Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Электрогорск Московской области на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ларионовой Н. Н. к администрации городского округа Электрогорск Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ларионова Н.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Электрогорск Московской области (далее также - Администрация), Министерству имущественных отношений Московской области (далее также - Министерство) и с учетом последующего уточнения требований просила признать незаконным решение Администрации от 18 ноября 2022 года N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" и сводное заключение Министерства; признать за ней право на заключение без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:17:0011605:298 площадью 1200 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", обязать Администрацию и Министерство в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить и направить ей договор купли-продажи указанного земельного участка, обязать Администрацию и Министерство расторгнуть договор аренды земельного участка, заключенного в результате проведения торгов, от 29 августа 2022 года N 16.
Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2023 года административные исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными решение Администрации от 18 ноября 2022 года N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" и пункт 291 сводного заключения Министерства от 17 ноября 2022 года N 202-З. За Ларионовой Н.Н. признано право на заключение без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N площадью 1200 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес". На Администрацию и Министерство возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить и направить Ларионовой Н.Н. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1200 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес". На Администрацию и Министерство возложена обязанность расторгнуть договор аренды земельного участка, заключенного в результате проведения торгов, от 29 августа 2022 года N 16.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 мая 2023 года решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2023 года в части удовлетворения требований о признании незаконными решения Администрации от 18 ноября 2022 года N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" и пункта 291 сводного заключения Министерства от 17 ноября 2022 года N 202-З оставлено без изменения. На Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ларионовой Н.Н. N о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов". В остальной части решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2023 года отменено, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Ларионовой Н.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 9 ноября 2023 года через Павлово-Посадский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 23 ноября 2023 года, заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, как незаконные, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права
В жалобе указано на то, что Администрация не обладает самостоятельными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решение Администрации согласовано с Министерством, сводное заключение от 17 ноября 2022 года N 202-З об отказе в предоставлении государственной услуги обязательно к исполнению органом местного самоуправления. Обжалуемое решение Администрации вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в связи с чем оснований для признания его незаконным полностью либо в части не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что между Администрацией и Ларионовой Н.Н. заключен договор аренды земельного участка от 29 августа 2022 года N 16 с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно пунктам 1.3, 4.3.1, 4.3.2 указанного договора земельный участок предоставлялся Ларионовой Н.Н. для индивидуального жилищного строительства, арендатор имеет право использовать участок на условиях, установленных настоящим договором, исходя из вида деятельности, разрешенного использования и целевого назначения земельного участка, возводить с соблюдением правил землепользования и застройки здания, строения и сооружения в соответствии с целью, указанной в пункте 1.3 настоящего договора, его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов и иных правил и норм.
5 сентября 2022 года Администрацией выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N.
19 сентября 2022 года зарегистрировано право собственности Ларионовой Н.Н. на жилой дом общей площадью 60 кв.м, назначение: жилое с кадастровым номером N, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Ларионова Н.Н. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Решением Администрации от 18 ноября 2022 года N в предоставлении услуги отказано со ссылкой на несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия (на земельном участке расположен объект вспомогательного назначения), предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается, недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду.
Оспариваемое решение принято с учетом пункта 291 сводного заключения Министерства от 17 ноября 2022 года N 202-З об отказе в предоставлении государственной услуги на основании пунктов 13.2.4, 13.2.45, 13.3.16 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденного распоряжением Минмособлимущества от 31 мая 2021 года N 15ВР-883.
Определением суда от 17 января 2023 года по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Заключением судебной строительно-технической экспертизы установлено, что строение общей площадью 60 кв.м с кадастровым номером N, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером N по адресу: "адрес", отвечает параметрам индивидуального жилого дома, состоящего из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав положения статей 1, 39.3, 39.16, 39.17, 39.20, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", приняв во внимание правовую позицию, содержащуюся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе заключение судебной строительно-технической экспертизы, а также установив обстоятельства о соответствии строения с кадастровым номером N параметрам индивидуального жилого дома, пришел к выводу о неправомерности оспариваемого решения Администрации и соответствующего пункта сводного заключения Министерства, наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа восстановления нарушенных прав административного истца суд признал за ним право на заключение без проведения торгов договора купли-продажи спорного земельного участка, обязал Администрацию и Министерство в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить и направить ей договор купли-продажи земельного участка, обязал Администрацию и Министерство расторгнуть договор аренды земельного участка, заключенного в результате проведения торгов.
Признавая выводы суда о незаконности оспариваемого решения и соответствующего пункта сводного заключения правильными, суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда в части избранного способа восстановления нарушенных прав административного истца, и, применив правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 26 постановления Пленума от 28 сентября 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", указал, что данном случае в качестве способа восстановления нарушенных прав административного истца на Администрацию следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление об оказании государственной услуги.
Оснований не согласиться с данными выводами, с учетом позиции суда апелляционной инстанций, у судебной коллеги по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В рассматриваемом случае судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером N предоставлен Ларионовой Н.Н. для строительства индивидуального жилого дома, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный на указанном земельном участке по адресу: "адрес", отвечает параметрам индивидуального жилого дома, право собственности Ларионовой Н.Н. на жилой дом подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости, никем не оспорено, отсутствующим не признано, доказательств незаконности нахождения объекта недвижимости на земельном участке в материалах дела не имеется, что в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обусловливает исключительное право административного истца на приобретение спорного земельного участка в собственность без проведения торгов.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами при вынесении обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права и сводятся к их неверному толкованию заявителем, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При таких данных, обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Электрогорск Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.