Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тураевой Т.Е, судей Кириченко А.Д. и Киреевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 августа 2023 года по гражданскому делу N 2-283/2022 по иску Холоповой Л.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Холопова Л.Г. обратилась с исковым заявлением к ГУ - ОПФР по Оренбургской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что решением начальника ГУ - ОПФР по Оренбургской области от 12.10.2021 года в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Холоповой Л.Г. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В соответствии с расчетом пенсионного органа, продолжительность стажа заявителя, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 23 года 2 месяца 6 дней, а требуется 30 лет. С указанным решением истец не согласна, полагала, что имеется нарушение прав на пенсионное обеспечение.
Уточнив исковые требования, просила признать незаконным решение начальника ГУ-ОПФР по Оренбургской области от 12.10.2021 года об отказе Холоповой Л.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы: заведующей и фельдшером Егорьевского фельдшерско-акушерского пункта Курманаевской ЦРБ (в льготном исчислении) с 01.04.1991 года по 23.01.1994 года; заведующей и фельдшером Суриковской фельдшерско-акушерского пункта (в льготном исчислении) с 24.01.1994 года по 13.03.1995 года; фельдшером здравпункта МУЗ "Городская больница N 1 г. Бузулука" (в календарном исчислении) с 01.04.2016 года по 30.09.2016 года. Признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 20.02.2022 года. Обязать ответчика досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости с 20.02.2022 года.
Решением Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30.12.2022 года, исковые требования Холоповой Л.Г. удовлетворены частично. Суд постановил:"Признать частично незаконным решение начальника ГУ-ОПФР по Оренбургской области от 12.10.2021 года об отказе Холоповой Л.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 частью 1 пунктом 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Включить в специальный стаж Холоповой Л.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы заведующей фельдшерско-акушерского пункта - фельдшером Егорьевского фельдшерско-акушерского пункта Курманаевской ЦРБ с 01.04.1991 года по 23.01.1994 года (3 года 6 месяцев 7 дней), заведующей фельдшерско-акушерского пункта - фельдшером Суриковского фельдшерско-акушерского пункта Курманаевской ЦРБ с 24.01.1994 года по 13.03.1995 года (1 год 5 месяцев 2 дня) и фельдшером здравпункта Гаршинского месторождения МУЗ "Городская больница N 1 г. Бузулука" с 01.04.2016 года по 30.09.2016 года (6 месяцев). Признать за Холоповой Л.Г. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 28.02.2024 года. Обязать ГУ-ОПФР по Оренбургской области досрочно назначить Холоповой Л.Г. страховую пенсию по старости с 28.02.2024 года. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения".
Истец, ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, подали апелляционные жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 августа 2023 года решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30 декабря 2022 года изменено в части даты признания за Холоповой Любовь Гавриловной права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции признал за Холоповой Любовью Гавриловной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 4 марта 2022 года.
Возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области обязанность назначить досрочно Холоповой Любовь Гавриловне страховую пенсию по старости с 4 марта 2022 года.
В кассационной жалобе представителем ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области просит отменить как незаконные и необоснованные судебные акты по делу в части удовлетворения требований истца о включении периодов работы в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяцев периода работы с 01.04.1991 по 23.01.1994 г, периода работы с 01.04.2016 по 30.09.2016 в должности фельдшера здравпункта Гаршинского месторождения МУЗ "Городская больница N1" как периодов работы в сельской местности, а также в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 04.03.2022 года. В отмененной части вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заявителем обжалуются судебные акты только в части включения в стаж истца периодов работы в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяцев периода работы с 01.04.1991 по 23.01.1994 г, периода работы с 01.04.2016 по 30.09.2016 в должности фельдшера здравпункта Гаршинского месторождения МУЗ "Городская больница N1" как периодов работы в сельской местности, а также в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 04.03.2022 года, в связи с чем в иной части судебные акты не проверяются.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части не допущено.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что по заявлению истца от 02.06.2021 ответчиком 12.10.2021 в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 части 1 пункта 20 Закона "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Этим решением установлено, что по представленным документам, продолжительность стажа заявителя, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 23 года 2 месяца 6 дней, а требуется 30 лет.
При этом в стаж Холоповой Л.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включены периоды работы заведующей ФАП Савельевского фельдшерско-акушерского пункта ГБУЗ "Курманаевская ЦРБ" с 06.12.2000 года по 08.08.2005 года (льготно - 5л. 10м. 5д./календарно - 4г. 8м. 3д.), с 14.08.2005 года по 25.02.2010 года (5 л. 8 м./4г. 6м. 12д.), с 27.02.2010 по 31.03.2010 (1м. 14д./1м. 5д.), заведующей ФАП Федоровского фельдшерско-акушерского пункта ГБУЗ "Курманаевская ЦРБ" с 09.01.2019 года по 30.04.2020 года (1л. 7м. 21д./1г. 3м. 22д.), с 03.08.2020 года по 11.08.2020 года (11д./9д.), с 01.10.2020 года по 01.06.2021 года (10м. 01д./8м. 1д.), фельдшер здравпункта МУЗ "Городская больница N 1 г. Бузулука" с 01.04.2010 года по 31.03.2016 года (календарно - 6л. 1д.), с 01.10.2016 года по 31.12.2018 года (календарно - 2л. 3м. 1д.), заведующей ФАП, фельдшер Федоровского фельдшерско-акушерского пункта ГБУЗ "Курманаевская ЦРБ" с 01.05.2020 года по 02.08.2020 года (6м. 4д./3м. 2д.), с 12.08.2020 года по 30.09.2020 года (3м. 8д./1м. 19д.). При этом шесть вышеуказанных периодов работы в Курманаевской ЦРБ в льготном исчислении указаны из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, а последние два периода работы в Курманаевской ЦРБ в льготном исчислении указаны из расчета 1 день за 2 дня.
Общая продолжительность вышеперечисленных периодов, не включенных ответчиком в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в календарном исчислении составляет 19 лет 11 месяцев 15 дней.
В то же время в стаж Холоповой Л.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не были включены периоды работы: заведующей ФАП Егорьевского фельдшерско-акушерского пункта Курманаевской ЦРБ с 01.04.1991 года по 23.01.1994 года (календарно - 2г. 9м. 23д./льготно - 3г. 6м. 7д.) и заведующей ФАП Суриковского фельдшерско-акушерского пункта с 24.01.1994 года по 13.03.1995 года (календарно - 1г. 1м. 19д./льготно - 1г. 5м. 2д.), поскольку не подтверждены факты работы в должности заведующий фельдшерско-акушерского пункта - акушерка (фельдшера, медицинская сестра); фельдшером здравпункта МУЗ "Городская больница N 1 г. Бузулука" с 01.04.2016 года по 30.09.2016 года (календарно - 6м.), поскольку работодатель не подтвердил факт льготной работы - индивидуальные сведения за указанный период представлены работодателем без кода льготных условий труда.
В периоды с 01.04.1991 года по 23.01.1994 года и с 24.01.1994 года по 13.03.1995 года Холопова Л.Г. фактически выполняла функциональные обязанности не только заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, но и фельдшера, то есть работала в эти периоды заведующей сельским фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером.
В период рассмотрения дела работодатель внес корректировки в ранее поданные индивидуальные сведения о застрахованном лица и подтвердил льготный характер работы Холоповой Л.Г. в период с 01.04.2016 года по 30.09.2016 года.
Все спорные периоды работы фельдшером здравпункта МУЗ "Городская больница N 1 г. Бузулука" как включенные, так и не включенные ответчиком в стаж истца, Холопова Л.Г. работала в сельской местности, а именно в здравпункте названного медицинского учреждения, расположенном на территории Гаршинского месторождения.
Разрешая заявленные Холоповой Л.Г. требования о включении в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении как 01 год за 01 год и 03 месяцев с 01.04.1991 по 23.01.1994 г. в должности заведующей Егорьевского фельдшерско-акушерского пункта Курманаевской ЦРБ, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями статей 8, 11, 14, 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных в постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516 исходил из того, что в названном фельдшерско-акушерском пункте истец работал в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта-фельдшером, которая предусмотрена соответствующими Списками должностей N 1397 от 17.12.1959 и N464 от 06.09.1991 и протекала в сельской местности.
В отношении периода работы с 01.04.2016 по 30.09.2016 в должности фельдшера здравпункта Гаршинского месторождения МУЗ "Городская больница N1" суд указал, что рабочее место истца - здравпункт Гаршинского месторождения, располагался в сельской местности на территории указанного месторождения, работодатель подтвердил льготный характер работы истца в здравпункте Гаршинского месторождения МУЗ "Городская больница N 1 г. Бузулука".
С учетом того, что весь стаж работы истца в лечебных учреждениях протекал в сельской местности, и в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" истцу для назначения досрочной пенсии по старости требуется 25 лет специального стажа, установив его наличие по состоянию на 28.02.2021 года более 25 лет, суд первой инстанции указал на невозможность назначения страховой пенсии ранее 28.02.2024 года с учетом срока отложенного права на назначение пенсии через 36 месяцев, определенного положениями части 1.1. статьи Федерального закона "О страховых пенсиях" и приложения N7 к этому Закону, для лиц, выработавших соответствующую продолжительность стажа в 2021 году.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о том, что весь период работы истца, в том числе оспариваемые заявителем в настоящей кассационной жалобе периоды, протекал в сельской местности, не усмотрев оснований для иной оценки доказательств и пересмотра установленных судом обстоятельств, а также их исчислением в льготном порядке.
Изменяя решение суда в части даты назначения досрочной страховой пенсии по старости суд апелляционной инстанции установил, истребовав у ответчика письменные сведения о дате по состоянию на которую истцом выработан 25 летний стаж лечебной деятельности (как с учетом всех периодов, зачтенных в судебном порядке, так и зачтенных самим ответчиком решением от 12.01.2021 года), что продолжительность стажа медицинской деятельности за работу в сельской местности, 25 лет, выработана на 04.09.2020 года.
С учетом приложения 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" и части 3 статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ, согласно которым при выработке требуемой продолжительности стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в 2020 году, досрочная пенсия может быть назначена не ранее чем через 18 месяцев, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что досрочная страховая пенсия истцу должна быть назначена с 04.03.2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела и собранным в нем доказательствам, получившим верную правовую оценку, данную судами.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Согласно пункту 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления могут применяться правила исчисления, действовавшие ранее в соответствующие периоды времени.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), 1 год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (01 год работы за 01 год и 03 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Выводы судов в указанной части обоснованы и доводами жалобы по существу не опровергаются.
Доводы жалобы о том, что работа в обозначенные заявителем периоды времени не протекала в сельской местности, не была связана с обслуживанием сельского населения, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данный факт установлен судами на основании исследования совокупности доказательств, в том числе оспариваемым решением ответчика, трудовой книжкой истца, выписками из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, справками работодателей, приказами по личному составу работодателей, архивными справками, медицинскими картами пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подтверждающих, что истец в спорные периоды исполняла функциональные обязанности фельдшера ФАП, данными о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которым судами дана оценка по правилам статьей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о несогласии с оценкой судами данных доказательств сводятся к их переоценке судом кассационной инстанции, что не входит в полномочия суда. При этом нарушений в порядке исследования и оценки представленных доказательств по доводам жалобы не усматривается.
Установив на основании представленных ответчиком данных, что по состоянию на 04.09.2020 года истцом выработан 25 летний стаж лечебной деятельности в сельской местности, суд апелляционной инстанции с учетом приведенных выше положений законодательства, в том числе положений части 3 статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ пришел к правильному выводу о необходимости назначения пенсии истцу по истечении 18 месяцев с указанной даты, т.е. с 04.03.2022 года, установив, что у истца возникло право на назначение пенсии.
При этом ссылки заявителя на то, что своим решением периоды работы фельдшером здравпункта МУЗ "Городская больница N1" были зачтены как работа в городе, выводы судов не опровергают, поскольку по делу установлено, что указанная работа, в том числе в отношении обозначенных заявителем периодов, имела место в здравпункте Гаршинского месторождения, расположенного в сельской местности.
Продолжительность стажа лечебной деятельности в сельской местности является одним из обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора для целей разрешения вопроса о назначении пенсии.
Судами правомерно отклонены доводы ответчика о наличии у истца "смешанного" стажа (в городе и сельской местности) и необходимости исчисления 30 летней продолжительности стажа лечебной деятельности как необоснованные, поскольку установлено, что истец работала исключительно в сельской местности.
Оснований полагать, что судами первой и апелляционной инстанций нормы пенсионного законодательства применены неправильно в настоящем споре, у суда кассационной инстанции не имеется. Выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59, 61 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие заявителя с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в обжалуемой части по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30 декабря 2022 года в неизменной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 августа 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Тураева
Судьи Е.В. Киреева
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.