Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года по административному делу N 2а-879/2023 по административному исковому заявлению Спиридонова Сергея Валерьевича о признании недействующими в части постановления администрации города Перми от 25 декабря 2012 года N 103-П "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в Дзержинском районе города Перми" и постановления администрации г. Перми от 04 декабря 2020 года N 1230 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул.Барамзиной, ул.Герцена, ул.Локомотивной, ул.Гатчинской, ул.Переселенческой, проспектом Парковым, ул.Зои Космодемьянской в Дзержинском районе города Перми".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю, полагавшего необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Спиридонову С.В. с 29 октября 2020 г. на праве собственности принадлежит гараж с кадастровым номером N, расположенный по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Зои Космодемьянской, ГСК N 19, гаражный "адрес".
Указанный объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 18 ноября 2014 г.
16 марта 2022 г. Спиридонов С.В. обратился в департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации гаража в собственность.
Решением указанного органа от 04 апреля 2022 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка ему отказано, ввиду несоответствия схемы образования земельного участка закону, поскольку образуемый земельный участок не учитывает красные линии, установленные постановлением администрации города Перми от 25 декабря 2012 года N 103-П "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в Дзержинском районе города Перми" (далее - постановление от 25 декабря 2012 года N 103-П) и частично расположен на землях общего пользования.
Согласно указанному проекту планировки, красные линии проходят по принадлежащему Спиридонову С.В. объекту недвижимости.
Названные красные линии перенесены из проекта планировки, утвержденного постановлением от 25 декабря 2012 года N 103-П в проект планировки утвержденный постановлением администрации г. Перми от 04 декабря 2020 года N 1230 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул.Барамзиной, ул.Герцена, ул.Локомотивной, ул.Гатчинской, ул.Переселенческой, проспектом Парковым, ул.Зои Космодемьянской в Дзержинском районе города Перми" (далее - постановление от 04 декабря 2020 года N 1230) и воспроизведены в данном документе планировки.
Спиридонов С.В. обратился в суд с административным иском о признании не действующими указанных проектов планировки в части установления красных линий в отношении земельного участка, на котором расположен гаражный "адрес" с кадастровым номером N по ул. Зои Космодемьянской, в ГСК N 19.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 30 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу проект планировки территории, утвержденный постановлением от 25 декабря 2012 года N 103-П и проект планировки территории, утвержденный постановлением от 04 декабря 2020 года N 1230 в оспариваемой административным истцом части.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 16 ноября 2023 года) администрация города Перми просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Администрацией города Перми, департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми и департаментом земельных отношений администрации г.Перми представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая настоящий публичный спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 8, 23, 26, 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования в установленном законом порядке, однако противоречат положениям Генерального плана г. Перми в части установления (отображения) красных линий по территории земельного участка, расположенного по адресу г. Пермь ул. Зои Космодемьянской, ГСК N 19.
Судебная коллегия полагает, что такие выводы судов являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального закона, подлежащего применению.
Проект планировки территории относится к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно: принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа (пункт 4 части 3 статьи 8, часть 5 статьи 45 ГрК РФ).
Исходя из статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ). Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 12 статьи 1 указанного кодекса территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 2 части 5 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации красные линии выступают в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения.
Таким образом, красные линии призваны разграничить территории общего пользования и участки иного назначения.
Красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Основные требования к подготовке документации по планировке территории содержатся в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Она осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом одна из основных задач подготовки и утверждения документации по планировке территории это реализация документов территориального планирования, поэтому документация по планировке территории разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Оспариваемые красные линии формируют створ планируемого размещения улично-дорожной сети (ул. З. Космодемьянской).
В данном случае судами установлено, что проект планировки территории противоречит Генеральному плану города Перми, действующему на момент рассмотрения дела (в редакции от 30.12.2022 г.), поскольку мероприятия по реконструкции ул. З. Космодемьянской, с устройством проезжей части 2+2 полос движения, тротуаров и т.д. из данного документа территориального планирования исключены, что административным ответчиком не оспаривается.
Кроме того, судя по материалам дела, административный истец является собственником здания гаража, возведенного до принятия оспариваемых актов, расположенного на земельном участке, отведенном ГСК N 19 постановлением от 16.10.1998 г, по которому проходит красная линия.
Само по себе то обстоятельство, что гараж был поставлен на государственный кадастровый учет после установления красных линий, не позволяло не учитывать местоположение существующего объекта капитального строительства.
Ссылки администрации города Перми на то, что оспариваемой документацией по планировке территории предусматривается приведение характеристик улицы З. Космодемьянской к параметрам улиц районного значения, приведенным в генеральном плане несостоятельны, поскольку отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Установив, что документация по планировке территории в оспариваемой части противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца, суд первой инстанции, выводы которого обоснованно поддержал суд апелляционной инстанции, правомерно, на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об удовлетворении административного искового заявления.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют доводы административного ответчика, приведенные при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.