Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а- 133-2023 по апелляционной жалобе Сучкова "данные изъяты" на решение Московского областного суда от 11 мая 2023 года по административному исковому заявлению Сучкова "данные изъяты" к Совету депутатов городского округа Балашиха Московской области о признании недействующими в части Правила благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 января 2022 года N 05/23 (в редакции решения Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 21 февраля 2023 года N04/45), Методику расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденную решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N04/05.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области и администрации городского округа Балашиха Московской области Тарасевич Л.С, представителя Министерства благоустройства Московской области Ляшко Н.А, представителей главного управления содержания территорий Московской области Денисовой Е.С. и Степанян Г.С, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 января 2022 года N05/23, размещенным 26 января 2022 года на официальном сайте администрации городского округа Балашиха Московской области http://www.balashiha.ru, утверждены Правила благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области (далее Правила благоустройства).
Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 21 февраля 2023 года N04/45, размещенным на официальном сайте администрации городского округа Балашиха и 3 марта 2023 года опубликованным в газете "Город. Балашиха" N8 (319) внесены изменения в Правила благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 января 2022 года N 05/23.
Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N 04/05, опубликованным 31 декабря 2020 года газете "Факт" N52/1, утверждена Методика расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области. (далее Методика).
Административный истец Сучков И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Балашиха Московской области, в котором, с учетом уточнения, просил суд признать недействующими в части возложения на собственников земельных участков, находящихся в частной собственности, обязанности получения разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета, взыскание платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, пункта 1.1, подпункта 1 пункта 1.4 "земельных участков, находящихся в частной собственности", подпункта 2 пункта 1.4 "домовладения", пункта 4.1, пункта 43.1, пункта 43.2, пункта 43.3 статьи 43, пункта 51.1, 51.2 статьи 51, подпункта "з" пункта 63.1, подпункта "в" пункта 63.2, пункта 31.1 Приложения N1 Правил благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 января 2022 N05/23 (в редакции решения Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 21 февраля 2023 года N04/45); признать недействующей Методику расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденную решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N04/05, в части преамбулы, пунктов 2.1, 2.6, 2.7, 3.1, 3.2.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый N, "для ведения личного подсобного хозяйства", категория земель: земли поселений, площадью "данные изъяты" кв.м. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию городского округа Балашиха Московской области с заявлением о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на указанном земельном участке, с основанием для вырубки - "проведение санитарных рубок" по причине того, что планируемое к удалению дерево растет в непосредственной близости от стены дома на принадлежащем ему земельном участке и повредило стену дома и газопровод, проходящий по стене здания дома.
Полагает, что оспариваемыми нормативными положениями Правил благоустройства, Методики ограничивается право собственности на принадлежащий ему земельный участок, на него как собственника земельного участка незаконно возлагается обязанность по получению разрешения органа местного самоуправления на производство вырубки деревьев и кустарников в границах принадлежащего земельного участка, взимается восстановительная стоимость платы за вырубку зеленых насаждений и исчисляется размер вреда, причиненного его уничтожением.
Оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют положениям статей 36, 72, 73 Конституции Российской Федерации, статей 209, 260, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми определен законный режим права собственности на объекты на земельном участке, находящемся в частной собственности физических лиц, а также требованиям статей 7, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 30, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153.
Правила благоустройства направлены на благоустройство общественных территорий и удовлетворение общественных потребностей, в то время как на земельном участке, принадлежащем на праве собственности административному истцу, удовлетворение общественных потребностей и публичного интереса не осуществляется.
Решением Московского областного суда от 11 мая 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Сучкова И.В. отказано.
В апелляционной жалобе Сучков И.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Полагает необоснованными и незаконными выводы суда первой инстанции о том, что земельные участки вне зависимости от форм собственности, находящиеся в административных границах муниципального образования, относятся к объектам благоустройства территории муниципального образования. Правила незаконно возлагают дополнительные обязанности на собственников таких земельных участков, в частности, по получению разрешения органа местного самоуправления на производство вырубки деревьев и кустарников во внутренних границах принадлежащего земельного участка, по оплате восстановительной стоимости за вырубку зеленых насаждений. Земельный участок административного истца, с целевым назначением "для ведения личного подсобного хозяйства", принадлежащий на праве частной собственности, общественным пространством не является; интересы неопределенного круга лиц не удовлетворяет; не является объектом благоустройства с точки зрения Правил благоустройства, и на административного истца не должны и не могут распространяться требования по получению разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета.
Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой зелеными насаждениями, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в перечень озелененных территорий и лесного фонда города. Полномочий по регулированию правоотношений по вырубке зеленых насаждений вне указанных территорий органам местного самоуправления федеральным законодательством не предоставлено. Однако Законом Московской области от 30 декабря 2014 года N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" эти правоотношения фактически регулируются.
Согласно Генеральному плану городского округа Балашиха Московской области в редакции ДД.ММ.ГГГГ земельный участок административного истца расположен "адрес", на землях функциональной зоны Ж2: "Зона застройки индивидуальными жилыми домами" с разрешенным видом использования: "Для ведения личного подсобного хозяйства". Участок не относится к сельскохозяйственным землям, водных и/или лесных объектов на участке не расположено, в приаэропортовой зоне участок не находится.
Предусмотренные статьями 30, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 27 и 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения на земельный участок не зарегистрированы.
В судебном решении не нашли отражение доводы административного истца о несоответствии обжалуемых Правил благоустройства требованиям Конституции Российской Федерации и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Установление Правилами благоустройства для частных собственников земельных участков ограничений и дополнительных обязанностей выходит за пределы вопросов управления муниципальной собственностью.
Возлагая на всех физических лиц обязанность по получению разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета, по выплате восстановительной стоимости за вырубку зеленых насаждений в границах, принадлежащих собственникам земельных участков, оспариваемый Закон Московской области N191/2014-03 возлагает указанные обязанности на собственников, находящихся в границах муниципального образования земельных участков, которые не находятся в муниципальной собственности.
Таким образом, распространение действия Правил благоустройства в указанной части противоречит федеральному законодательству, а именно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, и ограничивает право собственника земельного участка использовать по своему усмотрению расположенные на нем растения.
Методика расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденная Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N04/05 не соответствует положениям Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Законодательство Российской Федерации о зеленых насаждениях не может устанавливать разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. Такой порядок может быть установлен только в отношении зеленых насаждений, находящихся на государственных или муниципальных земельных участках. Учитывая изложенное, на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, возможно совершение любых действий в отношении дерева, растущего на территории такого земельного участка.
Утверждение такс для исчисления вреда, причиненного окружающей среде, является прерогативой федеральных органов исполнительной власти.
Региональный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по вопросу исчисления размера ущерба, причиненного лесным и зеленым насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям: деревьям, кустарникам и лианам.
От представителей Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области, администрации городского округа Балашиха Московской области, главного управления содержания территорий Московской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Сучкова И.В, в которых выражено согласие с постановленным по делу решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции такие нарушения были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец Сучков И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель- земли поселений, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию городского округа Балашиха Московской области с заявлением о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на принадлежащем ему земельном участке, с основанием для вырубки - "проведение санитарных рубок (в том числе удаление аварийных деревьев и кустарников), реконструкции зеленых насаждений и капитального ремонта (реставрации) объектов озеленения (парков, бульваров, скверов, улиц, внутридомовых территорий)" по причине того, что планируемое к удалению дерево, расположенное в непосредственной близости от стены жилого дома на участке заявителя, повредило стену дома и газопровод, что подтверждается заявкой газовой службы N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Сучкова И.В. выдан порубочный билет - разрешение на вырубку 1 дерева.
На основании этого суд сделал верный вывод о наличии у административного истца права на оспаривание положений действующих на территории муниципального образования - "городской округ Балашиха Московской области" Правил благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 января 2022 года N 05/23, а также Методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N04/05.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые правовые акты приняты Советом депутатов городского округа Балашиха Московской области в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения и в соответствии с установленным порядком, требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречат.
При этом суд исходил из того, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения (статья 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Названный федеральный закон (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды") (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.
По смыслу положений статей 1, 7 и 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного федерального закона).
К вопросам местного значения городского округа относятся также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно положениям статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут в числе прочего регулировать вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Пунктом "а" части 1 статьи 3 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области предусмотрено, что объектами благоустройства являются территория Московской области с расположенными на ней элементами благоустройства в границах земельных участков, находящихся в частной собственности.
В силу части 1 статьи 5 данного Закона, собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве.
Частью 2 статьи 42 данного Закона Московской области закреплено, что вырубка деревьев и кустарников производится только на основании разрешения на вырубку зеленых насаждений, выданного органом местного самоуправления. Случаи и порядок выдачи разрешения на вырубку зеленых насаждений определяются правилами благоустройства муниципального образования.
Разрешение на вырубку зеленых насаждений в отношении плодово-ягодных деревьев, декоративных и плодово-ягодных кустарников на земельных участках, находящихся в частной собственности и предназначенных для ведения садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства, не требуется.
Собственники (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями обязаны: а) обеспечивать сохранность зеленых насаждений; б) обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящим Законом, не допускать складирования на зеленые насаждения отходов, строительных материалов, изделий, конструкций; в) производить комплексный уход за газонами, систематический покос газонов и иной травянистой растительности на территории муниципальных образований, а также за пределами муниципальных образований на территории, прилегающей к объектам (часть 3 статьи 42 Закона Московской области).
На основании приведенных выше норм в целях обеспечения благоустройства территории муниципального образования решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 января 2022 года N05/23 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области.
Согласно пункту 1.1 статьи 1 Правил благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области, настоящие правила благоустройства территории Городского округа Балашиха (далее - Правила) устанавливают единые требования в сфере благоустройства территории Городского округа Балашиха Московской области (далее - Городской округ Балашиха), в том числе требования к регулированию к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Городского округа Балашиха, содержание зданий (включая жилые дома) сооружений и земельных участков, на которых они расположены, внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определения перечня работ по благоустройству (включая освещение, озеленение, уборку и содержание территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству Городского округа Балашиха, определения границ прилегающих территорий, порядка участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательного к исполнению для органов местного самоуправления Городского округа Балашиха, для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Городского округа Балашиха земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требований к обеспечению чистоты и порядка на территории Городского округа Балашиха.
Исходя из положений пункта 1.4 статьи 1 Правил, в настоящих Правилах используются следующие основные понятия: "объекты благоустройства - территории городского округа Балашиха Московской области различного функционального назначения: 1) в границах: земельных участков, находящихся в частной собственности; земельных участков, находящихся в федеральной собственности; земельных участков, находящихся в собственности Московской области; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена; 2) на которых осуществляется комплекс мероприятий по благоустройству территорий, в том числе домовладения".
Согласно пункту 4.1 статьи 4 Правил, собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве.
В силу пункта 43.1 и 43.2 статьи 43 Правил (в редакции решения Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 21.02.2023 N 04/45), посадка и пересадка деревьев и кустарников на объектах, указанных в подпунктах пункта 1.4 статьи 1 настоящих Правил, допускается при наличии разрешительной документации, выданной органом местного самоуправления в следующих случаях: 1) посадки или пересадки деревьев и кустарников на прилегающих территориях собственниками (правообладателями) зданий, помещений в них, строений, сооружений, земельных участков, участвующими в содержании таких прилегающих территорий; 2) посадки деревьев и кустарников физическими, юридическими лицами без предоставления земельных участков и установления сервитутов; 3) посадки деревьев и кустарников физическими, юридическими лицами, производящими компенсационное озеленение.
Вырубка деревьев и кустарников производится только на основании разрешения на вырубку зеленых насаждений, выданного органом местного самоуправления. Случаи и порядок выдачи разрешения на вырубку зеленых насаждений определяются правилами благоустройства Городского округа Балашиха.
Разрешение на вырубку зеленых насаждений выдается Администрацией в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения городского округа в рамках организации озеленения территории городского округа при наличии обращения заявителя (физического лица (юридического лица, индивидуального предпринимателя), являющегося собственником (правообладателем) земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности или на ином вещном праве, или уполномоченного от имени собственника земельного участка) или его представителя в порядке, установленном административным регламентом предоставления соответствующей муниципальной услуги, утвержденным Администрацией.
Разрешение на вырубку зеленых насаждений не выдается Администрацией на объекты растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Московской области.
Не требуется обращение за разрешением на вырубку зеленых насаждений в следующих случаях, в том числе: производство работ на землях, на которые распространяется действие лесного законодательства Российской Федерации; вырубки зеленых насаждений в отношении плодово-ягодных деревьев, декоративных и плодово-ягодных кустарников на земельных участках, находящихся в частной собственности и предназначенных для ведения садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 43.3 статьи 43 Правил закреплено, что собственники (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями обязаны: а) обеспечивать сохранность зеленых насаждений; б) обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования на зеленые насаждения отходов, строительных материалов, изделий, конструкций; в) производить комплексный уход за газонами, систематический покос газонов и иной травянистой растительности на территории муниципальных образований, а также за пределами муниципальных образований на территории, прилегающей к объектам.
Юридические лица (индивидуальные предприниматели) и физические лица обязаны обеспечивать содержание зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании, и прилегающей территории, а также обеспечивать их удовлетворительное состояние и развитие (пункт 51.1 статьи 51 Правил).
Требования к организации озеленения территорий Городского округа Балашиха, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, устанавливаются настоящими Правилами (пункт 51.2 статьи 51 Правил).
Согласно подпункту "з" пункта 63.1 статьи 63 Правил, обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются по содержанию частного домовладения, хозяйственных строений и сооружений, ограждений - на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов.
Установленные настоящими Правилами обязанности возлагаются по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников объектов - граждан и юридических лиц (подпункт "в" пункта 63.2 статьи 63 Правил).
Согласно пункту 31.1 Приложения N 1 к Правилам, обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются: по содержанию частного домовладения, хозяйственных строений и сооружений, ограждений на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов.
Оспаривая Правила благоустройства, административный истец просил суд признать недействующими приведенные положения в части распространения требований Правил на внутренние границы земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, возложения на собственников земельных участков, находящихся в частной собственности, обязанности получения разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, озеленение территорий населенных пунктов как вид деятельности предполагает воспроизводство зеленых насаждений, то есть древесно-кустарниковой и травянистой растительности (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники и т.д.) взамен уничтоженных или поврежденных. Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений. Выдача порубочных билетов, как составная часть процесса благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов согласно статье 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, его охрана предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Таким образом, из содержания приведенных выше положений усматривается, что вопросы организации озеленения территории муниципального образования как составной части благоустройства территории относятся к вопросам местного значения и подлежат регулированию в принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актах.
Орган местного самоуправления в целях создания и развития зеленого фонда вправе осуществлять правовое регулирование в объеме, обеспечивающем создание благоприятной окружающей среды, в том числе регулировать вопросы выдачи порубочных билетов (разрешений на вырубку зеленых насаждений).
С учетом приведенного конституционно-правового толкования, а также норм федерального законодательства, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 января 2022 года N05/23.
Судебная коллегия по административным делам с такими выводами суда первой инстанции соглашается, а также полагает, что судом первой инстанции обоснованно отвергнуты как несостоятельные доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 3 статьи 261 и пункту 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, право распоряжения принадлежащим на праве собственности имуществом не является абсолютным и поставлено в зависимость от задачи сохранения природы и окружающей среды, а также обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поддержание качества окружающей среды, благоприятной для здоровья людей и функционирования экологических систем.
Кроме того, судом учтено, что административный истец оспаривал вышеприведенные положения Закона Московской области от 30 декабря 2014 года N191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", которые указывают на необходимость получения разрешения на вырубку зеленых насаждений, в том числе лицами, владеющими земельными участками на праве частной собственности.
Решением Московского областного суда от 11 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 марта 2023 года, а также кассационным определением судебной коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Вопреки доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, к спорным правоотношениям не подлежат применению положения статьи 7 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку вопросы использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением, определение их правового режима, выбор вида разрешенного использования и его определение оспариваемые нормы не регулируют. Вопросы управления и распоряжения земельными участками как объектами недвижимого имущества к предмету регулирования Правил благоустройства не отнесены. При этом в силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, к отношениям по охране окружающей среды применяется законодательство об охране окружающей среды, специальные федеральные законы, и к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, законодательством об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Относительно доводов апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействующими в части отдельных положений Методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N 04/05, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Данная Методика, как это следует из ее преамбулы, предназначена для исчисления размера платежей, подлежащих внесению в бюджет городского округа Балашиха Московской области, за вырубку зеленых насаждений, определения компенсационной стоимости зеленых насаждений и компенсационного озеленения, в следующих случаях:
- при исчислении размера платы за санкционированную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений и возмещение причиненного при этом вреда;
- при исчислении платы за незаконную вырубку, повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Методика не распространяется на земли лесного фонда.
Компенсационная стоимость зеленых насаждений рассчитана с учетом действительной восстановительной стоимости зеленых насаждений, а также их ценности.
В силу пункта 2.1 Методики охране и рациональному использованию подлежит вся древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на территории городского округа Балашиха Московской области, независимо от форм собственности на земельные участки, где эта растительность произрастает.
Согласно пункту 2.6 Методики, озелененные территории в границах городского округа Балашиха Московской области могут находиться в федеральной собственности, в собственности Московской области, а также в иных формах собственности, определенных Земельным кодексом Российской Федерации. Независимо от формы собственности каждый владелец озелененных территорий обязан содержать их за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями.
Действие настоящей Методики не распространяется на плодово-ягодные и декоративные зеленые насаждения, находящиеся на садоводческих, дачных земельных участках, а также на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуальной жилой застройки и земли лесного фонда (пункт 2.7 Методики).
Согласно пункту 3.1 Методики вырубка деревьев и кустарников производится при наличии разрешения на вырубку деревьев, оформленного в установленном порядке в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета, на территории городского округа Балашиха Московской области".
Пунктом 3.2 Методики предусмотрено, что размер компенсации за вырубку зеленых насаждений рассчитывается в соответствии с расчетом платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области.
Оспаривая приведенные положения Методики, административный истец Сучков И.В. указал на ее противоречие требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу в той части, в которой она регулирует вопрос исчисления размера ущерба, причиненного окружающей среде, в том числе зеленым насаждениям.
Приведенным доводам, которые судебная коллегия находит заслуживающими внимания, оценка в обжалуемом решении не дана.
Как уже указано выше организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П по результатам проверки конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, содержание термина "организация", используемого в названном законе при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования; в противном случае допускалась бы в том числе возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (к которым относится растительный мир), природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Определяя вред окружающей среде как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, федеральный законодатель в статье 3 этого же закона закрепляет принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Закрепляя в главе II названного выше закона основы управления в области окружающей среды, федеральный законодатель, в частности, определилполномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в названной сфере.
Однако полномочие осуществлять правовое регулирование вопросов об ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды органам местного самоуправления не предоставлено. Отношения в названной сфере Федерального закона "Об охране окружающей среды", в том числе вопросы компенсации ущерба окружающей среде урегулированы главой XIV названного федерального закона, устанавливающей обязанность полного возмещения вреда окружающей среде (статья 77), порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статья 78).
Так, согласно статье 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть1). На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (часть2).
При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (часть 2.1).
Учитывая, что Методика регулирует вопросы исчисления ущерба, причиненного окружающей среде, в том числе в оспариваемой части, преамбулу и пункт 3.2 Методики нельзя признать соответствующими имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
При таких обстоятельствах судебный акт в части отказа в удовлетворении административного искового заявления в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения о признании недействующими с момента вынесения настоящего апелляционного определения преамбулы Методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N04/0 в части слов "при исчислении платы за незаконную вырубку, повреждение или уничтожение зеленых насаждений" и пункт 3.2 Методики в части слов "и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением".
В остальной части, с учетом вышеприведенной правовой позиции, судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции о том, что Методика не входит в противоречие с нормами, имеющими большую юридическую силу, и прав административного истца не нарушает, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 11 мая 2023 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Сучкова "данные изъяты" о признании недействующими преамбулы и пункта 3.2 Методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N04/05 отменить и принять в этой части новое решение.
Признать недействующими с момента вынесения настоящего апелляционного определения преамбулу в части слов "при исчислении платы за незаконную вырубку, повреждение или уничтожение зеленых насаждений" и пункт 3.2 Методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23 декабря 2020 года N04/05 в части слов "и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением".
В остальной части решение Московского областного суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сучкова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.