Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства труда и социального развития Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 13 ноября 2023 года, на решение Северского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Черных И.В. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказ включении в список лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании права на обеспечение жилых помещений, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, оставшихся категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя административного истца Черных И.В. - Головченко Ю.В. судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Черных И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказ включении в список лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании права на обеспечение жилых помещений, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, оставшихся категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2022 года административные исковые требования Черных И.В. удовлетворены.
Судом признан незаконным отказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края N 585-жс от 8 апреля 2022 года об отказе во включении Черных И.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Судом признано за Черных И.В. право на обеспечение жилым помещением.
Суд обязал Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить Черных И.В. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 августа 2023 года решение Северского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности Кравченко И.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Также от представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности Запорожец В.К. поступило о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие представитель Черных И.В. по доверенности Головченко Ю.В, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Черных И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в станице Нововеличковской Динского района Краснодарского края, в свидетельстве о рождении серии VII-AГ N 84238 от 6 февраля 1987 года родителями записаны: мать - Черных З.А, отец - Черных В.И.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 28 января 1987 года Черных З.А, Черных В.И. лишены родительских прав в отношении административного истца. Черных В.И. был передан в Афипский детский дом, в котором находился с 1987 года, Черных В.И. родителей не видел, сведениями о них не располагал.
Из материалов дела следует, что Черных В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Согласно материалам дела, с 1990 года по 2000 год Черных В.И. воспитывался в Медведовском детском доме. В 2000 году поступил в Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, отучившись 1 год, взял академический отпуск, призван для прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации. После увольнения со службы Черных В.И. на обучение в Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма не вернулся, поскольку не имел место для проживания и средств на существование. Черных В.И. проживал по месту работы.
Из материалов дела следует, что Черных В.И. не имеет в собственности жилые помещения, что подтверждается справкой начальника отдела ГБУ Краснодарского края Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Северскому району и уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 6 мая 2022 года.
Вместе с тем, административный истец не является арендатором жилых помещений и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Северский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в административных границах муниципального образования Северский район, представленных для строительства жилых домов.
Согласно материалам дела, Черных В.И. в 2021 году обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о включении его в список лиц подлежащих обеспечении жилым помещением.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края N585-жс от 8 апреля 2022 года административному истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на дату подачи заявления о включении в список Черных В.И. достиг возраста 23 лет, а также отсутствует место жительства на территории Краснодарского края, вступившее в силу решения суда об установлении факта проживания гражданина по соответствующему адресу, о признании права на обеспечение жилым помещением, а также копия документа соответствующей организации, осуществляющей техническую инвентаризацию, содержащего сведения о правах на недвижимое имущество Черных В.И.
Как следует из Обзора практики рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись: - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что, не смотря на то обстоятельство, что Черных И.В. обратилась с заявлением о включении в список по достижении его 23 летнего возраста, он подлежал включению в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку имелось бездействие органов опеки и попечительства по своевременной постановке на учет в список лиц, имеющих льготы при предоставлении жилых помещений.
Удовлетворяя административные исковые требования Черных И.В, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1, пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 9 статьи 1 Федерального закона N 15 от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без родителей", Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" указал, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа во включении Черных И.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суды дали надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 22 января 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.