Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фомина Н.С. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 августа 2023 г.
по административному делу по административному исковому заявлению Фомина Н.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании несоответствующим утверждения должностного лица по отношению к пересмотру кадастровой стоимости, возложении обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости и исключении затрат административного истца.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения Фомина Н.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомин Н.С. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просил признать утверждение должностного лица, содержащегося в ответе первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края от 3 ноября 2022 г. N N по отношению к пересмотру кадастровой стоимости объектов недвижимости не соответствующим и возложить обязанность на административного ответчика принять решение о пересмотре кадастровой стоимости.
В обоснование требований указано, что Фомин Н.С. является собственником ряда объектов недвижимого имущества (шести гаражей), кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 1 января 2015 г. и утверждена приказами Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1382, а также от 25 ноября 2019 г. N 1175, в ходе которых допущено применение некорректных данных. Заявитель полагал, что завышение кадастровой стоимости от двух до шести раз является выбросом в вычислениях, за которые административный ответчик несет ответственность перед населением за намеренное предоставление недостоверных данных в Единый государственный реестр недвижимости, которые являются основной причиной, нарушающей права и законные интересы граждан. Несмотря на то, что кадастровая стоимость объектов, определенная по состоянию на 1 ноября 2015 г. является архивной, она по прежнему применяется в правоотношениях с налоговыми органами, о чем он указывал в своих обращениях в адрес административного ответчика, однако последним необходимые действия по восстановлению прав административного истца не совершены, что влечет затраты и необходимость назначения экспертизы в суде.
Определением суда от 6 марта 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное бюджетное учреждение "Ставкрайимущество" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю.
Определением суда от 31 марта 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 августа 2023 г, в удовлетворении требований Фомина Н.С. отказано.
В кассационной жалобе Фомина Н.С, поданной 7 декабря 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Фомин С.Н. является собственником объектов недвижимого имущества: расположенных в "адрес" гаражей с кадастровым номером N площадью 64, 9 кв.м с кадастровой стоимостью 580 295, 20 рублей, с кадастровым номером N, площадью 39 кв.м с кадастровой стоимостью 374 630, 40 рублей, с кадастровым номером N, площадью 38, 4 кв.м с кадастровой стоимостью 343 348, 70 рублей, с кадастровым номером N, площадью 33, 8 кв.м с кадастровой стоимостью 347 377, 50 рублей; и расположенных в "адрес" "адрес" гаражей с кадастровым номером N, площадью 81 кв.м с кадастровой стоимостью объекта 724 251, 30 рублей, с кадастровым номером N, площадью 38 кв.м с кадастровой стоимостью 554 508, 20 рублей.
Кадастровая стоимость указанных объектов капитального строительства определена по состоянию на 1 января 2015 г. и утверждена приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1382, утратившим силу 1 января 2020 г. в связи с вступлением в силу приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края".
Кадастровая стоимость, определенная на 1 января 2015 г, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости после ее утверждения в ноябре 2015 г, является архивной.
16 мая 2022 г, 14 декабря 2021 г, 10 января 2022 г, 5 апреля 2022 г. Фомин Н.С. обращался с заявлениями о необходимости пересчета кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества, приобщенными к административному иску, по результатам рассмотрения которых они удовлетворены решениями ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 9 июня 2022 г, от 12 января 2022 г, от 27 января 2022 г, от 29 апреля 2022 г. в отношении кадастровой стоимости, установленной приказом от 25 ноября 2019 г. N 1175, путем внесения в него изменений приказами от 23 мая 2022 г. N 380 и от 1 июля 2022 г. N 576, приобщенными к материалам дела.
Фомин Н.С. не согласившись с кадастровой стоимостью вышеуказанных объектов недвижимости в предшествующий период, 7 октября 2022 г. обратился с заявлением к уполномоченному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском Федеральном округе, его обращение перенаправлено для рассмотрения в соответствии с компетенцией органа исполнительной власти субъекта российской Федерации.
В ответе первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края от 3 ноября 2022 г. N 2927-П-Ф-1-1037 указано, что в части, касающейся пересчета кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной приказом Министерства от 27 ноября 2015 г. N 1382, Фомину Н.С. направлены разъяснения, в связи с вступлением в силу приказа Министерства от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Ставропольском крае", результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2015 г, утвержденные приказом от 27 ноября 2015 г. N 1382 "Об утверждении результатов определения кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае", утратили силу с 1 января 2020 г, что не позволяет внести изменения в недействующий нормативный правовой акт.
Также административному истцу разъяснено, что решением ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" об исправлении технической ошибки внесены изменения в действующий приказ Министерства от 25 ноября 2019 г. N 1175 в отношении указанных в обращении объектов недвижимости, данные изменения утверждены приказами Министерства от 23 мая 2022 г. N 380 и от 1 июля 2022 г. N 576, и направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в сроки, установленные законодательством.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Фомина Н.С, суд первой инстанции, исходил из того, что обращение от 7 октября 2022 г. рассмотрено в установленном порядке и в срок полномочным должностным лицом в пределах его компетенции, на данное обращение заявителю направлен исчерпывающий ответ с разъяснениями положений действующего законодательства, которые правильно применены в отношении кадастровой стоимости объектов капитального строительства за период с 2015 по 2020 г, которая является архивной, несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о его незаконности и возможности возложения судом обязанности на административного ответчика по предоставлению ответа иного содержания.
С такими выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, учитывая представленный ответ от 3 ноября 2022 г. N N 2927-П-Ф-1-1037 на обращение Фомина Н.С, содержащий информацию по всем вопросам, поставленным заявителем, рассмотренный по существу в пределах полномочий надлежащим должностным лицом органа власти, и не усмотрел нарушения прав и законных интересов административного истца, разъяснив в соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" о сохранении права обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности гражданина.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции с учетом следующего.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При рассмотрении обращения, государственные органы, органы местного самоуправления или должностное лицо, в силу пункта 4 части 1 статьи 10 названного Федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан, дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 названного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом, что предусмотрено частью 3 статьи 10 Федерального закона.
Согласно статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
С принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", положения которого, за исключением статьи 19, вступили в силу с 1 января 2017 г, законодателем изменена досудебная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедуры предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, что предусмотрено статьями 20, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
Пунктом 22 статьи 21 названного Федерального закона предусмотрено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде.
Порядок рассмотрения бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 19 февраля 2018 г. N 73.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, наделено ГБУ СК "Ставкрайимущество".
На основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 3 октября 2018 г. N 690 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края" в 2019 г. ГБУ "Ставкрайимущество" проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом министерства от 25 ноября 2019 г. N 1175.
Таким образом, положениями федерального законодательства предусмотрено право гражданина либо юридического лица оспорить в судебном порядке решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Методологические ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Споры об исправлении технических, методологических ошибок, в результате которых изменяется кадастровая стоимость, являются спорами о пересмотре кадастровой стоимости.
Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 г. - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) соответствующей комиссии.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации краевой суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались приведенными положениями закона, указав, что оспаривание административным истцом изложенного в письме ответа должностного лица не может подменить установленный процессуальный порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в период, с чем судебная коллегия соглашается, поскольку с принятием приказа от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Ставропольском крае", результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2015 г, утвержденные приказом от 27 ноября 2015 г. N 1382 "Об утверждении результатов определения кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае", утратили силу с 1 января 2020 г. более того, с момента внесения сведений о кадастровой оценке объектов недвижимого имущества, утвержденных приказом от 27 ноября 2015 г. N 1382, с очевидностью прошло более пяти лет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций требования Фомина Н.С. рассмотрены с учетом содержания просительной части административного иска в соответствии с требованиями части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. При этом оснований для выделения и направления части требований в Ставропольский краевой суд по подсудности для их самостоятельного рассмотрения по их сути, направленной на обязание административного ответчика совершить действия по исключению затрат административного истца при оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, не имелось. В то же время оспариваемый ответ (утверждение должностного лица) и обжалуемые судебные акты не препятствовали самостоятельному обращению в краевой суд Фомина Н.С. с надлежащими требованиями об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в том числе архивной.
Суды нижестоящих инстанций верно исходили из того, что в пределах спорных правоотношений по поводу утверждения о невозможности исправления Министерством имущественных отношений Ставропольского края кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая стала архивной и за пределами пятилетнего срока, административным ответчиком права Фомина Н.С. не нарушены, в связи с чем его требования мотивированно оставлены без удовлетворения.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы сдобная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фомина Н.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.