Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания на решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 13 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 сентября 2023 г.
по административному делу по административному иску Назаретяна Марата к Министерству внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене решения от 27 ноября 2022 г. N 10 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания Ревазовой Р.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Назаретяна М. Гутиевой И.К, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назаретян М. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Назаретян М. на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес"-Алания, "адрес", где проживает его родная сестра, которая является гражданкой Российской Федерации. При этом административным ответчиком принято решение от 27 ноября 2022 г. N 10 о неразрешении въезда гражданина Республики Армения Назаретяну М. Российскую Федерацию в течение трех лет до 21 октября 2024 г, утвержденное заместителем министра внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания 1 декабря 2022 г, на основании привлечения Назаретяна М. к административной ответственности за совершение двух административных правонарушений в области безопасности дорожного движения в течение трех лет. Назаретян М. полагал оспариваемое решение незаконным, так как он не создает реальной угрозы обороноспособности, безопасности, общественному порядку, а также основам конституционного срока, нравственности, правам и законным интересам других лиц.
Решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 13 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 сентября 2023 г, требования Назаретяна М. удовлетворены.
В кассационной жалобе МВД по Республике Северная Осетия-Алания, поданной 29 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 декабря 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового судебного акта.
В возражении на кассационную жалобу представитель Назаретяна М. Гутиева И.К. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Назаретян М, 7 апреля 1995 года рождения, является гражданином Республики Армения, согласно миграционной карты прибыл со 2 февраля 2021 г. по 2 января 2022 г, срок временного пребывания продлен до 15 июня 2022 г.
В период пребывания в Российской Федерации Назаретян М. привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 30 Советского судебного района г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания по делу N в виде административного штрафа в размер 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком 18 месяцев, 6 октября 2021 г.; а также по статье 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей постановлением должностного лица N 13 ноября 2021 г.
В связи с привлечением Назаретяна М. к административной ответственности за совершение указанных правонарушений инспектором группы по исполнению административного законодательства ОБ ДПС ГИБДД УМВД по г. Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания Цгоевым Р.В. 27 ноября 2022 г. на основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в целях прекращения и предотвращения противоправных действий со стороны иностранных граждан принято решение, утвержденное 1 декабря 2022 г. заместителем министра - начальником полиции МВД по Республике Северная Осетия-Алания И.В. Романовским, о неразрешении въезда Назаретян М. в Российскую Федерацию на срок до 21 октября 2024 г.
Отменяя решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности законности оспариваемого решения, поскольку административный истец длительное время проживает на территории Российской Федерации, имеет семью (супруга и двое малолетних детей, посещающих детское дошкольное образовательной учреждение в г. Владикавказе), сестра административного истца - Айрапетян Ж.К, вместе с которой они проживают в квартире, является гражданкой Российской Федерации.
С такими выводами суда первой инстанции при установленных по делу фактических обстоятельствах согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций противоречащими фактическим обстоятельствам дела, обжалуемые судебные акты постановленными с нарушением норм материального права.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства: неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 5-П, Определение от 2 марта 2006 г. N 55-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности).
Предусмотренной пунктом 4 статьи 26 названного Федерального закона основание допускает неразрешение въезда в Российскую Федерацию гражданину или лицу без гражданства в случае неоднократного (два и более раза) привлечения этих лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации. При этом определяющее значение имеют тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания. Также следует учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
Полагая, что данные требования Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания при принятии решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики Армения не были выполнены, суды указали на наличие у Назаретяна М. устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, которые не были учтены административным ответчиком.
Такие выводы судов опровергаются собранными по делу доказательства, из которых судами установлено, что дважды привлекавшийся к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 12.6 и 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный истец Назаретян М. проживает на территории Российской Федерации со 2 февраля 2021 г, систематическое нарушение закона страны пребывания повлекло применение к нему мер административной ответственности уже к ноябрю 2021 г, на момент вынесения оспариваемого решения 27 ноября 2022 г. состоит в браке с гражданкой Республики Армения, имеет двух несовершеннолетних детей, которые также являются гражданами Республики Армения, один из которых с 28 марта 2022 г. посещает детское дошкольное учреждение в г. Владикавказ, сестра Назаретяна М. Айраптеян Ж.К. документирована паспортом гражданина Российской Федерации 7 сентября 2023 г. после вынесения решения МВД по Республике Северная Осетия-Алания и после рассмотрения дела судом перовой инстанции, в качестве доказательств своего трудоустройства представил гражданско-правовой договор на оказание услуг хозработника от 26 мая 2023 г, заключенный с физическим лицом, доказательств добросовестного отношения к уплате российских налогов и трудоустройства в период до вынесения оспариваемого решения 27 ноября 2022 г, наличие дохода, законопослушного поведения не представил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение, принятое уполномоченным органом в пределах своей компетенции и при наличии указанных в статье 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" к тому оснований, не может быть признано незаконным лишь по признаку защиты права на семейные отношения и несоразмерности допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям, поскольку в рассматриваемом случае административным ответчиком баланс интересов государства и личных интересов Назаретяна М. не нарушен.
Оценив поведение Назаретяна М. как сознательное пренебрежительное отношение к законодательству Российской Федерации административный ответчик применил меру ответственности в виде неразрешения въезда на территорию Российской Федерации, тогда как правовые ограничения, вытекающие из факта неразрешения въезда в Российскую Федерацию, являются временными, не влекут за собой запрета на проживание административного истца в Российской Федерации по истечении срока этого запрета. Приведенные административным истцом в обоснование своих требований доводы относительно нарушения его права на уважение личной и семейной жизни на момент принятия решения в ноябре 2022 г, а также при рассмотрении административного дела в судах первой и апелляционной инстанций объективно ничем подтверждены.
Принимая во внимание изложенное, выводы судов первой и апелляционной инстанции о несоразмерности примененной в отношении Назаретяна М. меры и незаконности оспариваемого решения нельзя признать верными, в связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Назаретяна М. о признании незаконным и отмене решения от 27 ноября 2022 г. N 10 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 13 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 сентября 2023 г. отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Назаретяна Марата к Министерству внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене решения от 27 ноября 2022 г. N 10 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.