Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханиевой Заремы Макшариповны, Толдиевой Любови Макшариповны, Булгучевой Пятимат Адамовны, Дзугаевой Розы Ахметовны, Муцаговой Яхи Махмудовны, Даурбековой Розы Юсуповны, Картоевой Зинаиды Курейшевны, Льяновой Елизаветы Султановны, Дарсигова Магомед-Гирея Алаудиновича, Хамхоева Хусейна Магометовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконными действий и решений, связанных с прекращением выплаты пенсии, возобновлении выплаты пенсии и зачете периодов работы, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 24 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ханиева З.М, Толдиева Л.М, Булгучева П.А, Дзугаева Р.А, Муцагова Я.М, Даурбекова Р.Ю, Картоева З.К, Льянова Е.С, Дарсигов М-Г.А. и Хамхоев Х.М. обратились в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Ингушетия о признании незаконными действий и решений, связанных с прекращением выплаты пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж в льготном исчислении различные периоды их работы.
В обоснование исковых требований указали, что в связи с достижением ими пенсионного возраста на основании их заявления с приложением документов, подтверждающих необходимый стаж работы, были назначены страховые пенсии по старости, при определении которых учтены их льготные периоды работы в соответствии со списками производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, а также на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а также иные периоды их работы.
Однако 1 декабря 2022 г. ответчик приостановил выплату им страховых пенсий, ссылаясь на то, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
Полагают, что решения ответчика о прекращении выплаты страховой пенсии противоречат требованиям действующего законодательства, при этом выводы ответчика об основаниях прекращения выплаты пенсии опровергаются представленными документами, в частности справками, уточняющими особый характер работы.
Решением Магасского районного суда от 14 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением от 27 июля 2023 года Cудебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве соответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 24.08.2023 решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 14.02.2023 отменено.
Суд принял новое решение. Исковые требования удовлетворены.
Суд признал действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, выразившиеся в приостановлении пенсий Ханиевой Заремы Макшариповны, Толдиевой Любови Макшариповны, Булгучевой Пятимат Адамовны, Дзугаевой Розы Ахметовны, Муцаговой Яхи Махмудовны, Даурбековой Розы Юсуповны, Картоевой Зинаиды Курейшевны, Льяновой Елизаветы Султановны, Дарсигова Магомет-Гирея Алаудиновича, Хамхоева Хусейна Магометовича, незаконными.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Ханиевой Зареме Макшариповне с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Ханиевой Зареме Макшариповне льготный период работы по Списку N 1 с 26.09.1992 г. по 17.01.2000 г, а также периоды работы с 16.07.1990 г. по 15.06.1992 г.; с 20.01.2000 г. по 26.12.2005 г. и засчитать заработную плату по справке N 47 от 19.02.1999 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Толдиевой Любови Макшарипове с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Толдиевой Любови Макшарипове льготный период работы по Списку N 1 с 06.03.1990 г. по 25.11.1998 г, а также периоды работы с 10.06.1986 г. по 28.08.1986 г.; с 15.09.1986 г. по 05.03.1990 г.; с 26.11.1998 г. по 31.12.2001 г. и засчитать заработную плату по справке о зарплате N 125 от 15.03.1999 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Булгучевой Пятимат Адамовне с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Булгучевой Пятимат Адамовне льготный период работы по Списку N 1 с 06.10.1988 г. по 22.07.1996 г, а также периоды работы с 04.08.1986 г. по 05.10.1988 г.; с 23.07.1996 г. по 26.11.2001 г. и засчитать заработную плату по справке N 37 от 24.03.1999 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Дзугаевой Розе Ахметовне с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Дзугаевой Розе Ахметовне льготный период работы по Списку N 1 с 15.11.1988 г. по 22.10.1996 г, а также периоды работы с 05.09.1988 г. по 14.11.1988 г.; с 23.10.1996 г. по 22.11.2000 г.; с 30.12.2002 г. по 11.08.2012 г.; с 10.08.2012 г. по 01.10.2012 г.; с 01.11.2012 г. по 18.06.2014 г.; с 19.06.2014 г. по 01.07.2015 г. и засчитать заработную плату по справке N 16 от 11.09.1998 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Муцаговой Яхе Махмудовне с 01 декабря 2022.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Муцаговой Яхе Махмудовне льготный период работы по Списку N 1 с 04.02.1991 г. по 28.07.1999 г, а также периоды работы с 22.06.1988 г. по 31.01.1991 г.; с 01.09.2004 г. по 08.09.2008 г.; с 01.09.2008 г. по 31.12.2018 г. и засчитать заработную плату по справке N 143 от 14 сентября 1999 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Даурбековой Розе Юсуповне с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Даурбековой Розе Юсуповне льготный период работы по Списку N 1 с 16.10.1989 г. по 26.12.1997 г, а также периоды работы с 18.11.1986 г. по 09.10.1989 г.; с 29.12.1997 г. по 28.12.2001 г. и засчитать заработную плату по справке N 70 от 15.02.1995 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Картоевой Зинаиде Курейшевне с 01 декабря 2022 года
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Картоевой Зинаиде Курейшевне льготный период работы по Списку N 1 с 11.10.1989 г. по 27.11.1998 г, а также периоды работы с 27.07.1988 г. по 09.01.1989 г.; с 19.08.1998 г. по 21.06.1999 г.; с 28.06.1999 г. по 26.11.2001 г. и засчитать заработную плату по справке N 346 от 29.08.1999 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Льяновой Елизавете Султановне с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Льяновой Елизавете Султановне льготный период работы по Списку N 2 с 02.07.1987 г. по 06.09.1999 г, а также периоды работы с 27.09.1982 г. по 03.06.1985 г.; с 04.06.1985 г. по 30.06.1987 г.; с 07.09.1999 г. по 25.02.2000 г.; с 01.03.2000 г. по 31.12.2015 г. и засчитать заработную плату по справке N 88 от 11.09.1999г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Дарсигову Магомет-Гирею Алаудиновичу с 01 декабря 2022года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Дарсигову Магомет-Гирею Алаудиновичу льготный период работы по Списку N 1 с 11.01.1988 г. по 20.01.1999 г, а также периоды работы с 05.09.1983 г. по 25.11.1985 г.; с 27.11.1985 г. по 30.12.1987 г.; с 21.01.1999 г. по 14.01.2002 г. и засчитать заработную плату по справке N 251 от 13.07.1999 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Хамхоеву Хусейну Магометовичу с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Хамхоеву Хусейну Магометовичу льготный период работы по Списку N 2 с 19.10.1987 г. по 17.12.1999 г, а также периоды работы с 24.07.1978 г. по 09.04.1980 г.; с 20.04.1982 г. по 30.04.1984 г.; период службы в рядах Советской армии с 15.04.1980 г. по 15.04.1982 г.; с 03.05.1984 г. по 06.08.1984 г.; с 13.05.1985 г. по 05.11.1985 г, с 13.01.1986 г. по 24.10.1986 г.;с 11.05.1987 г. по 16.10.1987 г.; с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г.; с 01.01.2009 г. по 30.09.2011 г.; период, когда он состоял на учете в центре занятости с 05.05.2015 г. по 31.12.2016 г. и засчитать заработную плату по справке N 209 от 24.12.1999 г.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия просит отменить апелляционное определение ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не уведомили, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, истцы являлись получателями досрочной пенсии по старости, назначенной в соответствии с ч. 1 и ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В декабре 2022 г. ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Ингушетия уведомило истцов о том, что в ходе проведенной проверки их пенсионных дел установлено, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, в связи с чем, выплата пенсии прекращена с 01 декабря 2022 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, исходил из того, что у ответчика отсутствовали основания для прекращения выплаты пенсии истцам, что доводы истцов о наличии у них права на льготное пенсионное обеспечение нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в частности сведениями из трудовых книжек, справками о заработной плате и справками, уточняющими характер работы, выданных соответствующими предприятиями.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленные истцами справки содержат исчерпывающие сведения (основания выдачи) о периоде осуществления истцами трудовой деятельности в соответствующих должностях, условиях труда, периодов занятости.
Руководствуясь положениями статьи 10 ГК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доказательств, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права истцов на пенсию, ответчиком не представлено, что именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что истцы предоставили недостоверные сведения.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с правомерностью и обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 1).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 названного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичные положения об ответственности виновных лиц в случае предоставления ими недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрены статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
Добросовестность действий истцов презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные, доказательства, свидетельствующие о том, что именно истцы предоставили недостоверные сведения при назначении пенсий.
В части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Основания прекращения выплаты пенсии истцам, которые приведены Пенсионным органом в уведомлениях о прекращении выплаты пенсии, не соответствуют положениям части 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Наличие у пенсионного органа сомнений в обоснованности выдачи документов работодателем, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также сомнений в достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, спустя несколько лет после назначения истцам пенсии, не является основанием для прекращения выплаты пенсии, в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Акт служебной проверки на который ссылается кассатор в жалобе, который не был представлен суду ввиду того, что предназначен для служебного пользования, а также акт ревизионной комиссии Федерального казначейства Российской Федерации, по результатам проверки хозяйственно- финансовой деятельности пенсионного органа за период с 2015 по 2022 год составленный в ноябре 2022 года, как указывает кассатор, в котором обнаружены многочисленные нарушения, способствующие прекращении выплаты пенсии не могут служить основанием для прекращения выплаты пенсии, в связи с чем, доводы жалобы в этой части во внимание не принимаются.
Несогласие кассатора с выводами судов, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Кассационная жалоба не содержат доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.