Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Никитушкиной И.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Дахкильговой Аминат Макшариповны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании решения пенсионного органа о прекращении ранее назначенной пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дахкильгова А.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании незаконным решения пенсионного органа о прекращении ранее назначенной пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указала, что уведомлением от 28 декабря 2022 г. Пенсионный фонд РФ по Республике Ингушетия уведомил ее о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 10 марта 2023 г. исковые требования Дахкильговой А.М. удовлетворены.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 20 июля 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 22 августа 2023 года решение Сунженского районного суда по Республике Ингушетия от 10 марта 2023 г. отменено. Принято новое решение, которым исковые требования Дахкильговой А.М. удовлетворены.
Суд признал незаконным решение ГУ - Отделение пенсионного фонда России по Республике Ингушетия (Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия) о прекращении выплат Дахкильговой А.М. страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд признал за Дахкильговой А.М. право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Дахкильговой А.М. периоды работы: в должности старшей пионервожатой в Галашкинской санаторно-лесной школе ЧИАССР с 15 августа 1988 года по 30 сентября 1993 года включительно; в должности учителя ингушского языка и литературы и директора по воспитательной работе с 02 сентября 1996 года по 01 ноября 2005 года в СОШ с. Алхасты; в должности учителя начальных классов с 01 сентября 2005 года по день выхода на пенсию (22.08.2018г.) в СОШ N с. "адрес" РИ.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия возобновить и выплатить пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня ее приостановления, то есть с 01 мая 2022 года.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 22 августа 2023 года, как принятого с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 22 августа 2023 года по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 22 августа 2018 года Дахкильговой А.М. была назначена и выплачивалась страховая пенсия по старости на основании решения ГУ-ОПФР по Республике Ингушетия о назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 01 мая 2022 г. выплата назначенной Дахкильговой А.М. пенсии была приостановлена на основании Акта N26-с проверки обоснованности выдачи и содержания справки о работе и заработной плате от 2 июня 2022 г, составленного специалистом отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления установления пенсии и социальных выплат в Республике Ингушетия.
Согласно названного Акта проверочные мероприятия проводились сотрудником ПФР по РИ в присутствии представителя санаторно-лесной школы в части подтверждения работы истца старшей пионервожатой в указанной выше школе. По результатам проверочных мероприятий было принято решение о включении указанного выше стажа работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
По результатам проверочных мероприятий, проведенных по заявлению Дахкильговой А.М. о восстановлении выплаты пенсии, было принято решение от 16.06.2022г. N о восстановлении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, однако выплату страховой пенсии по старости истцу так и не возобновили.
Согласно Актам N N, 46-2, 46-3 проверки обоснованности выдачи и содержания справки на льготное пенсионное обеспечение от 15.08.2018г. проверочные мероприятия проводились сотрудником ПФР по РИ в присутствии директора ГКОУСОШ N с. "адрес", директора Галашкинской санаторно-лесной школы, директора ГКОУ СОШ сп Алхасты, в части подтверждения периодов работы ФИО1 старшей пионервожатой, учителем в указанных выше образовательных учреждениях. По результатам проверочных мероприятий было принято решение о включении указанных периодов работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
Согласно уведомлению о обнаружении ошибки и прекращении выплаты пенсии от 28 декабря 2022 г. N, с 01 декабря 2022 г. ранее назначенная пенсия Дахкильговой А.М. была прекращена в связи с тем, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
Согласно записи трудовой книжки серии A1-V N Дахкильгова А.М. ДД.ММ.ГГГГ назначена старшей пионервожатой в Галашкинскую санаторно-лесную школу (приказ N от 15.08.1988г.); ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с поступлением в высшее учебное заведение (приказ N от 31.07.1994г). Остальными записями в трудовой книжке подтверждено наличие более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденного постановлением СМ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N, и действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные сведения трудовой книжки подтверждены уточняющей Справкой работодателя Галашкинской санаторно-лесной школы N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой продолжительность рабочего времени - 1ё ст, работа в указанных должностях и учреждении дает право на досрочное пенсионное обеспечение по подпункту 19 пункт 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, Дахкильгова А.М. осуществляла трудовую деятельность в Средней образовательной школе "адрес" в качестве учителя ингушского языка и литературы, а также директора по воспитательной работе, с ДД.ММ.ГГГГг. по настоящее время в должности учителя ингушского языка и литературы в ГБОУ "СОШ N с. "адрес"". Данные периоды работы также подтверждаются записями в трудовой книжке истца и Справками N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор по существу по правилам суда первой инстанции, без особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067, Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, пришел к выводу о том, что периоды работы истца в должности пионервожатой подлежат включению в специальный стаж с учетом п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397, согласно п. 4 которого период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном постановлении.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых перестала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе работы в должности штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Судом апелляционной инстанции дано верное толкование применения норм материального права по вопросу исчисления стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением лицом педагогической деятельности, с учетом того, что истцу досрочная страховая пенсия по старости была назначена и выплачивалась на основании представленных документов с 22 августа 2018 года, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (пункт 14), правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 г. (вопрос N10).
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не принял во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены апелляционного определения, так как сводятся к оценке доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В целом доводы кассационной жалобы приводились ответчиком ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены судом по мотивам, изложенным в обжалуемом постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и ошибочное толкование норм материального права.
Несогласие ответчика с выводами суда, не может являться основанием для отмены, поскольку в указанной части нормы материального права применены верно, в соответствии с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не допущено нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Никитушкина И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.