Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.Н. Мартыновой, Ф.Г. Руденко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромеева Константина Юрьевича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании включить периоды работы в страховой стаж и стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, установить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Костромеева Константина Юрьевича на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 февраля 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Истец Костромеев К.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области) в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; о возложении обязанности включить в специальный стаж период обучения в СПТУ N34 г. Шахты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 год и приравнять его к работе по специальности подземный электрослесарь 4 разряда с полным рабочим днем под землей, учитываемой для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", включить в трудовой -страховой стаж период военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном - двойном размере (4 года 8 дней) и приравнять его к работе по специальности подземный электрослесарь 4 разряда с полным рабочим днем под землей, учитываемой для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить страховую пенсию по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 07.07.2022; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Решением Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 07 февраля 2023 года исковые требования Костромеева К.Ю. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 июня 2023 года решение Кировского районного суда города Ростова-на Дону от 07 февраля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Костромеева К.Ю. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Костромеев К.Ю. просит отменить судебные постановления в связи с тем, что они являются незаконными, необоснованными, судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на необоснованные выводы судов об отсутствии правовых оснований для включения в его страховой стаж периода обучения в СПТУ N34 г. Шахты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном (двойном) размере (4 года 8 дней). Считает, что судами при вынесении обжалуемых судебных актов не учтены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также неправильно применены нормы пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N, в части приравнивания к работе, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, обучения в СПТУ N34 г.Шахты и службы по призыву в Советской Армии.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ Костромеев К.Ю. обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением N ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности работы по Списку N1. Продолжительность документально подтвержденного стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку N, составила 4 года 5 месяцев 23 дня, при требуемой продолжительности - 8 лет.
Пенсионным органом указано, что стаж работы Костромеева К.Ю. на железнодорожном транспорте (с учетом суммирования к нему работ по Списку N) составляет 30 лет, что дает истцу право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижению возраста 55 лет (ДД.ММ.ГГГГ).
Из содержания указанного решения следует, что в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным органом были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подземного электрослесаря шахты "Юбилейная" производственного управления "Рудоуправление", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря Шахтинского шахтопроходческого управления комбината "Ростовшахтострой", период военной службы по призыву в Советской Армии приравнен к работе по Списку N1 в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 1 месяц 5 дней.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в период действия постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 N590, которым предусмотрено включение периода учебы и службы в Советской Армии в подсчет специального стажа, льготные пенсии назначались по Списку N года, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, то при включении периода обучения и службы в Советской Армии принимается во внимание только тот стаж, который исчислен по данному Списку N1, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, который у истца согласно материалам дела составил 1 год 1 месяц 5 дней, и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Ростовский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права и указал, что доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж, соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно положениям части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 для учета периодов работы, имевших место после 1 января 1992 года.
Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года применяется Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготном размере, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173.
Согласно абзацу 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпунктов "а", "б" и "в" пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Судебная коллегия также полностью соглашается с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций об отказе Костромееву К.Ю. в удовлетворении исковых требований о включения в специальный стаж периода службы в рядах вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам в указанной части судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора в указанной части, судами не допущено.
В кассационной жалобе Костромеев К.Ю. настаивает на возможности включения в специальный стаж по Списку N1 периода службы в армии в двойном размере. Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на субъективном, неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Заявитель ошибочно полагает, что период военной службы по призыву подлежит включению в специальный стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в двойном размере на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункта 7 статьи 94 Закона Российской Федерации от 21.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ).
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1), действовавшего в период с 01 января 1992 года по 01 января 2002 года, служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1, при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: военная служба по призыву - в двойном размере.
Вместе с тем, в силу действовавшего в период прохождения истцом службы по призыву правового регулирования, подсчет стажа на соответствующих видах работ должен производиться с применением положений Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590, согласно которым военная служба по призыву приравнена к специальному трудовому стажу, подлежит учету в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях.
Руководствуясь приведенными нормами права, в полном объеме установив все юридически значимые обстоятельства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для включения периода службы Костромеева К.Ю. в армии по призыву в специальный стаж по Списку N1 в льготном исчислении, согласившись с решением пенсионного органа об учете данного периода в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях. Вопреки ошибочному мнению заявителя, включение службы в армии по призыву в двойном размере в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действовавшим в период прохождения им службы в армии по призыву до ДД.ММ.ГГГГ и действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено.
Доводы кассационной жалобы о том, что в нарушение пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" спорный период военной службы по призыву необоснованно не включен в специальный стаж в льготном исчислении, что влияет на определение продолжительности стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права, верно примененных судами при разрешении спора.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Вопреки ошибочному мнению заявителя, указанные положения закона не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный стаж при установлении досрочной страховой пенсии по старости. Из анализа положений абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа и стажа государственной службы государственного служащего.
Федеральный закон от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в период прохождения истцом службы в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ еще принят не был, в тот период действовал Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 1 октября 1967 года, который предусматривал календарное исчисление периодов срочной службы при зачете их в стаж работы по специальности. Статья 78 названного закона, на которую ссылается заявитель в кассационной жалобе, не предусматривает льготное исчисление периода военной службы по призыву при включении его в стаж работы по профессии.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Костромеев К.Ю. в исковом заявлении, а также в апелляционной и кассационных жалобах ссылается на необходимость применения для оценки его пенсионных прав законодательства, действовавшего в период прохождения им службы в армии по призыву. Как было указано выше в период военной службы Костромеева К.Ю. действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N590, которое предусматривало, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР мог быть включен в общий стаж работы, а также при определенных условиях - в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако не предусматривало возможности льготного исчисления указанного периода.
Поскольку ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР, ни пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах в льготном исчислении не предусмотрено, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для включения периода службы Костромеева К.Ю. в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один день службы за два дня работы.
Проверяя довод кассационной жалобы о незаконном исключении из подсчета специального стажа периода обучения в СПТУN37, судебная коллегия пришла к выводу о том, что в указанной части доводы истца заслуживают внимания.
Подпунктом "з" пункта 109 постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N590 было предусмотрено включение в специальный стаж периодов обучения в профессионально-технических училищах.
Согласно подпункту "к" пункта 109 в специальный стаж засчитывалась служба в рядах Советской Армии СССР.
При назначении пенсии на льготных условиях, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием данного периода.
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к"), а также приравнивать учебу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в подпункте "з", к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.
При этом, согласно абзацу 5 пункта 109 постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах, работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Суд первой и апелляционной инстанций отказали истцу в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода учебы истца в СПТУN34 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что пенсионный фонд уже включил в специальный стаж данный период, однако материалами дела это не подтверждено, напротив, из расчета специального стажа, выполненного ответчиком, следует, что в специальный стаж период учебы в СПТУN37 не вошел.
В связи с этим судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение в части оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода учебы в СПТУ N37 принято преждевременно, при неполно исследованных доказательствах.
Остальные доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлениях, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в остальной части оснований для отмены или изменения, состоявшихся по делу судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 июня 2023 года отменить в части оставления без изменения решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 февраля 2023 года об отказе в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода учебы в СПТУ N37.
В указанной части направить дело на новое рассмотрение в Ростовский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 июня 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.Н. Мартынова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.