Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Киреевой Е.В, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Усковой О.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 августа 2023 года по гражданскому делу N 2-410/2023 по иску Усковой О.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о признании права на досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения представителя ответчика Растопшиной Т.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ускова О.П. обратилась в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее по тексту - ОСФР по Самарской области) и, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования в порядке, предусмотренном статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд обязать ОСФР по Самарской области включить Усковой О.П. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы в ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" в должности медицинской сестры с 01.09.2009 года по 12.01.2010 года, с 27.01.2010 года по 29.12.2013 года и с 01.01.2014 года по 21.11.2016 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 27.04.2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N от 16.08.2022 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения по причине отсутствия документального подтверждения стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, на дату обращения за назначением досрочной пенсии, а именно, в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, не был засчитан следующий период ее работы: в качестве медицинской сестры кардиологического отделения N 2 в ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова", поскольку профиль санатория не предусмотрен Списками N 1066 и N 781.
С решением ответчика от 16.08.2022 года истец не согласна, считает отказ незаконным, поскольку вышеуказанный период ее работы подтверждается справкой работодателя, и работа в многопрофильном санатории входит в число учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 26 апреля 2023 года исковые требования Усковой О.П. удовлетворены, суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области включить Усковой О.П. в стаж, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы в ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" в должности медицинской сестры с 01.09.2009 г. по 12.01.2010 г, с 27.01.2010 г. по 29.12.2013 г. и с 01.01.2014 г. по 21.11.2016 г.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований Усковой О.П. отказано.
В кассационной жалобе Ускова О.П. просит отменить апелляционное определение как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Истец не присутствовал, извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила, сведений о причинах неявки не представила.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено, что 27.04.2022 года Ускова О.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Решением ответчика от 16.08.2022 года N Усковой О.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный медицинский стаж Усковой О.П. не были засчитаны периоды работы: с 01.09.2009 года по 12.01.2010 года, с 27.01.2010 года по 29.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 21.11.2016 года - в качестве медицинской сестры кардиологического отделения N 2 ОАО "Санаторий имени В.П. Чкалова", поскольку профиль санатория не предусмотрен Списками N 1066 и N 781.
Документально подтвержденный специальный медицинский стаж Усковой О.П. на дату обращения (27.04.2022 года) за назначением досрочной страховой пенсии по старости составляет 22 года 07 месяцев 23 дня, что не дает права на пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Согласно записи в трудовой книжке, Ускова О.П. работала в ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" в должности медицинской сестры в кардиологическом отделении N 2 с 01.09.2009 года (приказ от 01.09.2009 г. N 57-К) до 21.11.2016 года (приказ N 91-К от 07.11.2016 г.).
В материалы дела представлена справка, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" от 24.04.2023 года, согласно которой Ускова О.П. работала в должности медицинской сестры с 01.09.2009 года (приказ N 57-К от 01.09.2009 года) по 21.11.2016 года (приказ N 91-К от 07.11.2016 года), за исключением периодов - отпусков без сохранения заработной платы с 13.01.2010 года по 26.01.2010 года, с 30.12.2013 года по 31.12.2013 года. Общество осуществляет свою деятельность на основании Устава, зарегистрированного Распоряжением главы администрации Промышленного района г. Самары от 21.06.2002 года N 1940.
В справке указаны сведения о переименованиях и реорганизациях санатория.
Специализация санатория: кардио-неврологический профиль, болезни опорно-двигательной системы, ревматизмы.
В материалы дела представлена справка, уточняющая льготный характер N 10 от 20.04.2013 года, из которой следует, что Ускова О.П. действительно работала в организации - Открытое акционерное общество "Санаторий им. В.П. Чкалова" в должности медицинской сестры в кардиологическом отделении N 2 с 01.09.2009 года (приказ от 01.09.2009 года N 57-К) до 21.11.2016 года (приказ N 91-К от 07.11.2016 года), данный стаж является льготным.
Сведения о наличии периодов, подлежащих исключению из льготного стажа имеются (отпуск без сохранения зарплаты с 13.01.2010 года по 26.01.2010 года, с 30.12.2013 года по 31.12.2013 года).
Как следует из реестра лицензий от 11.09.2019 г, ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" имеет право осуществлять медицинскую деятельность, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Согласно указанной лицензии, ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" осуществляет работы и оказывает услуги при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, физиотерапии, функциональной диагностике. При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: восстановительной медицине, диетологии, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, неврологии, применению методов традиционной медицины, профпатологии, психотерапии, рефлексотерапии, терапии, ультразвуковой диагностике, физиотерапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности. При осуществлении санаторно-курортной помощи по: восстановительной медицине, диетологии, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, онкологии, рефлексотерапии, стоматологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности и др.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив изложенные обстоятельства, оценив показания свидетелей Р, Н, пришел к выводу об обязании ответчика включить Усковой О.П. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы в ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" в должности медицинской сестры с 01.09.2009 года по 12.01.2010 года, с 27.01.2010 года по 29.12.2013 года и с 01.01.2014 года по 21.11.2016 года.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что Общество является правопреемником Санатория им. В.П. Чкалова Объединения санаторно-курортных учреждений профсоюзов Самарской области. Изменение организационно-правовой формы Санатория им. В.П. Чкалова не повлекло изменения характера профессиональной медицинской деятельности Усковой О.П, ее медицинская деятельность протекала в многопрофильном санатории в должности и по специализации, указанным в Списке от 29.10.2002 года N 781. Согласно справки, уточняющей занятость, специализация ОАО "Санатория им. В.П. Чкалова" - кардионеврологический профиль, болезни опорно- двигательного системы, ревматизмы.
Не соглашаясь с указанными выводами суда о наличии правовых оснований для включения в льготный стаж истца спорных периодов работы в должности медицинской сестры в ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" суд апелляционной инстанции установил, что из представленных в материалы дела Устава ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова", а также лицензий данного общества N от 13.09.2007 года, N от 22.11.2010 года, N от 07.09.2012 года, N от 23.12.2013 года, N от 23.12.2015 года и приложений к ним, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Кроме того, судебная коллегия также учла, что открытое акционерное общество не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях" в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Из представленной в материалы дела выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении Усковой О.П. следует, что спорный период работы истца в ОАО "Санатория им. В.П. Чкалова" отражен на общих основаниях, без кода льготы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, отменив решение суда и отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия кассационного суда с данными выводами суда апелляционной инстанции соглашается.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 годаN 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а именно после 1 ноября 1999 года, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Выводы апелляционного суда в указанной части являются, таким образом, законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения периодов работы в ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" в должности медицинской сестры с 01.09.2009 года по 12.01.2010 года, с 27.01.2010 года по 29.12.2013 года и с 01.01.2014 года по 21.11.2016 года в стаж медицинской деятельности истца в связи с лечением больных с кардиологическими заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и иными заболеваниями судебной коллегией отклоняются, поскольку данная организация является многопрофильным санаторием, оказывающим лечение широкого спектра.
Между тем, обстоятельств имеющим значение для дела является специализированный клинический профиль санатория, упомянутый в в вышеуказанных Списках.
Судом установлено, что "Санаторий им. В.П. Чкалова" по своей организационно правовой форме является открытым акционерным обществом.
В разделе "Наименование учреждений" пункта 1 названного выше Списка N781, подлежащего применению к спорным периодам работы, открытые акционерные общества не поименованы.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрено установление тождественности лишь в случае изменения организационно-правовой формы учреждения.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
В силу положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само но себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-0).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, общества и учреждения имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Кроме того, в пункте 6 Правил исчисления периодов работы предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно- эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 23 сентября 2010 N 1183-0-0 Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с подл. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", наряду со Списками должностей и учреждений, конкретизированы применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", что обеспечивает реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии работу в качестве медицинской сестры в медицинских подразделениях, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций, отвечающих требованиям вышеуказанных норм права к организационно-правовой форме данных субъектов правоотношений.
Вместе с тем, ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" по своей организационно-правовой форме учреждением не является, является коммерческой организацией, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно учитывал данное обстоятельство при разрешении спора, как основание для отказа в удовлетворении иска, а доводы жалобы основаны на ошибочном толковании законодательства.
В обжалуемом судебном акте приведено верное толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Списков должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дана верная правовая оценка доводов истца о наличие оснований для включения спорного периода в специальный стаж, которые отклонены как необоснованные.
Изложенные Усковой О.П. в жалобе доводы о представлении в материалы дела доказательств осуществления в спорный период лечебной деятельности, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенным в обжалуемых судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене обжалуемого судебного постановления являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Иные доводы жалобы правомерность постановленных судом выводов не опровергают.
Судом апелляционной инстанции исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 августа 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Усковой О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.В. Киреева
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.