Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Виноградовой Валентины Александровны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" на вступившие в законную силу решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора ЦМУГАДН N10610500230530003254 от 30 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июля 2023 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года, общество с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" (далее - ООО "ЗапСибЛогистика") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе защитник ООО "ЗапСибЛогистика" Виноградова В.А. выражает несогласие с решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июля 2023 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года, считая их необоснованными и незаконными, просит их отменить и прекратить производство по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в интересах законности судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 22 ноября 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 23.5 ПДД РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения.
Из положений пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, следует, что под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении ряда условий, предусмотренных данной нормой.
В вышеуказанном Приложении N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом приведены параметры допустимой нагрузки на ось транспортного средства (как для одиночной оси, так и для группы осей).
В силу части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 21 мая 2023 года в 13:47:01 на 18 км 970 м автодороги г. Нижневартовск - г. Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югра водитель транспортного средства "Вольво FH Truck 6X2", государственный регистрационный номер "данные изъяты", в составе 6-осного автопоезда, собственником которого является ООО "ЗапСибЛогистика", в нарушение пункта 23.5 ПДД РФ, части 1 статьи 29 Закона Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением по осевой нагрузке автопоезда на 72, 74% (5.819 т) на ось N2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 13.819 т на ось N2 при допустимой нагрузке 8.000 т на ось.
Нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, "ИБС ВИМ", заводской номер ИБС.00059.01122021, свидетельство о поверке N С-ВЯ/03-09-2022/189380519, сроком действия до 02 сентября 2023 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ЗапСибЛогистика" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, содержание которых приведено в постановлении должностного лица, судебных актах нижестоящих инстанций, которые, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу об установлении вины ООО "ЗапСибЛогистика" в совершении административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы наличие события и состава административного правонарушения подтверждается необходимой совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Доводы жалобы о характере перевозимого груза (жидкость), о нарушении методики измерения нагрузки (невозможности измерения нагрузки на отдельные оси из-за характера груза; возможности измерения только массы автопоезда в целом при условии одновременного нахождения всех колес автопоезда на грузоподъемных платформах), о нарушении при измерениях требований подлежащего применению требований ГОСТ 8.647-2015, рекомендаций Международной организации законодательной метрологии, о проведении измерений ненадлежащим техническим средством измерения, о недостоверности сведений, отраженных в акте от 20 мая 2023 года, о ненадлежащем оформлении указанного акта, полностью повторяют доводы, которые являлись предметом рассмотрения судей нижестоящих судебных инстанций, были обоснованно отклонены как несостоятельные.
Каких-либо оснований полагать, что измерения проводились ненадлежащим техническим средством измерения, непригодным для определения нагрузки на оси транспортного средства, не имеется. Отклоняя данные доводы, нижестоящие судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом прямо предусмотрено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется, в том числе таким образом, чтобы нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала значения допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Какого-либо особого порядка взвешивания жидких грузов, перевозимых автомобильным транспортом, при проведении весового контроля в действующих нормативных документах не содержится. Как правильно отмечено судьями районного суда и суда автономного округа рекомендации МОЗМ (на которые ссылается защитник общества) не носят обязательного характера, не исключают законного применения к спорным правоотношениям действующих нормативных актов Российской Федерации, регулирующих порядок весового контроля транспортных средств, без каких-либо ограничений по характеру груза.
Пригодность прибора для измерения подтверждается наличием у него действующей поверки, информация о которой (в том числе о наличии свидетельства о поверке С-ВЯ/03-09-2022/189380519) отражена в акте N250920 от 21 мая 2023 года, в постановлении N10610500230530003254 от 30 мая 2023 года, сведения о результатах поверки данного прибора включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Представленный в материалы дела акт N250920 от 21 мая 2023 года, вопреки утверждению подателя жалобы оформлен должным образом, содержит все необходимые сведения, в том числе о проведенных измерениях, отвечает требованиям допустимости.
Оснований сомневаться в достоверности измерений, проведенных надлежащим техническим средством измерения, не имеется. Результаты указанных измерений, полученные при использовании пригодного к применению средства измерения, оформленные надлежащим образом, подтверждают факт превышения допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Именно на ответственное лицо возложена обязанность обеспечить такой способ перевозки грузов (учитывая, помимо прочего, и особенности груза), при котором будет исключено, в том числе превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт движения без специального разрешения принадлежащего обществу тяжеловесного транспортного средства при перевозке груза с превышением допустимых нагрузок на ось, что с учетом величины превышения указывает на правильную квалификацию действий юридического лица по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих мер по соблюдению требований Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в части соблюдения допустимых нагрузок на ось транспортного средства не представлено. Общество является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения и с учетом доказанности его вины представленными доказательствами обоснованно привлечено к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Административное наказание в виде штрафа является обоснованным и справедливым.
Ссылка в жалобе на судебное решение по другому делу, не может быть принята во внимание, так как каждое дело об административном правонарушении рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств.
При пересмотре дела судьями районного суда и суда округа дело проверено в соответствии с положениями статей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, совокупность которых достаточна для установления вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения. В оспариваемых актах дана полная и объективная оценка обстоятельствам дела и доводам жалоб.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту ООО "ЗапСибЛогистика", не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного государственного инспектора ЦМУГАДН N10610500230530003254 от 30 мая 2023 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 июля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" - Виноградовой Валентины Александровны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.