Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Трапезниковой И.И. и Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ханты-Мансийского района на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года по административному делу N 2-1114/2023 по административному исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокуратура к администрации Ханты-Мансийского района о возложении обязанности по обеспечению условий для доступа к местам подхода пользования водным транспортом.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя административного истца, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитиной Н.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ханты-Мансийский межрайонный прокуратур обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ханты-Мансийского района (далее также - администрация района), с учетом уточнения заявленных требований просил о возложении обязанности на администрацию района принять меры по обеспечению условий, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, для беспрепятственного доступа граждан к местам подхода пользования водным транспортом, расположенным по указанным прокурором координатам на реке Иртыш в поселке Горноправдинск, селе Цингалы и деревне Чембакчина.
По существу оспаривал бездействие администрации района, выразившееся в непринятии мер по обустройству спусков от дороги к причальным объектам (понтонам, дебаркадерам), используемым АО "Северречфлот" при регулярных перевозках пассажиров водным транспортом по межмуниципальным маршрутам.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения в указанных населенных пунктах прав инвалидов, установлено отсутствие беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к названным объектам транспортной инфраструктуры. Устройство лестничных сходов не реализовано.
Полагал, что поскольку территория, где необходимо реализовать данные мероприятия относится к межселенной территории муниципального района, организация транспортного обслуживания в границах поселения относится к компетенции органов местного самоуправления, то именно администрацией района не принимается надлежащих мер для обеспечения прав граждан.
В ходе рассмотрения дела, по инициативе суда, в качестве соответчиков по делу привлечены администрация сельского поселения Горноправдинск, администрация сельского поселения Цингалы.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года, требования прокурора удовлетворены, на администрацию района возложена обязанность принять меры по обеспечению условий, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, для беспрепятственного доступа граждан к поименованным в судебном решении местам подхода пользования водным транспортом, в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Требования к администрациям сельских поселений Горноправдинск и Цингалы оставлены без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции дело рассматривалось в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 09 ноября 2023 года) администрация района ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, приводя доводы об их незаконности в части удовлетворения требований к данному органу местного самоуправления, касающихся обустройства доступа граждан к местам причаливания плавучих средств, просит отказать в удовлетворении иска прокурора к администрации района.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя требования прокурора, суды исходили, что соответствующие обязанности администрации района следуют из вопросов местного значения муниципального района в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Такое заключение является ошибочным.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 36 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон о местном самоуправлении) установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения (часть 1, пункты 8, 9 части 2 статьи 45.1).
Понятие межселенной территории определено в названном Федеральном законе.
Согласно абзацу 12 части 1 статьи 2 Закон о местном самоуправлении межселенной является территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений.
Из пункта 19 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В части 3 статьи 14 указанного Федерального закона закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения.
В указанный перечень включен вопрос, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении.
Таким образом, данные вопросы являются вопросами местного значения сельских поселений.
Организация благоустройства территории сельских поселений, федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов не отнесена.
Этому вопросу судом первой инстанции не дано правовой оценки, оставлен он без внимания и судом апелляционной инстанции.
Статьей 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 года N 63-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предусмотрено, что следующие муниципальные образования в границах Ханты-Мансийского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наделены статусом сельских поселений:
сельское поселение Горноправдинск Ханты-Мансийского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - сельское поселение Горноправдинск) в границах, установленных согласно приложениям 203, 204 к данному Закону, с находящимися в его составе населенными пунктами: поселок Горноправдинск (административный центр), поселок Бобровский, деревня Лугофилинская;
сельское поселение Цингалы Ханты-Мансийского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - сельское поселение Цингалы) в границах, установленных согласно приложениям 205, 206 к данному Закону, с находящимися в его составе населенными пунктами: село Цингалы (административный центр), деревня Чембакчина.
Сведений о том, что между органами местного самоуправления сельского поселения Горноправдинск и сельского поселения Цингалы, входящих в состав муниципального района, заключены соглашения с органами местного самоуправления данного района о передаче им осуществления соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения, в материалах дела не имеется.
Частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Суды, делая выводы о необходимости проведения мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры на межселенной территории муниципального района, то есть на территории, находящейся вне границ сельских поселений, соответствующие положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований, равно как и документы территориального планирования сельских поселений, муниципального района, отображающие границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, не исследовали.
Изложенное позволяет сделать вывод, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу судами не приняты, нормы материального права применены неправильно.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных в том числе органами местного самоуправления или муниципальными служащими.
Суды приведенные нормы процессуального закона не выполнили и не учли указанные выше положения норм материального права, подлежавшие применению при разрешении заявленных прокурором требований.
Допущенные судом первой инстанции нарушения суд апелляционной инстанции не устранил.
Вывод предшествующих судебных инстанций о правомерности требований прокурора, заявленных к администрации района, является преждевременным, основанным на неполно установленных обстоятельствах, имеющих значение по настоящему административному делу и неправильном применении норм материального права.
Допущенные судами при рассмотрении настоящего административного дела нарушения норм материального права и норм процессуального права повлияли на исход дела, следовательно, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.