Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Матросовой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-297/2023 по исковому заявлению Штера Олега Сергеевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Липецкой области о взыскании денежной компенсации взамен предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за несвоевременную выплату
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Липецкой области
на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Штер О.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Липецкой области (далее - ГУ МЧС России по Липецкой области) о взыскании денежной компенсации взамен предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за несвоевременную выплату.
Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 22 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июня 2023 года, с ГУ МЧС России по Липецкой области в пользу Штера О.С. взыскана денежная компенсация взамен предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, денежную компенсацию за работу в нерабочие праздничные дни в сумме 693 128 руб. 8 коп.; в удовлетворении требования Штера О.С. к ГУ МЧС России по Липецкой области о взыскании денежной компенсации за работу в выходные дни, компенсации за несвоевременную выплату отказано.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ГУ МЧС России по Липецкой области изложена просьба об отмене решения Октябрьского районного суда г. Липецка от 22 марта 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июня 2023 года, как незаконных, ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, и принятии решения об отмене решения суда первой и инстанции и направлении дела на новое апелляционное рассмотрение.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Штер О.С. с 24 мая 2004 года проходит службу в Главном управлении МЧС России по Липецкой области; с 1 июля 2015 года замещает должность "данные изъяты" начальника дежурной смены СПТ 3 ПСО ФПС Главного управления МЧС России по Липецкой области, которая относится к должностям "данные изъяты".
1 октября 2022 года Штер О.С. на имя начальника ГУ МЧС России по Липецкой области подан рапорт с просьбой предоставить дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени в 1 и 2 квартале 2021 года.
25 октября 2022 года ГУ МЧС России по Липецкой области издан приказ о предоставлении Штер О.С. дополнительных дней отдыха за 1, 2 квартал 2021 года.
Приказом ГУ МЧС России по Липецкой области от 31 октября 2022 года приказ о предоставлении истцу дополнительных дней отдыха отменен в связи со служебной необходимостью.
1 ноября 2022 года Штер О.С. подан рапорт с просьбой произвести денежную компенсацию взамен предоставления дополнительных дней отдыха за работу в 2021 году и в 1, 2 квартале 2022 года.
На рапорт истца от 1 ноября 2022 года ответчик 30 ноября 2022 года дал ответ, в котором указал, что рапорт не может быть реализован, поскольку заявленные истцом в рапорте часы переработки не соответствуют фактически отработанному времени.
В связи с тем, что заявитель обжалует судебные постановления в части удовлетворения исковых требований о взыскании с ГУ МЧС России по Липецкой области денежной компенсации взамен предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, денежной компенсации за работу в нерабочие праздничные дни в сумме 693 128 руб. 8 коп, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебных постановлений только в обжалуемой части.
Разрешая исковые требования Штера О.С. и удовлетворяя их в части взыскания с ГУ МЧС России по Липецкой области денежной компенсации взамен предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, денежной компенсации за работу в нерабочие праздничные дни, суд первой инстанции, сославшись на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. ФИО11, К.К. ФИО12 и других", пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований, о правильности произведенного истцом расчета недоплаченной оплаты труда, в связи с чем взыскал с ГУ МЧС России по Липецкой области в пользу Штера О.С. денежную компенсацию взамен предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, денежную компенсацию за работу в нерабочие праздничные дни в сумме 693 128 руб. 8 коп.
Рассматривая дело по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Липецкой области, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что оплата труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, так же как и за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени производится в повышенном размере и с учетом всех доплат, предусмотренных системой оплаты труда, в том числе компенсационных и стимулирующих выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда признала выводы суда первой инстанции правильными.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законов от 23 мая 2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе. В случаях, не урегулированных вышеуказанными нормативными правовыми актами, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410 утвержден Порядок привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков (далее - Порядок).
Согласно п. 11 раздела IV Порядка сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха.
Отдых соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику федеральной противопожарной службы предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Согласно ч. 3 ст. 58 федерального закона от 23 мая 2016 N 141-ФЗ сотруднику федеральной противопожарной службы, не реализовавшему свое право на основной отпуск в установленный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем.
По просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни выделен в отдельный раздел вышеназванного приказа.
Согласно п. 94 приказа МЧС России от 21.03.2013 N 195 за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах:
а) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки.
б) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 приказа, а именно путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год.
Согласно п. 2 приказа МЧС России от 21.03.2013 N 195 денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад), месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Исходя из приведенных нормативных положений, оплата и порядок расчета за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, лицам, проходящим службу в федеральной противопожарной службе на основании контракта, определены в соответствии с Федеральным законом N141-ФЗ от 23 мая 2016 года, Приказом МЧС России от 21.03.2013 года N N, которыми предусмотрены условия и расчет их выплаты в случае несения службы, отклоняющейся от нормальной и порядок расчета оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, то есть предусмотрены определенные гарантии по оплате службы в повышенному размере.
По данному делу по иску Штера О.С. о взыскании денежной компенсации взамен предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, денежной компенсации за работу в нерабочие праздничные дни суду первой инстанции следовало установить каков вид системы оплаты труда Штера О.С, какими нормативными актами эта система оплаты труда установлена; какой механизм расчета выплат был применен работодателем при определении оплаты сверхурочной работы, соответствует ли такой механизм подсчета заработной платы Штера О.С. требованиям законодательства.
Однако эти юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены и установлены не были и, соответственно, какой-либо правовой оценки не получили.
В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о взыскании с ГУ МЧС России по Липецкой области денежной компенсации взамен предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, денежной компенсации за работу в нерабочие праздничные дни только на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П, нельзя признать правомерным.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил.
Суд апелляционной инстанции не привел в апелляционном определении ни механизма расчета задолженности, ни нормы закона или иного нормативного правового акта, на котором основал свои выводы о факте выплаты компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени в большем объеме, чем предусмотрено действующим законодательством.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права при рассмотрении апелляционной жалобы ГУ МЧС России по Липецкой области свидетельствуют о том, что суд апелляционной инстанции возложенную на него Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации обязанность по проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции не выполнил.
Ввиду изложенного решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июня 2023 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Штера О.С, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июня 2023 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.