Дело N 88-485/2024
в суде первой инстанции
N 2-371/2021
УИД 05RS0030-01-2021-002606-55
18 января 2024 года г. Пятигорск
Пятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Корниенко Г.Ф, рассмотрев гражданское дело по иску Балатукаева Магомед-Мурада Арсланукаевича к УСЗН в МО "Кумторкалинский район" о взыскании задолженности по возмещению вреда, причиненного здоровью, по кассационной жалобе ГУ - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан на определение Кумторкалинского районного суда от 01 марта 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 7 августа 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Решением Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 30 августа 2021 года удовлетворены исковые требования Балатукаева ММ.А, с Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании "Кумторкалинский район" в его пользу взыскана единовременно сумма задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индекса роста потребительских цен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 582 007, 96 руб.
Указанное решение суда вступило в законную силу, 05 октября 2021 года выдан исполнительный лист серия ФС N.
20 февраля 2023 года Балатукаев ММ.А. обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, указав, что в настоящее время исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку вся задолженность передана в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в Кумторкалинском районе с кредитной задолженностью в связи с упразднением подведомственного учреждения Министерства труда и социального развития Республике Дагестан - УСЗН в МО Кумторкалинский район. ГКУ УСЗН не в компетенции обеспечить исполнение исполнительных документов. В настоящее время СФР России в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Дагестан в Кумторкалинском районе является правопреемником ГКУ УСЗН в Кумторкалинском районе, так как все обязательства по представлению мер социальной поддержки, гражданам подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС с 01 января 2022 года переданы в ОСФР. На основании изложенного просил заменить сторону по делу N2-371/2021 ГКУ УСЗН в Кумторкалинском районе на правопреемника - Социальный фонд России в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Дагестан в Кумторкалинском районе.
Определением Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 01 марта 2023 года заявление Балатукаева М-М.А. удовлетворено.
Суд произвел замену Государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании " "адрес"" на Социальный фонд России в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД в Кумторкалинском районе в правоотношении, установленном решением Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 30 августа 2021 г. по делу N 2-371/2021.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от 7 августа 2023 года определение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 01 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ-ОСФР по Республике Дагестан поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судом кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра определения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Кумторкалинского районного суда Республике Дагестан от 30 августа 2021 года исковые требования Балатукаева М-М.А. удовлетворены, в его пользу с УСЗН в МО "Кумторкалинский район" взыскана единовременная сумма задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индекса роста потребительских цен за период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года в размере 1 582 007 руб. 96 коп. за счет средств федерального бюджета.
Указанное решение суда вступило в законную силу, по делу выдан исполнительный лист серии ФС N02810796.
20 февраля 2023 года Балатукаев М-М.А. обратился в суд с заявлением о замене стороны по делу в связи с упразднением подведомственного Министерству труда и социального развития Республики Дагестан учреждения - УСЗН в МО Кумторкалинский район, указав, что обязательства по представлению мер социальной поддержки, гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС с 01 января 2022 года переданы Социальному Фонду России.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции руководствовался статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и исходя из того, что факт выбытия стороны по делу ГКУ УСЗН в Кумторкалинском районе подтвержден, произвел замену Государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании "Кумторкалинский район" на Социальный фонд России в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Дагестан в Кумторкалинском районе.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав дополнительно, что в соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 года N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 января 2022 года сумма, предоставляется и выплачивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Частью 2 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В соответствии с нормами Федерального закона от 14 июля 2022 г. N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" - Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения. Деятельность Фонда осуществляется на основе принципа соблюдения государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения.
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 21 января 2022 года N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" ежемесячная денежная сумма, предусмотренная статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 января 2022 года, предоставляется и выплачивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 января 2022 года, предоставляется и выплачивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Согласно копии письма директора ГКУ УСЗН в МО "Кумторкалинский район" от 19 января 2023 года N24/2 в адрес руководителя Управления Федерального казначейства по РД в управление СЗН были представлены исполнительные листы в четвертом квартале 2021 года. В связи с отсутствием финансовых средств на исполнение актов судебных органов согласно определению Кумторкалинского районного суда от 29.07.2021г. в 4 квартале 2021г. нге имелось возможности своевременно выплатить денежные средства, а также в связи с передачей полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации на САЭС с 01.01.2022г. в ПФР по РД. Также данная сумма задолженности 2 318 108, 75 руб. по решению суда N2-262/2017 была передана в ГУ ОПФ РФ по РД с кредиторской задолженностью (л.д.29).
Из другой копии письма директора ГКУ УСЗН в МО "Кумторкалинский район" от 19 января 2023 года N24/2 в адрес руководителя Управления Федерального казначейства по РД следует, что задолженность по КБК 14810032210151370313 были переданы в УПФ РФ по РД с кредиторской задолженностью в связи с упразднением подведомственного учреждения Минтруда РД УСЗН в МО Кумторкалинский район. ГКУ УСЗН не в компетенции обеспечить исполнение исполнительного документа. Просит исключить задолженность по КБК 14810032210151370313 (л.д.28).
Несмотря на то, что вопрос о фактической передаче сведений органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке судами не исследовался, на что указано и в кассационной жалобе, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для замены стороны по делу ГКУ УСЗН в МО "Кумторкалинский район" её правопреемником, указав: "Социальный фонд России в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД в Кумторкалинском районе".
Суд кассационной инстанции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы ответчика о том, что судом произведена замена ответчика на ненадлежащее лицо, поскольку подразделение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в Кумторкалинском районе статусом юридического лица не обладает, в указанном районе функционирует только "Клиентская служба ОСФР по Республике Дагестан".
Правовое положение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда, органы управления Фонда и их компетенцию, вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда, с 01 января 2023 года регулируются Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона, Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ, Фонд, территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Статьей 8 Федерального закона установлено, что Фонд создает территориальные органы, обособленные подразделения, а также подведомственные Фонду учреждения (пункт 1). Территориальные органы Фонда создаются в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения (пункт 4).
В соответствии с пунктом 6 Положения об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан, утвержденного Распоряжением Правления ПФ РФ от 12.12.2022г. N 875р Отделение является юридическим лицом, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления федеральным имуществом в соответствии с назначением этого имущества, имеет самостоятельный баланс, казначейский счет, открытый в установленном порядке в органе Федерального казначейства, а также расчетный и иные счета в банках в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе от своего имени совершать сделки, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также выступать в суде в качестве заинтересованного и третьего лица.
Отделение с согласия председателя Фонда вправе создавать свои обособленные подразделения (п.8 Положения).
Согласно пункту 1 Примерного положения о клиентских службах в территориальных органах Пенсионного фонда России, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 мая 2004 года N 62п "Об организации работы по созданию и развитию клиентских служб в территориальных органах Пенсионного фонда России", клиентская служба - это, структурное подразделение территориального органа Пенсионного фонда России, обеспечивающее ежедневное обслуживание населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда России, в том числе по вопросам социальных выплат.
Однако, клиентская служба, являясь структурным подразделением территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, не являясь юридическим лицом, обеспечивает ежедневное обслуживание населения по вопросам, относящимся к компетенции Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, реализует возложенные на пенсионный орган полномочия, предоставленные клиентской службе в соответствии с положением о структурных подразделениях Отделения, утвержденным согласно п.16.2 Положения об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан.
Однако судом первой и апелляционной инстанции указанные нормативные акты, регламентирующие деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных подразделений и их структурных подразделений, при определении правопреемника в установленном решением суда правоотношении не применены, юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению по данной категории споров судами не установлены, что повлекло принятие решения, не соответствующего требованиям законности и обоснованности.
Таким образом, выводы судебных инстанций, положенные в обоснование принятых судебных постановлений с учетом вышеизложенных обстоятельств основаны на неправильном применении и толковании закона, а также сделаны без учета норм права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что судебные постановления были приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить вопрос в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 1 марта 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 7 августа 2023 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.