Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Тиуновой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания депутатов Кусинского муниципального района на решение Челябинского областного суда от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года по административному делу N 3а-44/2023 по административному исковому заявлению Горшениной Маргариты Владимировны, Огурцовой Ираиды Ивановны, Ковригиной Надежды Николаевны о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 31 мая 2022 года N 59 "О внесении изменений и дополнений в Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, возражения представителя Ковригиной Н.Н. - Баровской Т.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2010 года N 72 утверждено Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района (далее - Положение), которым определены условия и порядок установления, выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района.
Положением определен порядок назначения и перерасчета, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления данного муниципального района.
Пунктом 6 раздела VI Положения предусматривались случаи перерасчета размера пенсии за выслугу лет, в том числе, при централизованном увеличении оклада месячного денежного содержания муниципальных служащих Кусинского муниципального района (подпункт 2).
Затем, Собранием депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области 31 мая 2022 года принято решение N 59 (далее - Решение N 59), которым внесены изменения в Положение.
Изменения и дополнения в Положение приведены в приложении к Решению N 59.
Пункт 6 раздела VI изложен в новой редакции, в которой отсутствует такое основание для перерасчета пенсии, как централизованное увеличение окладов месячного денежного содержания муниципальных служащих Кусинского муниципального района.
Одновременно раздел VI дополнен пунктом 6.1 следующего содержания: "Размер пенсии за выслугу лет подлежит индексации один раз в год с 1 января текущего года исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом на очередной финансовый год и плановый период" (пункт 2 приложения к Решению N 59).
Горшенина М.В, Огурцова И.И. и Ковригина Н.Н. являвшиеся муниципальными служащими и получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с вышеуказанным Положением, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 6.1 приложения к Решению N 59.
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что фактически оспариваемыми положениями установлен иной порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих, которым предусмотрена индексации пенсии за выслугу лет один раз в год исходя из прогнозируемого уровня инфляции, а не перерасчет размера пенсии за выслугу лет, при централизованном увеличении оклада месячного денежного содержания муниципальных служащих, как то предусмотрено федеральным законодательством, что нарушает право административных истцов на социальное обеспечение с учетом принципов правовой определенности и соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Решением Челябинского областного суда от 16 марта 2023 года административный иск удовлетворен и п. 2, которым раздел VI дополнен п. 6.1 приложения к решению Собрания депутатов Кусинского муниципального района от 31 мая 2022 года N 59 "О внесении изменений и дополнений в Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района" признан недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года, решение суда первой инстанции изменено в части.
Абзац второй резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 2 приложения к решению Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области от 31 мая 2022 N 59 "О внесении изменений и дополнений в Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района"". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 24 ноября 2023 г.) административный ответчик выражает несогласие с указанными судебными актами, считая их незаконными.
Относительно кассационной жалобы Ковригиной Н.Н. поданы письменные возражения о несостоятельности доводов жалобы и законности судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 данного федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Исходя из положений статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34).
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Частью 1 статьи 12 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года N 144-ЗО "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" также предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Челябинской области "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 17 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 года N 100, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случае централизованного увеличения оклада месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области.
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Приведенные нормативные положения федерального законодательства направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Указанный принцип при принятии оспариваемого акта был нарушен, поскольку такой случай перерасчета размера пенсии за выслугу лет, как перерасчет при централизованном увеличении оклада месячного денежного содержания муниципальных служащих были исключен из действующего правового регулирования, что не позволяет гарантировать обеспечение пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные отношения, и обоснованно удовлетворили требования административных истцов.
На основании изложенного Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты являются законным. Оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде обеих инстанций, проверялись судами и получили правильную оценку в состоявшихся по делу судебных актах.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Челябинского областного суда от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Собрания депутатов Кусинского муниципального района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 17 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.