Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Каргина А.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Каргина А.А.
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 05 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Каргин А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 05 сентября 2023 г, исковые требования Каргина А.А. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Каргиным А.А. изложена просьба об отмене решения суда и апелляционного определения ввиду нарушения и неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного гражданского дела не допущено.
Как следует из материалов дела, общежитие N ФГБОУВО "МГУ им. ФИО5", расположенное по адресу: "адрес" находится в р.п. Ялга, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со справкой ФГБОУВО "МГУ им. ФИО5" от 7 июля 2021 г. Каргин А.А. в период с 15 июля 1992 г. по 3 октября 1997 г. проживал по адресу: "адрес".
Судами установлено, что согласно справке МВД по Республике Мордовия от 14 ноября 2022 г. Каргин А.А. с 23 октября 2004 г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
21 февраля 2023 г. Каргин А.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия от 28 февраля 2023 г. Каргину А.А. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку получатели пенсии за выслугу лет в соответствии Законом Российской Федерации N 4468-1 согласно пункту 6 статьи 3 данного закона имеют право на назначение в качестве второй пенсии только страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты по страховой пенсии), устанавливаемой по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Условия назначения пенсии, отсутствующие у заявителя: достижение возраста 65 лет. Условия назначения пенсии, имеющиеся у заявителя: наличие страхового стажа 18 лет 01 месяц 02 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 118, 750.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Каргина А.А. отсутствовали необходимые условия для назначения второго вида пенсии - страховой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указав на отсутствие у истца права на назначение второго вида пенсии - страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного законом пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции указал, что получение одновременно двух пенсий возможно, если одна из них назначена на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", вторая - на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом отметил, что пенсия по старости, назначаемая на условиях Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия по старости, предусмотренная Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на получение которой одновременно с пенсией за выслугу лет или пенсией по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" предоставлено военным пенсионерам, не являются идентичными, указав на то, что истец приобретет право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при достижении возраста 65 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Несмотря на то, что территория, на которой истец проживал, отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом, право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) у истца возникнет при наличии у него оснований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая, что Каргин А.А. реализовал свое право на пенсионное обеспечение по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", полагал, что факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не является в рассматриваемом случае юридически значимым условием для назначения второй пенсии с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подлежащих применению к спорным правоотношениям, в судебных актах приведены результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы о возможности установления второй пенсии со снижением возраста в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом при условии получения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" основаны на неверном понимании норм материального права.
Выводы, изложенные в решении суда и в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 05 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Каргина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.