Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1567/2023 по иску Платоновой Тамары Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Сениной Т.В, поддержавшей доводы жалобы, объяснения Платоновой Т.М, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Платонова Т.М. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) о признании решения от 13 февраля 2023 года N 768107/22 незаконным, возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж периоды работы с 21 апреля 1977 года по 11 января 2006 года, с 23 января 2006 года по 02 февраля 2015 года, назначить страховую пенсию по старости с 01 декабря 2022 года.
В обоснование исковых требований указала, что 08 ноября 2022 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 13 февраля 2023 года N 768107/22 ей в установлении страховой пенсии отказано по причине отсутствия страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. В ее страховой стаж не были включены периоды работы, проходившие на территории Республики Таджикистан. С данным решением она не согласна, полагает, что имеются основания для назначения ей страховой пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований Платоновой Т.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 ноября 2023 года, решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинске области от 14 августа 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании решения от 13 февраля 2023 года незаконным, возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области обязанности включить в страховой стаж Платоновой Т.М. период работы с 21 апреля 1977 года по 31 декабря 2001 года и назначить ей страховую пенсию отменено и вынесено в данной части новое решение, которым признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного социального страхования Российской Федерации по Челябинской области 13 февраля 2023 года N 768107/22 в части отказа во включении в страховой стаж Платоновой Т.М. периода работы с 21 апреля 1977 года по 31 декабря 2001 года и отказа в назначении страховой пенсии; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность включить в страховой стаж Платоновой Т.М. период работы с 21 апреля 1977 года по декабря 2001 года и назначить страховую пенсию по части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 декабря 2022 года.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции после перерыва не явились Платонова Т.М, представитель ОСФР по Челябинской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены апелляционного определения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 27 февраля 2023 года Платонова Т.М, "данные изъяты" года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Имеет гражданство Российской Федерации с февраля 2023 года, вид на жительство получила 08 октября 2022 года.
Решением ОСФР по Челябинской области от 07 апреля 2023 года N 136344/23 Платоновой Т.М. отказано в назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Из решения ответчика следует, что необходимыми для назначения пенсии условиями являются: возраст 55 лет, продолжительность страхового стажа - 13 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента 23, 4.
Истцу на момент обращения было 67 лет, страховой стаж на территории Российской Федерации и РСФСР (включен период учебы с 01 сентября 1972 года по 10 июля 1973 года и работа с 19 июля 1973 года по 22 марта 1977 года) составлял 04 года 06 месяцев 14 дней, величина ИПК - 4, 991.
Работа истца с 21 апреля 1977 года по 11 января 2006 года, с 23 января 2006 года по 02 февраля 2015 года протекала на территории Республики Таджикистан.
К условиям назначения пенсии, отсутствующим у заявителя пенсионным органом отнесено то, что заявителем не подтвержден факт постоянного проживания на территории Российской Федерации; Платонова Т.М. являлась получателем пенсии на территории Республики Таджикистан. На основании заявления истца выплата пенсии на территории Республики Таджикистан прекращена 30 ноября 2022 года, выплатное дело направлено Агентством социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в адрес ответчика.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 12, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанным в городе Душанбе 15 сентября 2021 года, исходил из того, что истцу назначена пенсия в Республике Таджикистан, необходимый для назначения пенсии страховой стаж на территории Российской Федерации у Платоновой Т.М отсутствует, оснований для включения в страховой стаж спорных периодов работы не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе во включении в страховой стаж периодов работы с 01 января 2002 года по 11 января 2006 года, с 23 января 2006 года по 02 февраля 2015 года, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов в указанные периоды.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в страховой стаж периода работы с 21 апреля 1977 года по 31 декабря 2001 года, назначении страховой пенсии, отменяя решение суда в данной части и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения подписанного в Душанбе 15 сентября 2021 года, вступивший в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 года, не предусматривает распространение положений указанного Договора на ранее возникшие отношения сторон до его ратификации на территории Российской Федерации. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года ввиду вступления его в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 года, к спорным отношениям, возникшим до вступления его в законную силу, не применяется, поскольку стаж, необходимый для права на пенсию, приобретен истцом до вступления в силу указанного Договора. В данном случае подлежало применению Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.
Приходя к выводу о включении в страховой стаж периода с 21 апреля 1977 года по 31 декабря 2001 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 8, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, исходил из того, что данный период подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками.
Руководствуясь Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, суд апелляционной инстанции установилпродолжительность страхового стажа Платоновой Т.М. по состоянию на 31 декабря 2001 года, которая составила 24 года 11 дней, а величина индивидуального пенсионного коэффициента 42, 746 и пришел к выводу о наличии оснований для назначения Платоновой Т.М. страховой пенсии. Суд апелляционной инстанции, учел, что Платонова Т.М. зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации 16 февраля 2023 года, является гражданкой Российской Федерации, выплата пенсии на территории Республики Таджикистан ей прекращена 30 ноября 2022 года, что подтверждается справкой компетентного органа названного государства, в связи с чем пришел к выводу о назначении пенсии с 01 декабря 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
Таким образом, в силу Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, при этом для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Между тем, Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие с 21 октября 2022 года, в связи с вступлением в силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 сентября 2021 года (далее - Договор от 15 сентября 2021 года), ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" (статья 21 Договора от 15 сентября 2021 года).
Согласно статье 9 Договора от 15 сентября 2021 года каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором (пункт 1).
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (пункт 2).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (пункт 3).
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4).
Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию (пункт 8).
Согласно статье 11 Договора от 15 сентября 2021 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Договора от 15 сентября 2021 года, пенсии, установленные до вступления в силу Договора от 15 сентября 2021 года, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
При этом в силу пункта 3 статьи 5 Договора от 15 сентября 2021 года при переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Таким образом, в силу условий Договора от 15 сентября 2021 года при определении права истца на пенсию по законодательству Российской Федерации подлежит учету страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию.
При переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Положения Соглашения от 13 марта 1992 года прекратившего действие не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.
В статье 21 Договора от 15 сентября 2021 года предусмотрено, что со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Договор от 15 сентября 2021 года вступил в силу с 21 октября 2022 года.
Поскольку истец обратилась за назначением пенсии 08 ноября 2022 года, то есть после того как Соглашение от 13 марта 1992 прекратило свое действие и вопросы сотрудничества в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан стали регулироваться Договором от 15 сентября 2021 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы именно данного Договора.
Ввиду изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о том, что поскольку стаж, необходимый для права на пенсию приобретен истцом до вступления в силу Договора между Россией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года, и в данном случае подлежит применению Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку данное Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие со вступлением в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года и пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территориях Российской Федерации и Республики Таджикистан, с 21 октября 2022 года осуществляется с применением норм данного Договора от 15 сентября 2021 года.
Суд апелляционной инстанции также не учел, что право на пенсию у истца по нормам Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствовало по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывают периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Принимая во внимание, что у истца имеется страховой стаж на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которого недостаточно для назначения страховой пенсии по старости, следовательно, оснований для назначения страховой пенсии по старости по российскому законодательству у Платоновой Т.М. не имеется. При этом, учитывая, что Платонова Т.М. является получателем пенсии в Республике Таджикистан, и в случае переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, право на пенсию в Республике Таджикистан у неё сохранено, суд первой инстанции, правильно применив к данному спору Договор от 15 сентября 2021 года, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о включении спорных периодов в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции в результате неправильного толкования норм материального права пришел к ошибочному выводу о включении спорного периода в страховой и назначении страховой пенсии.
Поскольку обстоятельства по делу установлены полно и правильно, нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены верно, судом апелляционной инстанции допущено неправильное толкование норм материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 ноября 2023 года и оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинске области от 14 августа 2023 года.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 ноября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинске области от 14 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.