Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1778/2023 по иску Головенских Анны Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об установлении факта проживания и работы в сельской местности, оспаривании решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, по кассационной жалобе Головенских Анны Ивановны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Головенских А.И. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР), в котором просила установить факт проживания и осуществления ею трудовой деятельности в сельской местности в период с 1 марта 1961 г. по 1 февраля 1964 г. в Аромашевском совхозе в качестве рабочей, в период с 1 февраля 1964 г. по 1 ноября 1970 г. в Кармацком совхозе в должности рабочей, в период с 2 ноября 1970 г. по 21 сентября 1992 г. в Юрминском совхозе в должности рабочей на Юрминской ферме; признать незаконным решение ОСФР N 1868/23 от 11 января 2023 г. об отказе в перерасчете размера пенсии в связи с отсутствием факта, подтверждающего проживание в сельской местности; обязать ответчика произвести перерасчет ее страховой пенсии в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии с даты обращения с заявлением о перерасчете 9 января 2023 г, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб. (л.д. 14-18).
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что установление факта проживания в сельской местности необходимо для перерасчета страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика N 1868/23 от 11 января 2023 г. ей отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием факта, подтверждающего проживание в сельской местности. Полагала данное решение незаконным, поскольку в материалах пенсионного дела имелись все необходимые документы, подтверждающие ее трудовую деятельность в сельской местности. Пенсионный орган обязан был самостоятельно проверить сведения о месте ее проживания и ведения трудовой деятельности. В соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п на заявителя не возложена обязанность предоставлять в пенсионный орган какие-либо документы, кроме заявления о перерасчете пенсии, достаточно указания в заявлении фактического места проживания.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Головенских А.И. отказано.
В кассационной жалобе истец Головенских А.И. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение.
От ОСФР поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец Головенских А.И, 27 августа 1941 г. рождения, с 21 сентября 1992 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 23 июня 1999 г. имеет постоянное место жительства на территории г. Ханты-Мансийска.
9 января 2023 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с наличием у нее соответствующего сельского стажа.
11 января 2023 г. ОСФР принято решение N 1868/23 об отказе в перерасчете пенсии Головенских А.И. на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием факта, подтверждающего проживание в сельской местности.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частями 14, 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 14). При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности после установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 настоящей статьи, указанное повышение сохраняется (часть 15).
Из содержания данной правовой нормы следует, что законодателем предусмотрено обязательное условие для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, в виде проживания лица, которому назначена пенсия, на момент принятия решения об установлении данной выплаты в сельской местности.
Установив, что с 1999 г. истец проживает на территории г. Ханты-Мансийска, которая не относится к сельской местности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Головенских А.И. права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, принятии ответчиком решения в соответствии с положениями пенсионного законодательства Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что записи в трудовой книжке истца подтверждают факт работы более 30 лет в Аромашевском совхозе с 1 марта 1961 г. по 1 февраля 1964 г, в Кармацком совхозе с 1 февраля 1964 г. по 1 ноября 1970 г, в Юрминском совхозе с 2 ноября 1970 г. по 21 сентября 1992 г. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в указанные периоды истец работала и жила в сельской местности, спорным данный факт не является, в связи с чем отсутствуют основания для установления указанных истцом фактов проживания и работы в сельской местности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что на дату обращения в пенсионный фонд с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии ей был 81 год. В силу возраста и состояния здоровья она переехала жить в г. Ханты-Мансийск и проживает у дочери. По независящим от нее основаниям не может проживать в сельской местности одна в таком возрасте.
По мнению заявителя, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды не применили положения статей 1, 3, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, неверно применили пункты 12 и 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", заключение Комитета СФ ФС РФ по социальной политике от 18 мая 2021 г. N 3.8-03/2434 "По Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 962 с 1 января 2022 г.
Полагает, что к спорным правоотношениям применима статья 6 Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 12 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку она приобрела необходимый стаж работы в сельской местности и ее право на получение выплаты не должно нарушаться при проживании в городе, если выплата не была ей назначена ранее.
Считает, что требование об установлении факта проживания и осуществления ею трудовой деятельности в сельской местности в спорные периоды ею доказано и не оспорено ответчиком.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными и не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 6), вступившего в силу с 1 января 2022 г, лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности после установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 настоящей статьи, указанное повышение сохраняется (часть 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Как верно указал суд первой инстанции в решении, условием для повышения фиксированной выплаты на 25 процентов лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, является факт проживания в сельской местности на момент принятия решения о наличии права на такой перерасчет по заявлению пенсионера.
Учитывая, что после назначения истцу страховой пенсии по старости повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему 30 лет в сельской местности, не назначалась, на дату обращения с заявлением о перерасчете (9 января 2023 г.) фиксированной выплаты по указанному основанию, как и на дату принятия оспариваемого решения, истец в сельской местности не проживала, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вопреки доводам жалобы, положения пункта 12 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о том, что повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 (лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин) и 5 (лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин) настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица, при рассмотрении настоящего дела судами правильно не применено, поскольку истец претендует на повышение размера фиксированной выплаты по иному основанию.
Положения статей 1, 3, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации на правоотношения сторон настоящего спора не распространяются, поскольку не являются гражданско-правовыми.
Заключение Комитета Совета Федерации Российской Федерации по социальной политике от 18 мая 2021 г. N 3.8-03/2434 "По Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормативным правовым актом не является, в связи с чем не подлежит применению при рассмотрении дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 962 в связи с принятием Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в том числе в Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441. В частности, внесены изменения в пункт 2 Правил, которым установлено, что лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности.
Также изложен в новой редакции абзац четвертый пункта 5 Правил, которым предусмотрено, что место фактического проживания гражданина Российской Федерации в сельской местности при установлении повышения фиксированной выплаты подтверждается его личным заявлением, которое подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания в сельской местности.
Положения абзацев первого - четвертого того же пункта оставлены без изменения.
Данными абзацами предусмотрено, что установление повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности гражданина Российской Федерации либо по месту жительства в сельской местности иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении соответствующей страховой пенсии (о назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера и переводе с одного вида пенсии на другой вид).
Регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации, а в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства - соответствующей отметкой в виде на жительство.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Вышеприведенные нормативные положения о незаконности судебных постановлений не свидетельствуют, напротив подтверждают правильность выводов судов о том, что условием назначения фиксированной выплаты в повышенном на 25 процентов размере лицам, проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве, является их проживание в сельской местности на дату обращения с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по указанному основанию, принятия решения по данному заявлению, а не на дату работы заявителя с 1961 по 1992 гг, как ошибочно полагает истец.
Доводы кассационной жалобы о том, что требование об установлении факта проживания и осуществления ею трудовой деятельности в сельской местности в спорные периоды ею доказано и не оспорено ответчиком, основанием к отмене вынесенных по делу судебных постановлений не являются, поскольку основанием для отказа в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" явилось не отсутствие доказательств работы истца в сельской местности не менее 30 лет, а ее непроживание в сельской местности на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты и дату принятия решения по данному заявлению.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами не было допущено неправильное применение норм материального или нарушение норм процессуального права, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и приведенному выше правовому регулированию, вследствие чего основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Головенских Анны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.