ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ N 88-438/2024 - (88-12977/2023) УИД 05RS0030-01-2020-000173-63
16 января 2024 года г. Пятигорск
Пятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Иващенко В.Г, рассмотрев гражданское дело N 2-168/2020 по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения в МО "Кумторкалинский район" о взыскании единовременной суммы задолженности по возмещению вреда здоровью в связи с несвоевременной выплатой с учетом индекса роста потребительских цен, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан на определение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 11 августа 2023 года, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 01 апреля 2020 года удовлетворены исковые требования Чараханова Ч.И. к Управлению социальной защиты населения в МО "Кумторкалинский район" об обязании выплатить ежемесячную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в связи с несвоевременной выплатой с учетом индекса роста потребительских цен.
Определением Кумторкалинского районного суда РД от 17 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от 11 августа 2023 года, произведена замена Государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании "Кумторкалинский район" (ИНН 0552006837) на Социальный фонд России в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД в Кумторкалинском районе.
В кассационной жалобе Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены нижестоящими инстанциями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ФИО1 о процессуальном правопреемстве, исходил из того, что в связи с упразднением подведомственного Министерству труда и социального развития РД учреждения - ГКУ РД УСЗН в МО "Кумторкалинский район", обязательства по представлению мер социальной поддержки, гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС с 01 января 2022 года переданы Социальному Фонду России.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Частью 2 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 21 января 2022 года N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" ежемесячная денежная сумма, предусмотренная статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 января 2022 года, предоставляется и выплачивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 января 2022 года, предоставляется и выплачивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06 декабря 2021 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в части передачи с 1 января 2022 года Пенсионному фонду Российской Федерации полномочий по предоставлению, в том числе выплате компенсаций и других выплат, предусмотренных статьей 5.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Компенсации и выплаты, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 января 2022 года, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
В соответствии с нормами Федерального закона от 14 июля 2022 г. N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" - Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения. Деятельность Фонда осуществляется на основе принципа соблюдения государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Правовое положение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда, органы управления Фонда и их компетенцию, вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда, с 01 января 2023 года регулируются Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона, Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ, Фонд, территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Статьей 8 Федерального закона установлено, что Фонд создает территориальные органы, обособленные подразделения, а также подведомственные Фонду учреждения (пункт 1). Территориальные органы Фонда создаются в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения (пункт 4).
В соответствии с пунктом 6 Положения об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан, утвержденного Распоряжением Правления ПФ РФ от 12.12.2022г. N 875р Отделение является юридическим лицом, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления федеральным имуществом в соответствии с назначением этого имущества, имеет самостоятельный баланс, казначейский счет, открытый в установленном порядке в органе Федерального казначейства, а также расчетный и иные счета в банках в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе от своего имени совершать сделки, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также выступать в суде в качестве заинтересованного и третьего лица.
Удовлетворяя заявление Чараханова Ч.И. и признавая правопреемником выбывшей стороны Социальный фонд России в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Дагестан в Кумторкалинском районе, суд не исследовал вопрос о том, имеется ли в Кумторкалинском районе Отделение Фонда, обладающее статусом юридического лица, либо там расположено одно из структурных подразделений Отделения Фонда.
Согласно п. 8 приведенного выше Положения, Отделение с согласия председателя Фонда вправе создавать свои обособленные подразделения (п.8 Положения).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 мая 2004 года N 62-п утверждено Примерное положение "Об организации работы по созданию и развитию клиентских служб в территориальных органах Пенсионного фонда России", согласно которому клиентская служба - это структурное подразделение территориального органа Пенсионного фонда России, обеспечивающее ежедневное обслуживание населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда России, в том числе по вопросам социальных выплат (пункт 1).
Клиентская служба, являясь структурным подразделением территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, самостоятельной ответственности по обязательствам юридического лица не несёт.
Суд апелляционной инстанции, проверяя по частной жалобе законность определения суда первой инстанции, допущенные им нарушения не устранил, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 11 августа 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции В.Г. Иващенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.