Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-818/2023 по иску прокурора г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к муниципальному бюджетному учреждению "Централизованная библиотечная система", Администрации г. Мегиона об устранении нарушений действующего законодательства и возложении обязанности, по кассационной жалобе Администрации г. Мегиона на решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Мегиона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к MБУ "Централизованная библиотечная система" с требованием обязать ответчика в течение 4 месяцев после получения финансирования: в модельной библиотеке (пгт. Высокий) обеспечить беспрепятственный вход инвалидов в библиотеку и выход из нее посредством установки пандуса; в центральной городской библиотеке (Заречная 16а, г. Мегион), библиотеке семейного чтения (ул. Садовая 16, г. Мегион), модельной библиотеке (пгт. Высокий), модельной детско-юношеской библиотеке (ул. Победы, д. 30 г. Мегион) обеспечить доступность звуковой информации для посетителей, использующих слуховые аппараты, путем оборудования залов обслуживания посетителей индукционной системой, обеспечить наличие увеличителей, позволяющих лицам с нарушением зрения читать печатные издания, а также обеспечить наличие тифлофлешплеера, предназначенного для чтения цифровых "говорящих" книг в специальном защищенном формате; обязать Администрацию г. Мегиона в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование для указанных мероприятий в МБУ "Централизованная библиотечная система".
В обоснование требований мотивировал тем, что в ходе проверки в деятельности MБУ "Централизованная библиотечная система" выявлены нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Дальнейшее непринятие мер по устранению нарушений может стать причиной как причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а также нарушает законные права инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры.
На основании определения суда от 07 июля 2023 года производство по делу в части требований прокурора г. Мегиона к МБУ "Централизованная библиотечная система" об обеспечении наличия увеличителей, позволяющих лицам с нарушением зрения читать печатные издания, а также обеспечить наличие тифлофлэшплеера, предназначенного для чтения цифровых "говорящих" книг в специальном защищенном формате, прекращено.
Решением Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2023 года исковые требования прокурора г. Мегиона в интересах неопределенного круга лиц к МБУ "Централизованная библиотечная система", Администрации г. Мегиона об устранении нарушений действующего законодательства и возложении обязанности удовлетворены. На МБУ "Централизованная библиотечная система" возложена обязанность в течение 4 месяцев после получения финансирования: в модельной библиотеке (пгт. Высокий) сделать возможным беспрепятственный вход инвалидов в библиотеку и выход из нее посредством установки пандуса; в центральной городской библиотеке (Заречная 16а, г. Мегион), библиотеке семейного чтения (ул. Садовая 16, г. Мегион), модельной библиотеке (пгт. Высокий), модельной детско-юношеской библиотеке (ул. Победы, д. 30 г. Мегион) обеспечить доступность звуковой информации для посетителей, использующих слуховые аппараты, путем оборудования залов обслуживания посетителей индукционной системой. На Администрацию г. Мегиона возложена обязанность обеспечить финансирование для указанных мероприятий в МБУ "Централизованная библиотечная система" в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2023 года решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации г. Мегиона - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация г. Мегиона просит отменить судебные акты ввиду их незаконности. Указывает на то, что муниципалитетом ведется работа по устранению недостатков, а именно МБУ "Центральная библиотечная система" были приобретены увеличители, позволяющие лицам с нарушением зрения читать печатные издания, а также тифлофлэшплееры, предназначенные для чтения цифровых "Говорящих" книг; кроме того, обустройство входной группы объекта, расположенного по адресу: г. Мегион, пгт. Высокий ул. Ленина, д. 6 "А", запланировано к исполнению в рамках мероприятий муниципальной программы "Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Мегиона 2019-2025 годы" на 2024 год, составлена смета по стоимости работ. Истцом не принято во внимание, что согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" требования в части обеспечения доступности для инвалидов к объектам инфраструктуры и транспортных средств применяются ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам социальной инфраструктуры с 01 июля 2016 года. Кроме того, в связи с наличием дефицита бюджета исполнение заявленных требований в определенные сроки является невозможным.
Представители ответчиков Администрации г. Мегиона, МБУ "Централизованная библиотечная система" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой г. Мегиона в результате проведенной проверки деятельности МБУ "Централизованная библиотечная система" выявлены нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры: в модельной библиотеке пгт. Высокий в нарушение пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, утвержденного приказом Министеррства культуры Российской Федерации от 10 ноября 2015 года N 2761, не обеспечена возможность беспрепятственного входа инвалидов в библиотеку и выхода из нее (отсутствует пандус); в центральной городской библиотеке по ул. Заречная, 16 в г. Мегионе, в библиотеке семейного чтения по ул. Садовая, д. 16/1 в г. Мегионе и модельной библиотеке (пгт. Высокий), модельно-юношеской библиотеке по пр. Победы в г. Мегионе не обеспечена доступность звуковой информации для посетителей, использующих слуховые аппараты, путем оборудования залов обслуживания индукционной системой.
14 февраля 2023 года с целью устранения выявленных нарушений прокуратурой в адрес директора МБУ "Централизованная библиотечная система" было внесено представление об устранении нарушений закона, которое не исполнено.
В соответствии с пунктом 1.9 Устава МБУ "Центральная библиотечная система" учредителем и собственником имущества является муниципальное образование г. Мегион; согласно пункту 1.10 Устава полномочия учредителя и собственника имущества бюджетного учреждения осуществляются Администрацией г. Мегиона, от лица Администрации г. Мегиона функции и полномочия учредителя и собственника имущества бюджетного учреждения могут осуществляться органами администрации города в соответствии с компетенцией.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10 ноября 2015 N 2761, Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, поскольку МБУ "Централизованная библиотечная система" не обеспечило соблюдение законных прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворив заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
С учетом приведенных положений, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции указал на то, что вне зависимости от даты строительства или реконструкции здания к обязанностям организаций независимо от организационно-правовых форм относится, в том числе создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры должны приниматься меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов. Кроме того, доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства ответчиком не представлено.
Оснований не согласиться с выводами, к которым пришли суды нижестоящих инстанций при разрешении спора, судебная коллегия не находит.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяя доводы апелляционной жалобы, по существу сводятся к несогласию с принятыми судами судебными актами, направлены на оспаривание сделанных судами выводов об установленных ими обстоятельствах, в связи с чем подлежат отклонению.
Ссылка на неисполнимость заявленных требований в определенные судом сроки в связи с наличием дефицита бюджета не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает обязанных лиц обеспечить необходимый уровень доступности для всех категорий маломобильных групп населения в объекты социальной сферы, неисполнение этой обязанности нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд. При этом ответчик не лишен возможности ставить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Мегиона - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.