Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Трапезниковой И.И. и Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года по административному делу N 3а-141/2023 по административному исковому заявлению Кочетковой Ирины Аркадьевны о признании частично недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 августа 2012 г. N 133-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по направлениям использования на территории Свердловской области".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя РЭК Свердловской области Бычина А.В, поддержавшего доводы кассационной жлобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитиной Н.В, полагавшей, что апелляционное определение отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кочеткова И. А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 раздела 2 "Полив земельного участка" нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по направлениям использования на территории Свердловской области (далее - Нормативы), утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 августа 2012 г. N 133-ПК (далее - Постановление)
В обоснование требований указала на несоответствие указанного нормативного правового акта в оспариваемой части действующему правовому регулированию, применительно к определению периода использования холодной воды на полив земельного участка, исходя из климатических условий региона.
Решением Свердловского областного суда от 16 марта 2023 года в удовлетворении административного иска Кочетковой И.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска Кочетковой И.А. о признании не действующим Постановления в части установленного им норматива полива земельного участка при степени благоустройства (точке водоразбора) - водопроводный ввод, отменено и по делу принято новое решение в данной части, которым Постановление в части установления норматива по направлению "полив земельного участка" в размере 0, 180 куб.м на 1 кв.м в месяц при степени благоустройства (точке водоразбора) - водопроводный ввод признано недействующим с момента вынесения апелляционного определения.
В остальной части решение Свердловского областного суда от 16 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 03 ноября 2023 года) административный ответчик просит судебный акт суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Относительно изложенных в кассационной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и требования к их формированию определён Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Пунктом 2 Правил N 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек это норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
В соответствии с пунктами 13 и 20 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации, а нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода.
При этом норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из направлений использования, в том числе и такому как - полив земельного участка (пункт 49 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к названным правилам.
В Правилах N 306 приведена формула 27 (Расчет норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек), в соответствии с которой сам расчет данного норматива сводится к определению расхода воды в месяц (путем деления расхода воды, определяемого уполномоченным органом, на количество месяцев использования).
При этом, расход воды на полив земельного участка (куб. м в год на 1 кв. м земельного участка), определяется уполномоченным органом, а количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка, устанавливаются уполномоченным органом с учетом климатических условий субъекта Российской Федерации.
Оспариваемый норматив, определенный расчетным методом по указанной формуле пункта 28.
Период использования холодной воды на полив земельного участка на территории Свердловской области установлен равным четырем месяцам (май, июнь, июль, август) на основании пункта 5.1.1 ведомственных норм технологического проектирования "Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. ВНТП-Н-97", утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 14 февраля 1995 г.
Исследуя итоговое значение норматива, исходя из правильности использования формулы, применявшейся при расчете оспариваемого норматива, суд апелляционной инстанции установил, что регулирующий орган принял во внимание фактическое количество дней поливочного периода, поскольку используемый в соответствующей формуле показатель годового расхода определён исходя из фактического количества дней, что усматривается из таблицы 22 Ведомственных норм (годовой расход определен посредством суммирования месячного расхода, при этом значения месячного расхода различны для одних и тех же культур в разные месяцы), однако в дальнейшем для определения значения годового расхода воды на полив земельного участка РЭК Свердловской области соответствующий расчет произвела, исходя из 123 дней поливочного периода в году.
Таким образом, фактически РЭК Свердловской области рассчитала суточный расход посредством деления годового расхода на 108.7 дней, а затем перевела суточный расход в годовой посредством умножения на 123 дня, что привело к завышению числителя в формуле 27 и, соответственно, величины норматива.
Удовлетворяя административное исковое заявление в данной части, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что итоговая величина Норматива, исчисленная подобным образом, противоречит Правилам N 306.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы РЭК Свердловской области об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.
Установление названного норматива вышеприведённым образом недопустимо в силу того, что это фактически означает игнорирование правового подхода, примененного Правительством Российской Федерации при установлении формулы 27 в части определения такого параметра, как количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на полив земельного участка, что нарушает права потребителей коммунальной услуги.
Выводы суда апелляционной инстанции аргументированы, основаны на правильной оценке фактических обстоятельств административного дела и на положениях приведенных норм материального права.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, они аналогичны позиции административного ответчика в судах нижестоящих инстанций, которой судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции дала надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2023 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.