Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 5 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Славянская мебельная компания" к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Александровой К.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационною жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года N 326-13-826786/22 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Нижегородской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Славянская мебельная компания" (далее ООО "Славянская мебельная компания") на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером N площадью 614, 5 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", включен в пункт 2154 Перечня.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском о признании недействующими пункта 2154 Перечня на 2023 год, ООО "Славянская мебельная компания" ссылалось на то, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение названного объекта в оспариваемый Перечень на 2023 год нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 5 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 года, административный иск удовлетворен. Пункт 2154 раздела "городской округ город Дзержинск" Перечня на 2023 год признан недействующим.
В кассационной жалобе, поданной 13 декабря 2023 года через суд первой инстанции, министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Считает, что спорное здание правомерно включено в Перечень на 2023 год, поскольку административным ответчиком проведено фактическое обследование спорного объекта недвижимости, о чем составлен акт от 23 сентября 2022 года. Полагает, что судами дана ненадлежащая оценка представленному акту.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ООО "Славянская мебельная компания" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N площадью 614, 5 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером: N с видом разрешенного использования "объекты складского назначения различного профиля".
Техническим паспортом, составленным по состоянию на 13 декабря 2018 года, и экспликацией к поэтажному плану здания подтверждается, что указанное здание имеет наименование и назначение "нежилое здание", состоит из 8 помещений.
23 сентября 2022 года должностным лицом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области составлен акт обследования спорного здания, из которого следует, что не менее 20 процентов общей площади здания (29, 8 процентов) используется для размещения торговых объектов.
В пункт 2154 раздела "городской округ город Дзержинск" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, определенного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года N 326-13-826786/22, включено спорное здание.
Согласно сведениям Межрайонной инспекции налоговой службы N 2 по Нижегородской области в налоговом органе отсутствует информация о зарегистрированных юридических лицах по адресу: N. Информация о договорах аренды, заключенных с индивидуальными предпринимателями, в инспекцию не поступала. Контрольно-кассовая техника по указанному адресу не зарегистрирована.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, областной суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения регионального законодательства, применив норму пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Вместе с тем пришел к выводу о несоответствии оспариваемого в части Перечня на 2023 года требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и отсутствии предусмотренных законом оснований для включения в него спорного здания.
Давая оценку представленному административным ответчиком акту обследования здания от 23 сентября 2022 года, суды исходили из того, что в нем содержится общее указание на использование помещений здания в торговых целях, при этом не приведены достаточные признаки, свидетельствующие о размещении торговых помещений в здании. Приложенные к акту фотографии и информация не подтверждают использование помещений для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов в здании делового, административного и коммерческого назначения, поскольку отсутствуют рекламные вывески, баннеры, другие признаки размещения в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания). Отсутствие обмеров помещений, а также привязки представленных фотоматериалов к конкретным помещениям, не позволяют установить (проверить) процентное соотношение площадей спорного здания, используемых под соответствующие цели. Кроме того, доступ на территорию спорного объекта ограничен и осуществляется через контрольно-пропускной пункт.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласится с указанными выводами.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установлены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, в перечень для целей налогообложения наряду с иными объектами подлежат включению административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Проверяя правомерность включения объекта в Перечень на 2023 год, суды обосновано указали, что вид разрешенного использования земельного участка "объекты складского назначения различного профиля", а также назначение и наименование здания "нежилое здание" не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
В силу пункта 7 Порядка в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.
В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.
При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа Нижегородской области.
В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
В случае, если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества, обследование проводится на основании данных его внешнего визуального осмотра. В этом случае в акте обследования объекта недвижимого имущества указываются обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества.
При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе акт обследования здания от 23 сентября 2022 года, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения объекта недвижимости по признаку фактического использования в оспариваемый Перечень на 2023 года также не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд, установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования и признал Перечень на 2023 год недействующим в оспариваемой части.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского областного суда от 5 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.