Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1193/2023 по иску Шкирмонтовой Татьяны Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Шкирмонтовой Татьяны Александровны на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шкирмонтова Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, в части отказа во включении в ее специальный стаж медицинской деятельности периодов работы с 08 апреля 1994 года по 24 апреля 1995 года фельдшером здравпункта в Центре промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений открытого акционерного общества Магнитогорского металлургического комбината, с 25 апреля 1995 года по 30 сентября 1996 года фельдшером по 8 - ому разряду в Медико-санитарной части акционерного общества Магнитогорского металлургического комбината, о включении указанных периодов в стаж медицинской деятельности и признании за ней права на досрочную пенсию по старости с 31 марта 2026 года.
В обоснование иска указала, что она 10 декабря 2022 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако ей в этом было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Считала решение в части отказа включить в ее стаж медицинской деятельности спорные периоды незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 сентября 2023 года, исковые требования Шкирмонтовой Т.А удовлетворены частично: на ответчика возложена обязанность включить в стаж Шкирмонтовой Т.А. на соответствующих видах работ период с 25 апреля 1995 года по 30 сентября 1996 года, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Шкирмонтова Т.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части отказа в удовлетворении оставшихся исковых требований ссылаясь на их незаконность в указанной части.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Шкирмонтова Т.А, представитель ОСФР по Челябинской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 10 декабря 2022 года Шкирмонтова Т.А, "данные изъяты" года рождения, обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ответчика от 28 февраля 2023 года ей отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По расчетам ответчика продолжительность стажа медицинской деятельности составила 28 лет 02 месяца 15 дней, то есть менее 30 лет, величина ИПК более 30.
В своем решении ответчик указал, что в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не подлежат зачету следующие периоды работы: с 08 апреля 1994 года по 24 апреля 1995 года фельдшером здравпункта в Центре промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений открытого акционерного общества "Магнитогорского металлургического комбината", с 25 апреля 1995 года по 30 сентября 1996 года фельдшером по 8-ому разряду в медико-санитарной части акционерного общества "Магнитогорского металлургического комбината" (далее - АО "ММК").
Согласно приобщенной к материалам дела справке Автономной некоммерческой организации "Центральная медико-санитарная часть" города Магнитогорска с 1942 года образована Медсанчасть Магнитогорского металлургического комбината, которая являлась самостоятельным учреждением, имела свою печать, сметы расходов, штатное расписание. В ее структуру входили: поликлиника N 1, стационар, поликлиника N 2, здравпункты. На основании постановления администрации города Магнитогорска Челябинской области от 25 января 1993 года N 56-П, свидетельства о государственной регистрации предприятия серии ГА N 0169 на базе Медсанчасти ММК учреждено муниципальное медицинское учреждение - Горбольница N 2 с сохранением постоянных штатных единиц, что подтверждают расчетные ведомости, штатное расписание, смета расходов за 1993-1996 годы, Устав, утвержденный в 1993 году по Магнитогорскому муниципальному учреждению "Горбольница N 2", печати и штампы по Горбольнице N 2. Горбольница N 2 в структурном подразделении ОАО "ММК" не состояла, являлась самостоятельным учреждением, имела статус юридического лица. Здравпункты, обслуживающие цеха АО "ММК", поликлиника N 1, цеховая служба поликлиники N 2, которые входили в структуру Городской больница N 2, в связи с прекращением бюджетного финансирования были преобразованы в обособленное хозрасчетное объединение лечебно-оздоровительных учреждений на основании приказа от 23 ноября 1993 года N 686 по АООТ "ММК", в состав которого вошли: поликлиника N 1, здравпункты, цеховая служба поликлиники N 2, центр медицинской диагностики, стоматологии и др, санаторно-профилактические учреждения, оздоровительные учреждения (дома отдыха и летние оздоровительные центры), инженерно-технический комплекс: электро- энерго- и мех-службы, участки механизации, ремонтно-строительных работ, благоустройства и др.
Объединение лечебно-оздоровительных учреждений являлось структурным подразделением ММК. С целью совершенствования структуры АО "ММК" из Объединения лечебно-оздоровительных учреждений АО "ММК" был выделен Центр Промышленной медицины в качестве самостоятельного структурного подразделения АО "ММК" (приказ АО "ММК" от 22 декабря 1994 года N 725). В его структуру входили: поликлиника N 1, здравпункты и Центр медицинской диагностики. В связи с переходом на обязательное медицинское страхование и с целью объединения медицинских учреждений АО "ММК" на основании приказа от 25 апреля 1995 года N 48 создана в составе АО "ММК" Медико-санитарная часть и утверждена ее структура, в которую входили поликлиника N 1, здравпункты и Центр медицинской диагностики.
07 апреля 1994 года истец была принята на работу в акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" по переводу в Центр промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений фельдшером здравпункта по 8 разряду, 25 апреля 1995 года создана Медико-санитарная часть и в тот же день истец переведена фельдшером по 8 разряду медико-санитарной части АО "ММК", с 01 октября 1996 года продолжены трудовые отношения в Учреждении "Медико-санитарная часть" администрации г. Магнитогорска и ОАО "ММК" в должности фельдшера здравпункта поликлиники N 1 по 8 разряду.
Разрешая спор и приходя к выводу о включении в специальный стаж периодов работы в медико-санитарной части АО "ММК" в качестве фельдшера по 8-ому разряду с 25 апреля 1995 года по 30 сентября 1996 года, суд первой инстанции, руководствуясь Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, исходил из того, что должность, занимаемая истцом в период с 25 апреля 1995 года по 30 сентября 1996 года относилась к среднему медицинскому персоналу, медико-санитарная часть - к учреждениям здравоохранения, в связи с чем включил в специальный стаж Шкирмонтовой Т.А. указанный период ее работы в качестве фельдшера.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции, указав, что решение суда в данной части ответчиком в апелляционном порядке не обжаловалось.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 08 апреля 1994 года по 24 апреля 1995 года в качестве фельдшера здравпункта в Центре промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений ОАО "ММК", суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, исходил из того, что данный Список не содержит перечня лечебно-профилактических учреждений. Между тем, такой перечень в спорный период был предусмотрен Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 года N 35) и этот перечень не включает в себя здравпункт Центра промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений. Впоследствии Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 ноября 1999 года N 395 (информационное письмо Минтруда Российской Федерации от 17 июля 2001 года N 2954-16, Пенсионного фонда РФ от 23 июля 2001 года N 06-25/6023 "Об исчислении выслуги лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан"), были включены медико-санитарные части, поликлиники, центры определенных видов, однако же этой номенклатурой центр промышленной медицины, объединение лечебно-оздоровительных учреждений также не были предусмотрены.
Центр промышленной медицины, объединение лечебно-оздоровительных учреждений не предусмотрены и в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 июня 2003 года N 229, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 627, в действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 529н. Здравпункты, как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения, вышеуказанными нормативными правовыми актами также не предусмотрены. Номенклатурой должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, должность фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Судом установлено, что медсанчасть Магнитогорского металлургического комбината образована в 1942 году и являлась самостоятельным учреждением, имела свою печать, сметы расходов, штатное расписание. В ее структуру входили: поликлиника N 1, стационар, поликлиника N 2, здравпункты.
С целью повышения эффективности работы, расширения хозяйственной самостоятельности и перевода на хозяйственный расчет лечебно-оздоровительных учреждений акционерного общества "ММК" на основании приказа от 23 ноября 1993 года N 686 создано Объединение лечебно-оздоровительных учреждений, в которое вошли лечебно-диагностические учреждения, в том числе Центр промышленной медицины, Центр медицинской диагностики и другие. Объединение лечебно-оздоровительных учреждений, в состав которого входил Центр промышленной медицины, создано как обособленное хозрасчетное объединение на правах структурного подразделения комбината.
В соответствии с приказом акционерного общества "ММК" от 22 декабря 1994 года N 725 с целью совершенствования структуры Центр промышленной медицины выделен из Объединения лечебно-оздоровительных учреждений в качестве самостоятельного структурного подразделения и включал в себя поликлинику N 1, здравпункты и Центр медицинской диагностики.
Приказом акционерного общества "ММК" от 25 апреля 1995 года N 48 в составе общества на базе Центра промышленной медицины и Диагностического центра Объединения лечебно-оздоровительных учреждений создана Медико-санитарная часть. 24 июля 1996 года создано учреждение "Медико-санитарная часть администрации г. Магнитогорска и открытого акционерного общества "ММК", 17 декабря 2001 года преобразованная в АНО "Медико-санитарная часть администрации г.Магнитогорска и открытого акционерного общества "ММК".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что 08 апреля 1994 года истец была принята на работу в структурное подразделение АО "Магнитогорский металлургический комбинат", которое являлось коммерческой организацией, а не учреждением здравоохранения, и не предусмотрено Списками должностей и учреждений, в соответствии с которыми определяется право на досрочную пенсию.
Пункт 6 Правил исчисления стажа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, применению вопреки доводам истца в данном случае не подлежит, так истец работала в здравпункте, который не относится к здравпункту воинской части, как это предусмотрено указанным пунктом.
Учитывая, что с учетом включенных судом периодов работы специальный стаж истца на момент обращения в пенсионный орган (10 декабря 2022 года) составил 29 лет 07 месяцев 20 дней (28 лет 02 месяцев 15 дней (включенный ответчиком) + 01 год 05 месяцев 05 дней (включенный судом)), что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о назначении пенсии.
При этом суд отметил, что, поскольку истец продолжает работать в той же должности, в которой она работала на дату обращения в пенсионный орган, то 30-летний стаж она выработала в 2023 году. Однако с учетом приложения 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на пенсию у истца возникнет не ранее 2028 года, а предрешать выводы пенсионного органа и указывать в решении конкретную дату возникновения у нее права на пенсию оснований нет, так как судебной защите подлежит лишь нарушенное право и не представляется возможным предопределить на будущее время наличие или отсутствие у истца права на пенсию.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что в период с 07 апреля 1994 года по 24 апреля 1995 года истец работала в структурном подразделении коммерческой организации АО "Магнитогорский металлургический комбинат", а не в лечебно-профилактическом или санитарно- эпидемиологическом учреждении, что предусмотрено Списками. Учитывая, что Центр промышленной медицины ОАО "ММК" не являлся структурным и выделенным лечебно-профилактическим учреждением, а входил в состав структурного подразделения комбината - Объединение лечебно-оздоровительных учреждений, период работы истца в качестве фельдшера здравпункта Центра промышленной медицины правомерно не был включен судом первой инстанции в ее специальный стаж.
Отклоняя доводы истца о том, что изменение организационно-правовой формы лечебного учреждения не является основанием для отказа во включении в специальный стаж спорного периода работы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 120, 123.21, 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Суд апелляционной инстанции указал, что ссылка истца в апелляционной жалобе на неправильный подсчет продолжительности включенного судом периода (с 25 апреля 1995 года по 3 сентября 1996 года), который составляет 01 год 05 месяцев 06 дней, а не 01 год 05 месяцев 05 дней, заслуживает внимания, но к незаконности судебного решения арифметическая ошибка суда в подсчете продолжительности этого периода не привела, так как в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости ей отказано ввиду недостаточности стажа. При новом обращении истца в пенсионный орган за назначением пенсии оценка ее пенсионных прав будет осуществлена повторно, период с 25 апреля 195 года по 30 сентября 1996 года согласно решению суда подлежит включению в ее специальный стаж, продолжительность всего специального стажа будет определяться ответчиком самостоятельно.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 08 апреля 1994 года по 24 апреля 1995 года в качестве фельдшера здравпункта в Центре промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений ОАО "ММК" ввиду того, что трудовая деятельность истца в этот период не протекала в медицинских учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками; отказе в назначении досрочной пенсии соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что Центр промышленной медицины, являлся лечебно-диагностическим учреждением, и занимался лечебной и профилактической работой по охране здоровья населения - работников АО "ММК", Центру промышленной медицины АО "ММК" 06 октября 1994 года была выдана лицензия на право оказания медицинской помощи и наличие лицензии на право оказания медицинской помощи является прямым доказательством, что она была выдана лечебному учреждению, а не структурному подразделению ММК, поскольку структурному подразделению металлургического комбината не может быть выдана лицензия на право занятия медицинской деятельностью; медсанчасть ММК в результате преобразования неоднократно изменяла свою организационно-правовую форму и наименование, однако неизменно являлась лечебным учреждением здравоохранения, оказывающим функции по оказанию медицинской помощи работникам АО "ММК", при этом, как следует из материалов дела, ее пояснений в суде первой инстанции, в период с 01 апреля 1992 года по 10 декабря 2022 года она работала на одном рабочем месте, в одной и той же медсанчасти ММК, в той же должности, несмотря на организационно-правовые изменения данного медицинского учреждения, являлись предметом рассмотрения судов и были правомерно отвергнуты как несостоятельные.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные этим же постановлением (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
На основании анализа и оценки представленных доказательств, суды пришли к верному выводу о том, что Центр промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений являлся структурным подразделением промышленного предприятия, к учреждениям здравоохранения не относился, в связи с чем период работы с 08 апреля 1994 года по 24 апреля 1995 года в качестве фельдшера здравпункта в Центре промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений ОАО "ММК" не подлежит включению в медицинский стаж.
Довод кассационной жалобы о том, что часть периода ее работы с 01 октября 1996 года по 10 декабря 2022 года засчитана ответчиком в специальный стаж, в связи с чем спорный период с 08 апреля 1994 года по 24 апреля 1995 года в том же лечебном учреждении, изменившем свою организационно-правовую форму, подлежит включению в ее специальный стаж, направлен на переоценку выводов судов об отсутствии оснований для включения спорного периода в стаж лечебной деятельности, по причине того, что истец не работала в учреждении, предусмотренном Списком.
Ссылки в кассационной жалобе на судебную практику по иным делам являются несостоятельными, поскольку судами при вынесении судебного акта учитываются обстоятельства каждого конкретного дела и представленные в обоснование заявленных требований доказательства.
Судебная практика не является формой права, и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения другими судами при разрешении внешне тождественных дел, поэтому ссылка на судебную практику с другими фактическими обстоятельствами, не свидетельствует о неправильном применении норм материального права судами.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Довод кассационной жалобы о том, что к спорному периоду работы с 08 апреля 1994 года по 24 апреля 1995 года подлежит применимо как постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, так и постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, отклоняется.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
При этом в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения работы, предусмотрено применение Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В связи с изложенным, соответствующие Списки профессий, должностей и учреждений должны применяться последовательно, то есть применительно к периодам работы, либо ко всем периодам работы применяется Список N 781 и Правила N 781.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Списком N 781 в качестве медицинских учреждений центр промышленной медицины, объединение лечебно-оздоровительных учреждений не предусмотрены.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренномнастоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не подлежит применению к данному спору, поскольку в приведенном пункте речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями воинских частей. Вместе с тем истец работала в здравпункте Центр промышленной медицины Объединения лечебно-оздоровительных учреждений промышленного предприятия, в связи с чем положения пункта 6 Правил к спорным отношениям не применимы.
Довод кассационной жалобы о несогласии с отказом признать за истцом право на досрочную пенсию по старости с 31 марта 2026 года, поскольку специальный стаж истца на дату подачи заявления (10 декабря 2022 года) составил 30 лет 08 месяцев 10 дней, отклоняется.
Суды верно указали, поскольку на 10 декабря 2022 года (дата обращения с заявлением) с учетом включенных судом периодов работ специальный стаж истца составил 29 лет 07 месяцев 20 дней, что меньше 30 лет, необходимого для возникновения у нее права на пенсию, а 30-тилетний стаж истец выработала в 2023 году, то с учетом приложения 7 Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на пенсию у нее возникнет не ранее 2028 года, а предрешать выводы пенсионного органа и указывать в решении суда конкретную дату возникновения у истца права на пенсию оснований не имеется ввиду того, что судебной защите подлежит лишь нарушенное право и не представляется возможным предопределить на будущее время наличие или отсутствие истца права на пенсию.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шкирмонтовой Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.