.М. не исполнил в установленный законом срок обязанность по уплате налога, ему в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, направлены требования: N 2864 по состоянию на 10 февраля 2021 года об уплате налога в размере 7 600 руб, пени в размере 75, 37 руб, установлен срок исполнения до 26 марта 2021 года; N 48374 по состоянию на 17 декабря 2021 года об уплате налога в размере 7 600 руб, пени в размере 28, 50 руб, установлен срок исполнения до 9 февраля 2022 года.
11 мая 2022 года мировым судьей судебного участка N 3 Дзержинского района города Оренбурга по заявлению Межрайонной ИФНС России N 15 по Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании с Абдулвалеева И.М. задолженности по налогам, пени, который определением мирового судьи от 14 октября 2022 года отменен на основании возражений должника.
Транспортный налог за 2019 год частично уплачен 22 ноября 2022 года, задолженность составила 4 654, 08 руб, задолженность за 2020 год не уплачена.
14 апреля 2020 года Межрайонная ИФНС России N 15 по Оренбургской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Дзержинского районного суда города Оренбурга от 8 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 16 ноября 2023 года, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 15 по Оренбургской области удовлетворены, с Абдулвалеева И.М. взыскана задолженность по обязательным платежам в размере 12 357, 95 руб, в том числе: транспортный налог за 2019 год в размере 4 654, 08 руб, пени в сумме 75, 37 руб. за период со 2 декабря 2020 года по 9 февраля 2021 года; транспортный налог за 2020 год в размере 7 600 руб, пени в сумме 28, 50 руб. за период со 2 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года; государственная пошлина в размере 494, 32 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Абдулвалеев И.М. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что административным истцом пропущен срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, а взыскание суммы в размере 4 654, 08 руб. является взысканием, произведенным судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, и не может свидетельствовать о добровольной уплате налоговой задолженности. Кроме того, указанный судебный приказ впоследствии был отменен, соответственно, налоговый орган неосновательно обогатился на указанную сумму. При вынесении решения судом не учтено, что пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, в соответствии с которым указанная в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации сумма составила 10 000 руб, вступил в силу 23 декабря 2020 года и на правоотношения по взысканию налоговой задолженности по данному делу не распространяется.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 52, 363 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что представленные административным истцом расчеты транспортного налога за 2019, 2020 годы и пени являются правильными, административным ответчиком доказательств уплаты налога в материалы дела не представлено, порядок взыскания и сроки обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и в суд с административным иском соблюдены.
При этом суд первой инстанции признал необоснованными доводы административного ответчика о погашении им задолженности по налоговым платежам за 2019 - 2020 годы, поскольку произведенный согласно квитанции от 4 сентября 2020 года платеж осуществлен в счет уплаты пени, что подтверждается назначением платежа, указанным в квитанции.
Платеж в размере 7 600 руб, произведенный согласно платежной квитанции от 25 августа 2020 года, не мог быть зачтен в счет уплаты налога за 2019 год, поскольку налоговое уведомление N 66912086 от 1 сентября 2020 года об уплате транспортного налога за 2019 год было направлено позднее, то есть на тот период обязанность по уплате данного налога еще не возникла.
Аналогично и платежи по квитанциям от 13 октября 2019 года на сумму 103 руб. и 6 556 руб. не могли быть зачтены в счет уплаты недоимки за 2019 год, поскольку по состоянию на 13 октября 2019 года транспортный налог за 2019 год еще не был исчислен.
В этой связи суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об обоснованности административного иска и взыскал названную недоимку.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения с заявлением о выдаче судебного приказа по требованию о взыскании недоимки по налогу за 2019 год является несостоятельным и подлежит отклонению.
Требования в части действия закона во времени установлены статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 23 декабря 2020 года, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб. (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Ранее действовавшая редакция статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливала минимальный порог задолженности для обращения в суд в размере 3 000 руб.
Поскольку сумма задолженности превысила 10 000 руб. после выставления налоговым органом требования N 48374 по состоянию на 17 декабря 2021 года, срок на обращение в суд налоговым органом не пропущен. При этом требование N 2864 по состоянию на 10 февраля 2021 года об уплате налога в размере 7 600 руб, пени в размере 75, 37 руб. направлено в период действия новой редакции закона, при том, что срок направления требования, установленный статьей пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому требование об уплате налога должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, соблюден.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда города Оренбурга от 8 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абдулвалеева И.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.