Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу Солодченко В.С. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года по административному делу по административному иску Волкодава М.А, Максаевой Т.П, Свещинского Д.Л, Магаз А.К, Берегового А. В, Береговой О.А, Яроменко С.Ф, Яроменко С.Е, Нагайчук В.М, Нагайчук Ю.В, Варченко Ю.А, Николенко Д.Н, Хомицевич Е.А, Буденко Т.Л, Гриценко Г.Ю, Киржатских С.С, Прилепской Я.А, Гринько Н.Н, Гореликова А.А, Жданкович А.Б, Гридиной О.Ю, Ревенко А.В, Гридина И.В, Некрасова В.В, Галактионовой ю.в, Дегтяренко И.Н, Малай Е.Л, Попова С.В, Николенко И.А, Демченко Г.М, Тюгаевой М.А, Соловьевой С.В, Мильчевич О.А, Яроменко Н.С. к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании постановлений.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волкодав М.А. обратился в Первомайский районный суд г. Краснодар с административным исковым заявлением о признании незаконными:
- постановления заместителя главы муниципального образования город Краснодар Зименко Е.В. от 9 августа 2018 года N о согласовании перепланировки нежилых помещений N 2, 3, 9, 10, 79, 81, 82, 85, 86, 88, 13, 14, 20, 21, 68, 70, 71, 74, 24, 52, 31, 32, 57, 59, 60, 63, 65, 35, 36, 42, 43, 48, 50, 52, 55 семнадцатого этажа в доме по "адрес" (далее - спорный дом), в части согласования организации оконных проемов в фасадах и приемке данных работ;
- решений о согласовании перепланировок и переустройств помещений 17 этажа в спорном доме, актов межведомственной комиссии администрации муниципального образования г. Краснодар по использованию жилищного фонда в части согласования организации оконных проемов в фасадах и приемки данных работ;
- актов МВК от 14 июня 2018 года N от 9 октября 2018 года N, которыми приняты работы по перепланировке и переустройству нежилых помещений N 2, 3, 9, 10, 79, 81, 82, 85, 86, 88, 13, 14, 20, 21, 68, 70, 71, 74, 24, 52, 31, 32, 57, 59, 60, 63, 65, 35, 36, 42, 43, 48, 50, 52, 55 семнадцатого этажа в спорном доме;
- актов МВК от 29 января 2019 года N, которыми приняты работы по перепланировке и переустройству помещений N 52, 52/153, 82, 82/1, 82/2, 84, 71, 71/1, 71/2, 71/3, 73, 20, 20/1, 21, 21/1, 22, 67, 68/1, 12, 13, 13/1, 14, 14/1, 9, 9/1, 10, 10/1, 11, 78, 79, 79/1, 60, 60/1, 60/2, 62, 23, 24, 24/1, 25, 25/1, 42, 42/1, 43, 43/1, 44, 34, 35, 35/1, 36, 36/1, 31, 31/1, 32, 33, 56, 57, 57/1, 2, 2/1, 3, 3/1, 50, 50/1, 50/2, 51, 4848/1, 48/2 (решение о согласовании перепланировки от 5 февраля 2019 года) семнадцатого этажа в спорном доме;
- актов МВК от 7 февраля 2019 года N которыми приняты работы по перепланировке и переустройству помещений N 58, 59, 59/1, 59/2, 74, 74/1, 74/2, 75, 69, 70, 70/1, 70/2, 85, 85/1, 85/2, 86, 86/1, 6, 63/1, 63/2, 64, 80, 21, 81/1, 81/2, решение о перепланировке МВК от 21 февраля 2019 года семнадцатого этажа в спорном доме.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 сентября 2019 года к участию в деле в качестве соистцов были привлечены Максаева Т. П, Свещинский Д.Л, Магаз А. К, Береговой А.В, Береговая О.А, Яроменко С.Ф, Яроменко С.Е, Нагайчук В.М, Нагайчук Ю.В, Варченко Ю.А, Николенко Д.Н, Хомицевич Е.А, Буденко Т.Л, Гриценко Г.Ю, Киржатских С.С.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 23 октября 2019 года к участию в деле в качестве соистцов были также привлечены Прилепская Я.А, Гринько Н.Н, Гореликов А.А, Жданкович А.Б, Гридина О.Ю, Ревенко А.В, Гридин И.В, Некрасов В.В.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции административные исковые требования были дополнены, административные истцы также просили признать незаконными:
- акт межведомственной комиссии администрации муниципального образования г. Краснодар по использованию жилищного фонда (МВК) от 14 июня 2018 года N N о согласовании перепланировок нежилых помещений N 1, 2, 3, 9, 10, 11, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 88, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 34, 35, 36, 42, 43, 44, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 23, 24, 25, 31, 32, 33, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65 семнадцатого этажа спорного многоквартирного дома;
- постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 9 августа 2018 года N "О согласовании перепланировки нежилых помещений N 2, 3, 9, 10, 79, 81, 82, 85, 86, 88, 13, 14, 20, 21, 68, 70, 71, 74, 24, 25, 31, 32, 57, 59, 60, 63, 65, 35, 36, 42, 43, 48, 50, 52, 55 семнадцатого этажа в доме N 33 по ул. Промышленной в Центральном внутригородском округе г. Краснодара";
- акты МВК от 9 октября 2018 года о приемке работ по перепланировке и переустройству нежилых помещений семнадцатого этажа в спорном доме: акт МВК N в отношении нежилых помещений N 69, 70, 70/1, 70/2, акт МВК N 3019-03/Ц в отношении нежилых помещений N 58, 59, 59/1, 59/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 74, 74/1, 74/2, 75, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 31, 31/1, 32, 32/1, 33, 56, 57, 57/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 20, 20/1, 21, 21/1, 22, 67, 68, 68/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 80, 81, 81/1, 81/2, акт МВК NЦ в отношении нежилых помещений N 63, 63/1, 63/2, 64, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 34, 35 35/1, 36, 36/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 1, 2, 2/1, 3, 3/1, акт МВК N 3027-03/Ц в отношении нежилых помещений N 60, 60/1, 60/2, 62, акт МВК N 3028-03/Ц в отношении нежилых помещений N 71, 71/1, 71/2, 73, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 12, 13, 13/1, 14, 14/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 9, 9/1, 10, 10/1, 11, 78, 79, 79/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 85, 85/1, 85/2, 86, 86/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 82, 82/1, 82/2, 84, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 23, 24, 24/1, 25, 25/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 52, 52/1, 52/2, 53, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 50, 50/1, 50/2, 51, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 48, 48/1, 48/2, акт МВК N 3046-02/Ц в отношении нежилых помещений N 42, 42/1, 43, 43/1, 44;
- акты МВК от 29 января 2019 года о согласовании перепланировок и переустройств нежилых помещений семнадцатого этажа спорного многоквартирного дома: акт МВК N в отношении нежилых помещений N 31, 31/1, 32, 32/1, 33, 56, 57, 57/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 12, 13, 13/1, 14, 14/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 9, 9/1, 10, 10/1, 11, 78, 79, 79/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 60, 60/1, 60/2, 62, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 23, 24, 24/1, 25, 25/1, акт МВК N/Ц в отношении нежилых помещений N 82, 82/1, 82/2, 84, акт МВК N 216-02/Ц в отношении нежилых помещений N 71, 71/1, 71/2, 73, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 20, 20/1, 21, 21/1, 22, 67, 68, 68/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N (информация об акте отсутствует), акт МВК N в отношении нежилых помещений N 42, 42/1, 43, 43/1, 44, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 50, 50/1, 50/2, 51, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 48, 48/1, 48/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 52, 52/1, 52/2, 53, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 34, 35, 35/1, 36, 36/1, акт МВК NЦ в отношении нежилых помещений N 1, 2, 2/1, 3, 3/1, - решения администрации муниципального образования г..Краснодар от 5 февраля 2019 года о согласовании перепланировок и переустройств нежилых помещений семнадцатого этажа в спорном доме: N в отношении нежилых помещений N 71, 71/1, 71/2, 73, N в отношении нежилых помещений N 52, 52/1, 52/2, 53, N в отношении нежилых помещений N 60, 60/1, 60/2, 62, N в отношении нежилых помещений N 31, 31/1, 32, 32/1, 33, 56, 57, 57/1, N в отношении нежилых помещений N 23, 24, 24/1, 25, 25/1, N в отношении нежилых помещений N 20, 20/1, 21, 21/1, 22, 67, 68, 68/1, N в отношении нежилых помещений N 12, 13, 13/1, 14, 14/1, N в отношении нежилых помещений N 9, 9/1, 10, 10/1, 11, 78, 79, 79/1, N в отношении нежилых помещений N 1, 2, 2/1, 3, 3/1, N в отношении нежилых помещений N 50, 50/1, 50/2, 51, N в отношении нежилых помещений N 48, 48/1,
48/2, N в отношении нежилых помещений N 42, 42/1, 43, 43/1, 44, N в отношении нежилых помещений N 34, 35, 35/1, 36, 36/1, N в отношении нежилых помещений N 82, 82/1, 82/2, 84, - акты МВК от 7 февраля 2019 года о согласовании перепланировок и переустройств нежилых помещений семнадцатого этажа в спорном доме:
акт МВК N в отношении нежилых помещений N 69, 70, 70/1, 70/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 80, 81, 81/1, 81/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 74, 74/1, 74/2, 75, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 58, 59, 59/1, 59/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 63, 63/1, 63/2, 64, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 85, 85/1, 85/2, 86, 86/1, - решение администрации муниципального образования г..Краснодар от 21 февраля 2019 года о согласовании перепланировок и переустройств нежилых помещений семнадцатого этажа в спорном многоквартирном доме: N в отношении нежилых помещений N 69, 70, 70/1, 70/2, N 298/04 МФУ в отношении нежилых помещений N 80, 81, 81/1, 81/2, N в отношении нежилых помещений N 74, 74/1, 74/2, 75, N в отношении нежилых помещений N 85, 85/1, 85/2, 86, 86/1, N N в отношении нежилых помещений N 63, 63/1, 63/2, 64, N 303/04 МФУ в отношении нежилых помещений N 58, 59, 59/1, 59/2, - акты МВК от 18 апреля 2019 года о приемке работ по перепланировке и переустройству нежилых помещений семнадцатого этажа спорного многоквартирного дома: акт МВК N в отношении нежилых помещений N 34, 34/1, 35, 35/1, 36, 36/1, 36/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 69, 69/1, 69/2, 70, 70/1, 70/2, 70/3, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 63, 63/1, 63/2, 63/3, 64, 64/1, 64/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 23, 23/1, 23/2, 23/3, 24, 24/1, 25, 25/1, 25/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 1, 1/1, 1/2, 1/3, 2, 2/1, 3, 3/1, 3/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 85, 85/1, 85/2, 85/3, 86, 86/1, 86/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 31, 31/1, 31/2, 32, 32/1, 33, 33/1, 33/2, 33/3, 56, 56/1, 57, 57/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 20, 20/1, 20/2, 21, 21/1, 22, 22/1, 22/2, 22/3, 67, 67/1, 68, 68/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 80, 80/1, 80/2, 81, 81/1, 81/2, 81/3, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 58, 58/1, 58/2, 59, 59/1, 59/2, 59/3, акт МВК N в отношении нежилых помещений N
71, 71/1, 71/2, 71/3, 73, 73/1, 73/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 9, 9/1, 9/2, 10, 10/1, 11, 11/1, 11/2, 11/3, 78, 78/1, 79, 79/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 12, 12/1, 12/2, 12/3, 13, 13/1, 14, 14/1, 14/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 42, 42/1, 42/2, 43, 43/1, 44, 44/1, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 74, 74/1, 74/2, 74/3, 75, 75/1, 75/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 60, 60/1, 60/2, 60/3, 62, 62/1, 62/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 82, 82/1, 82/2, 82/3, 84, 84/1, 84/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N 50, 50/1, 50/2, 50/3, 51, 51/1, 51/2, акт МВК N в отношении нежилых помещений N (акт не предоставлен), акт МВК N в отношении нежилых помещений N 52, 52/1, 52/2, 52/3, 53, 53/2, 53/3.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 декабря 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 декабря 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 ноября 2023 года, Солодченко В.С. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года. Заявитель ссылается на то, что обжалуемым судебным актом признаны незаконными решения органа власти, которые принимались в отношении его объекта с кадастровым номером "данные изъяты" (пом. 31, 31/1, 32, 32/1, 33, 56, 57, 57/1), чем затронуты права подателя жалобы, не привлеченного к участию в деле. Считает, что выводы суда апелляционной инстанции не мотивированны.
Определением судьи от 12 декабря 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы Свещинский Д.Л. выражает несогласие с доводами жалобы, указав на злоупотребление правом со стороны Солодченко В.С.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, объяснения представителя ТСЖ "Покровское" Свещинского Д.Л. и его представителя Лень М.С, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, представителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края Пичурину Т.И, оставившую решение по делу на усмотрение суда, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что административное исковое заявление об оспаривании решений органа местного самоуправления от 3 июля 2019 года, 5 июля 2019 года, 17 июля 2019 года поступило в Первомайский районный суд г. Краснодара согласно отметке 18 октября 2019 года, т. е. по истечении трехмесячного срока на обращение в суд, установленного статьей 219 КАС РФ.
Между тем, поскольку оспариваемые решения были получены административными истцами 25 декабря 2019 года, в предоставлении оспариваемых решений до возбуждении дела в суде им было отказано, о чем имеется письмо от 20 августа 2019 года, суд первой инстанции пришел к выводу о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска в суд в целях соблюдения прав на судебную защиту граждан.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился, признав законными и обоснованными.
При рассмотрении административного дела по существу установлено, заинтересованными лицами: Любарцевым А.А, Мирским А.Ю, Самохваловой Н.И, Сапоновой Н.И, которым принадлежат помещения 17-го этажа спорного многоквартирного жилого дома была проведена реконструкция фасада данного 17-го этажа в части расширения оконных проемов за счет демонтажа части кирпичной кладки фасада.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом "данные изъяты" от 19 марта 2019 года.
Постановлением заместителя главы муниципального образования город Краснодар Зименко Е.В. от 9 августа 2018 года N 3349, изданным в том числе на основании акта МВК от 14 июня 2018 года N 1525-02/Ц, принято решение о согласовании перепланировки нежилых помещений N 2, 3, 9, 10, 79, 81, 82, 85, 86, 88, 13, 14, 20, 21, 68, 70, 71, 74, 24, 52, 31, 32, 57, 59, 60, 63, 65, 35, 36, 42, 43, 48, 50, 52, 55 17-го этажа в спорном доме.
Актами межведомственной комиссии администрации муниципального образования г. Краснодар по использованию жилищного фонда от 9 октября 2018 года N N приняты работы по перепланировке вышеуказанных нежилых помещений 17-го этажа в указанном доме.
Кроме того, актами МВК от 29 января 2019 года N приняты работы по перепланировке и переустройству помещений N 52, 52/153, 82, 82/1, 82/2, 84, 71, 71/1, 71/2, 71/3, 73, 20, 20/1, 21, 21/1, 22, 67, 68/1, 12, 13, 13/1, 14, 14/1, 9, 9/1, 10, 10/1, 11, 78, 79, 79/1, 60, 60/1, 60/2, 62, 23, 24, 24/1, 25, 25/1, 42, 42/1, 43, 43/1, 44, 34, 35, 35/1, 36, 36/1, 31, 31/1, 32, 33, 56, 57, 57/1, 2, 2/1, 3, 3/1, 50, 50/1, 50/2, 51, 4848/1, 48/2 (решение о согласовании перепланировки от 5 февраля 2019 года).
Актами МВК от 7 февраля 2019 года N приняты работы по перепланировке и переустройству помещений N 58, 59, 59/1, 59/2, 74, 74/1, 74/2, 75, 69, 70, 70/1, 70/2, 85, 85/1, 85/2, 86, 86/1, 6, 63/1, 63/2, 64, 80, 21, 81/1, 81/2, решение о перепланировке МВК от 21 февраля 2019 года.
В соответствии с положениями статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
При этом пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно статье 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
На основании части 1 статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
На территории Краснодарского края отношения, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке эксплуатируемых нежилых помещений независимо от их форм собственности между заявителем и управляющей или обслуживающей организацией, органом местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, права и законные интересы которых затрагиваются в процессе переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений регулируется Законом Краснодарского края от 15 июля 2005 года N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 896-КЗ), согласно статье 5 которого к полномочиям органов местного самоуправления в Краснодарском крае в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке нежилых помещений, относятся: принятие решений о согласовании или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений; создание и организация деятельности межведомственных комиссий; прием завершенного переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений.
На основании пункта 5 статьи 48 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года N 11 п.6, администрация муниципального образования город Краснодар в области жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения согласовывает переустройство и перепланировку помещений в многоквартирном доме.
Статьей 7 Закона N 896-КЗ определены документы, которые должны быть предоставлены заявителем для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, при этом частью 3 указанной статьи предусмотрено, что если переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к нему части общего имущества в жилом доме, заявителем должно быть представлено письменное согласие всех собственников помещений в жилом доме.
Аналогичные требования к проведению реконструкции, переустройству и (или) перепланировки содержатся в статье 40 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 Порядка принятия решений администрации муниципального образования город Краснодар о приеме (об отказе в приеме) завершенного переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 12 августа 2010 года N 6099 (приложение N 9), завершение переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения подтверждается актом межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда о приеме (об отказе в приеме) завершенного переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения.
В силу статьи 8 Закона N 896-КЗ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения допускается в случаях непредставления заявителем документов, определенных частями 2 и 3 статьи 7 названного Закона.
Подпунктом "В" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включены ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения как общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что административными истцами не приведено доказательств того, что оспариваемые решения административного ответчика направлены на согласование реконструкции принадлежащих заинтересованным лицам нежилых помещений без согласия всех собственников помещений МКД, без разрешения на реконструкцию фасада МКД и без экспертизы проектов такой реконструкции, под видом перепланировки.
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда с такими выводами не согласилась исходя из следующего.
Частью 3 статьи 36 ЖК РФ установлено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома, к которому относится организация оконных проемов в фасадах.
В соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое согласно статье 44.1 ЖК РФ проводится в форме голосования. При этом статьей 46 ЖК РФ установлено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, судебной коллегией принято во внимание, что в материалы дела не представлены сведения о наличии согласия всех жильцов многоквартирного дома, в то время как согласие всех собственников многоквартирного дома обязательно требуется, поскольку выполненные работы могут касаться общего имущества в многоквартирном доме.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара по делу была назначена строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с выводами экспертного заключения от 14 сентября 2022 года N "данные изъяты" в результате перепланировки и переустройства нежилых помещений 17-го этажа спорного дома уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме или присоединение к перепланируемому и переустроенному помещению части общего имущества в указанном многоквартирном доме не произошло.
Экспертом указано, что согласно материалам дела, а именно проектной документации "данные изъяты" (Архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар) было выявлено соответствие плана кровли здания, расположенного по адресу: "адрес". Согласно материалам дела, а именно проектной документации "данные изъяты" (Архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар) было выявлено соответствие несущих и ограждающих конструкций на уровне 17-го этажа спорного дома. Согласно рабочему проекту "данные изъяты" было установлено несоответствие несущих и ограждающих конструкций на уровне 17-го этажа данного здания, выраженные в следующем: не соответствующие ограждающие конструкции здания фактическим параметрам; высота помещений согласно рабочему проекту "данные изъяты" составляет 1, 8 м при фактической 2, 95 м; - лифтовые шахты не имеют выхода на 17 этаж, фактически выход из лифтовых шахт имеется на 17 этаж. Выявленные несоответствия фактического состояния здания на уровне 17-го этажа, расположенного по адресу: "адрес", рабочему проекту "данные изъяты" изменяют объемно-планировочные решения по высоте и в горизонтальном разрезе (размерами плана этажа).
Отвечая на вопрос расхода тепла на отопление 17-го этажа, эксперт указал, что информация, предоставленная на электронном носителе в разделах "данные изъяты" "Архитектурные решения", "данные изъяты" "Отопление и вентиляция", "данные изъяты" "Водоснабжение и канализация", "данные изъяты" "Электроснабжение" не позволяет достоверно оценить расход тепла на отопление технического (17-го) этажа, предоставление жилищных и коммунальных услуг и/или коммунальных ресурсов на техническом (17-ом) этаже, ввиду несоответствия данным, полученным в результате экспертного осмотра.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции к выводам, указанным в экспертом заключении, отнеслась критически, поскольку вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 августа 2020 года, которым удовлетворен административный иск жильцов спорного многоквартирного дома к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными актов МВК по использованию жилищного фонда и признании незаконными постановлений администрации муниципального образования город Краснодар о переводе нежилых помещений 17-го этажа в жилые, установлено, что по периметру 17-го этажа, предполагаемого как технический, были проложены общедомовые трубопроводы внутридомовой системы отопления МКД, обслуживающие более одного помещения в доме, следовательно, данный этаж является объектом общего имущества собственников помещения МКД.
В соответствии с Проектной документацией разделом "Отопление и вентиляция" Рабочего проекта "данные изъяты" от 2006 года помещение технического этажа предназначено для обслуживания всего многоквартирного дома, по нему проходят инженерные системы, предназначенные для обслуживания всего МКД, магистральный трубопровод теплоносителя проходит по техническому этажу. Однако впоследствии заинтересованными лицами было произведено изменение конфигурации этой системы (установка трубопроводов по всей длине коридора 17 этажа под потолком), что не соответствует рабочему проекту N, выполненному "данные изъяты" в 2006 году, была осуществлена врезка в общедомовые системы коммуникаций центрального отопления.
При этом факт незаконного переноса системы отопления установлен вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 29 октября 2019 года, которым на администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность принять меры в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 29 ЖК РФ, в отношении собственников помещений 17 этажа спорного дома в части приведения системы отопления в соответствие с рабочим проектом "данные изъяты", выполненным "данные изъяты" в 2006 году.
Более того, при рассмотрении указанного дела судом установлено, что вместо 16-ти этажного дома с техническим этажом высотой 1, 8 м возведен 17-ти этажный дом (высота 17-го этажа 2, 75 м), с расположением на 17-м этаже нежилых помещений, что не соответствует проектной, разрешительной документации, поскольку изменения в части этажности и состава помещений дома в разрешение на строительство и в проект не вносились, что следует в том числе, из справки по результатам проверки доводов по обращению Волкодава М.А, проведенной совместно прокуратурой г. Краснодара, Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края и МВК, а также из письма Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
Принимая во внимание изложенное, исходя из положений части 2 статьи 64 КАС РФ и учитывая, что акты МВК по использованию жилищного фонда и постановления администрации муниципального образования город Краснодар о переводе оспариваемых нежилых помещений 17-го этажа в жилые признаны незаконными, при этом порядок перевода из нежилых помещений 17-го этажа спорного многоквартирного дома в жилые помещения с изменением назначения отдельных помещений на жилые также нарушен и не соответствует нормам жилищного и градостроительного законодательства, а в материалах дела отсутствуют сведения о наличии согласия всех жильцов многоквартирного дома в части согласования организации оконных проемов в фасадах и приемке данных работ на спорные помещения, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований административных истцов и удовлетворении административного иска в полном объеме.
Фактически доводы кассационной жалобы свидетельствуют о злоупотреблении Солодченко В.С. процессуальным правом, поскольку из материалов дела видно, что судом к участию в деле была привлечена Сапонова Н.И, за которой, в том числе была зарегистрирована запись о праве собственности на нежилые помещения 17-го этажа спорного дома, и которая в ходе рассмотрения дела передала право собственности подателю кассационной жалобы - Солодченко В.С. При этом последний не обращался в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве. Представитель Сапоновой Н.И. при этом участвовал практически во всех судебных заседаниях
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Солодченко В.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.