Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моцарь С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, поступившей с делом 13 ноября 2023 года, на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 7 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Моцарь С.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что 18 января 2023 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
19 апреля 2023 года ответчиком принято решение об отказе в установлении ей досрочного пенсионного обеспечения в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.
При определении права на досрочное пенсионное обеспечение пенсионным органом в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не были включены периоды работы истца:
- с 8 мая 1984 года по 11 ноября 1986 года и с 7 августа 1990 года по 14 сентября 1993 года - работа в Черноморском потребительском обществе; с 15 сентября 1993 года по 1 июля 1996 года - работа по контракту в Черноморском филиале ПТУ N 48; с 6 августа 1997 года по 31 мая 2005 года и с 13 июня 2005 года по 9 сентября 2005 года - работа в ОАО "Черноморское ремонтно-строительное предприятие"; с 12 сентября 2005 года по 30 октября 2006 года и с 31 октября 2006 года по 31 июля 2008 года - работа в отделе военного комиссариата Республики Крым по Черноморскому и Раздольненскому районам; с 1 августа 2000 года по 7 ноября 2012 года - работа в ООО "Виалс" по тем основаниям, что отсутствует информация, подтверждающая периоды не подлежащие включению в страховой стаж (нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от основной работы);
- с 21 мая 1988 года по 21 мая 1989 года, с 9 июля 1990 года по 6 августа 1990 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, поскольку включение таких периодов не предусмотрено частью 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ;
- с 2 июля 1996 года по 14 июля 1997 года - работа в Черноморской специализированной школе - интернате для умственно отсталых детей;
- с 20 июня 2017 года по 9 ноября 2020 года - работа в качестве индивидуального предпринимателя - без указания мотивов отказа.
Полагая такие действия ответчика ущемляющими ее пенсионные права, просила суд:
- признать незаконным и отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым N 22354/23 от 19 апреля 2023 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
- включить в страховой стаж периоды работы истца: с 8 мая 1984 года по 11 ноября 1986 года, с 7 августа 1990 года по 14 сентября 1993 года - работа в Черноморском потребительском обществе; с 15 сентября 1993 года по 1 июля 1996 года - работа по контракту в Черноморском филиале ПТУ N 48; с 6 августа 1997 года по 31 мая 2005 года и с 13 июня 2005 года по 9 сентября 2005 года - работа в ОАО "Черноморское ремонтно-строительное предприятие"; с 12 сентября 2005 года по 30 октября 2006 года и с 31 октября 2006 года по 31 июля 2008 года - работа в отделе военного комиссариата Республики Крым по Черноморскому и Раздольненскому районам; с 1 августа 2000 года по 7 ноября 2012 года - работа в ООО "Виалс"; с 21 мая 1988 года по 21 мая 1989 года, с 9 июля 1990 года по 6 августа 1990 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с 2 июля 1996 года по 14 июля 1997 года - работа в Черноморской специализированной школе - интернате для умственно отсталых детей; с 20 июня 2017 года по 9 ноября 2020 года - работа в качестве индивидуального предпринимателя;
- назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 18 января 2023 года, то есть с даты обращения за назначением пенсии.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 7 июля 2023 года исковые требования Моцарь С.В. удовлетворены: Суд постановил:признать незаконным и отменить решение N 22354/23 от 19 апреля 2023 года "Об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Моцарь С.В."; включить в страховой стаж периоды работы: с 8 мая 1984 года по 11 ноября 1986 года - работа в Черноморском районном потребительском обществе; с 7 августа 1990 года по 14 сентября 1993 года - работа в Черноморском районном потребительском обществе; с 15 сентября 1993 года по 1 июля 1996 года - работа по контракту в Черноморском филиале ПТУ N 48; с 6 августа 1997 года по 31 мая 2005 года, с 13 июня 2005 года по 9 сентября 2005 года - работа в ОАО "Черноморское ремонтно-строительное предприятие"; с 12 сентября 2005 года по 30 октября 2006 года, с 31 октября 2006 года по 31 июля 2008 года - работа в отделе военного комиссариата Республики Крым по Черноморскому и Раздольненскому районам; с 1 августа 2008 года по 7 ноября 2012 года - работа в ООО "Виалс"; с 2 июля 1996 года по 14 июля 1997 года в Черноморской специализированной школе интернат для умственно отсталых детей; с 21 мая 1988 года по 21 мая 1989 года, с 9 июля 1990 года по 6 августа 1990 года - нахождения в отпуске по уходу за ребенком; период занятия предпринимательской деятельностью с 20 июня 2017 года по 9 ноября 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости Моцарь С.В. с 18 января 2023 года, то есть с даты обращения за назначением пенсии; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу Моцарь С.В. госпошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 сентября 2023 года решение Черноморского районного суда Республики Крым от 7 июля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций, в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции принято решение об удовлетворении исковых требований Моцарь С.В. без исследования и анализа доказательств, подтверждающих периоды работы, не подлежащие включению в страховой стаж (нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от работы), а также период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, который не подлежит включению в страховой стаж в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Суд первой инстанции необоснованно распределил судебные расходы по настоящему делу, без соответствующего заявления истца, и взыскал с ответчика государственную пошлину.
Истец Моцарь С.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Моцарь С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 января 2023 года обратилась с заявлением в Отдел установления пенсий N 7 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"), а также с учетом положений Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии".
12 августа 2024 года истец достигнет возраста 58 лет. Для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" на 24 месяца ранее - 12 августа 2022 года требуется наличие продолжительности страхового стажа не менее 37 лет и наличие величины ИПК - не ниже 23, 4.
19 апреля 2023 года Отделом установления пенсий N 7 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым принято решение об отказе Моцарь С.В. в установлении досрочного пенсионного обеспечения ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа (37 лет).
По подсчетам пенсионного органа, общий стаж Моцарь С.В, необходимый для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 13 лет 17 месяцев 22 дня, ИПК - 32, 142. В страховой стаж не включены следующие периоды работы истца: с 1 сентября 1983 года по 11 апреля 1984 года - учеба в Крымском областном учебном комбинате УПК УСУ УССР, так как включение периода учебы в страховой стаж не предусмотрено частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"; с 8 мая 1984 года по 11 ноября 1986 года - работа в Черноморском районном потребительском обществе, так как отсутствует информация, подтверждающая периоды работы, не подлежащие включению в страховой стаж (нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от работы); с 21 мая 1988 года по 21 мая 1989 года с 9 июля 1990 года по 6 августа 1990 года - периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, так как включение периода ухода за ребенком в страховой стаж не предусмотрено частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"; с 7 августа 1990 года по 14 сентября 1993 года - работа в Черноморском районном потребительском обществе, так как отсутствует информация, подтверждающая периоды работы, не подлежащие включению в страховой стаж (нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от работы); с 15 сентября 1993 года по 1 июля 1996 года - работа по контракту в Черноморском филиале ПТУ N 48, так как отсутствует информация, подтверждающая периоды работы, не подлежащие включению в страховой стаж (нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от работы); с 5 июля 1996 года по 5 июля 1996 года, с 8 июля 1996 года по 9 июля 1996 года, с 11 июля 1996 года по 11 июля 1996 года, с 1 апреля 1997 года по 11 апреля 1997 года - отпуска без сохранения заработной платы; с 6 августа 1997 года по 31 мая 2005 года, с 13 июня 2005 года по 9 сентября 2005 года - работа в ОАО "Черноморское ремонтно-строительное
предприятие", так как отсутствует информация, подтверждающая периоды работы, не подлежащие включению в страховой стаж (нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от работы); с 12 сентября 2005 года по 30 октября 2006 года, с 31 октября 2006 года по 31 июля 2008 года - работа в отделе военного комиссариата Республики Крым по Черноморскому и Раздольненскому районам, так как отсутствует информация, подтверждающая периоды работы, не подлежащие включению в страховой стаж (нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от работы); с 1 августа 2008 года по 7 ноября 2012 года - работа в ООО "Виалс", так как отсутствует информация, подтверждающая периоды работы, не подлежащие включению в страховой стаж (нахождение в отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях от работы); с 24 февраля 2014 года по 24 февраля 2014 года - отпуск без сохранения заработной платы; с 21 февраля 2017 года по 22 февраля 2017 года, с 9 июня 2017 года по 9 июня 2017 года, с 31 июля 2017 года по 6 августа 2017 года - отпуск без сохранения заработной платы.
В трудовой книжке истца Моцарь С.В. имеются следующие записи о периодах работы: с 8 мая 1984 года по 11 ноября 1986 года и с 7 августа 1990 года по 14 сентября 1993 года в Черноморском потребительском обществе; с 15 сентября 1993 года по 1 июля 1996 года по контракту в Черноморском филиале ПТУ N 48; с 6 августа 1997 года по 31 мая 2005 года и с 13 июня 2005 года по 9 сентября 2005 года в ОАО "Черноморское ремонтно-строительное предприятие"; с 12 сентября 2005 года по 30 октября 2006 года и с 31 октября 2006 года по 31 июля 2008 года в отделе военного комиссариата Республике Крым по Черноморскому и Раздольненскому районам; с 1 августа 2000 года по 7 ноября 2012 года в аптеке ООО "Виалс"; с 5 декабря 2012 года по 20 января 2017 года в МБУ "Редакция газеты "Черноморские известия" МО Черноморский район Республики Крым.
Также в трудовой книжке имеется запись о работе истца с 2 июля 1996 года по 14 июля 1997 года в Черноморской специализированной школе интернате для умственно отсталых детей. Согласно решению ответчика данный период не был принят к учету в страховой стаж без указания мотивов.
В справке Черноморского районного потребительского общества от 12 января 2023 года указано, что Моцарь (Коростылева) С.В. работала: ревизором в Черноморском потребительском обществе с 8 мая 1984 года по 11 ноября 1986 года; с 7 августа 1990 года по 31 января 1992 года ревизором в Черноморском селькоопзаготпромторге (СКЗПТ); переводом из Черноморского потребительского общества ревизором с 1 февраля 1992 года по 14 сентября 1993 года. За время работы в декретном отпуске и учебном отпуске не находилась (л.д. 93).
В ответе ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым" от 3 апреля 2023 года следует, что Моцарь С.В. действительно работала в должности бухгалтера отдела военного комиссариата Республики Крым по Черноморскому и Раздольненскому районам, с 12 сентября 2005 года; 14 ноября 2005 года присвоен 15-й ранг государственного служащего; 30 октября 2006 года уволена переводом на должность специалиста 1-й категории; 31 октября 2006 года принята на должность специалиста 1-й категории с должностным окладом 400 грн.; работнику ЗСУ Моцарь С.В, специалисту 1-й категории, присвоен 14 ранг, как имеющей двухлетний стаж государственной службы с 12 ноября 2005 года по 12 ноября 2007 года; 31 июля 2008 года уволена с работы по собственному желанию статья 38 КЗиП Украины (л.д. 103).
В справке о заработной плате Моцарь С.В. по Черноморскому районному потребительскому обществу от 25 января 2023 года приведена заработная плата истца за период с августа 1990 года по март 1992 года, в общей сумме 25 694 рубля 57 копеек. На все выплаты начислены страховые взносы в Пенсионный фонд. В аналогичных справках от 25 января 2023 года приведена заработная плата истца за период с декабря 1992 года по сентябрь 1993 года в общей сумме 467 444 карбованца 00 копеек; за период с апреля 1992 года по ноябрь 1992 года в сумме 61 785 купонов 69 копеек. На все выплаты начислены страховые взносы в Пенсионный фонд (л.д. 114-116).
В архивной справке архивного сектора (муниципальный архив) администрации Черноморского района Республики Крым от 28 сентября 2021 года отражены следующие сведения в отношении истца. Моцарь С.В. принята на работу с 6 августа 1997 года бухгалтером АТП на основании приказа по ОАО "Черноморское ремонтно-транспортное предприятие" от 6 августа 1997 года; с 15 июня 2003 года переведена с ее согласия на должность главного экономиста, с окладом согласно штатному расписанию (225 грн.), одновременно производить доплату за совмещение должности бухгалтера в размере 30% от ее основного оклада (так по тексту приказа) на основании приказа от 14 июля 2003 года. Приказы по личному составу ОАО "Черноморское ремонтно-транспортное предприятие" за 2005 года на хранение в архивный сектор (муниципальный архив) администрации Черноморского района Республики Крым не поступали. В документах объединенного архивного фонда ликвидированных ОАО в лицевых счетах о заработной плате ОАО "Черноморское ремонтно-транспортное предприятие" имеются ведения о заработной плате Моцарь С.В, 12 августа 1966 года рождения, с августа 1997 года по май 2005 года. В лицевых счетах по заработной плате за 1997-2005 годы денежные единицы не указаны. Документы по заработной плате ОАО "Черноморское ремонтно-транспортное предприятие" за июнь-сентябрь 2005 года на хранение в архивный сектор не поступали. На основании приказа Фонда имущества АРК от 30 мая 1996 года N 675 Черноморское ремонтно-транспортное предприятие было преобразовано в ОАО "Черноморское ремонтно-транспортное предприятие". Отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, курсов повышения квалификации, простоев, декретных, прочих отвлечений от работы Моцарь С.В. в приказах по личному составу ОАО "Черноморское ремонтно-транспортное предприятие" за 1997-2004 годы не выявлено (л.д. 120-122).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, копия которого представлена пенсионному органу, в период с 20 июня 2017 года по 9 ноября 2020 года Моцарь С.В. вела индивидуальную предпринимательскую деятельность. Данный период также не был принят пенсионным органом к учету в страховой стаж без указания мотивов.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1.2 статьи 8, частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", пришел к выводу о доказанности обстоятельств осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды, которые подтверждаются трудовой книжкой и архивными сведениями, представленными ответчику, в связи с чем удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению установлены Федеральными законами от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 1-2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным федеральным законом.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным Федеральным законом.
Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста - 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Согласно положениям части 8 статьи 13 названного Федерального закона, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Федеральным конституционным законом N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части наличия правовых оснований для признания незаконным решения ответчика N 22354/23 от 19 апреля 2023 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Моцарь С.В. и возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", спорные периоды работы.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебного постановления, и оснований считать их неправильными не имеется.
Доводы кассационной жалобы о незаконности взыскания с ответчика судебных расходов, судом кассационной инстанции отклоняются, как необоснованные.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Частью 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. Резолютивная часть решения суда, принятого мировым судьей, также должна содержать указание на срок и порядок подачи заявления о составлении мотивированного решения суда.
Истец Моцарь С.В. уплатила государственную пошлину за подачу в суд искового заявления в сумме 300 рублей 00 копеек, что подтверждается квитанцией от 5 мая 2023 года (л.д. 5).
Таким образом, поскольку понесенные стороной при рассмотрении дела судебные расходы являются производными от основных материальных требований о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия, соответственно, с учетом приведенных положений законодательства при удовлетворении исковых требований суд обязан распределить судебные расходы, понесенные истцом.
Разрешение данного вопроса, вопреки доводам кассационной жалобы, и независимо от формулировки истцом своих требований не является выходом за пределы исковых требований и не свидетельствует о нарушении части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд правомерно взыскал с ответчика расходы истца, связанные с уплатой государственной пошлины, нарушений норм права в данной части судебная коллегия не усматривает.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегиянаходит выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно мотивированными, подтвержденными исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствующими установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права. Оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию стороны ответчика в ходе рассмотрения дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлениях; сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в связи с иной оценкой доказательств, при этом их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств, не свидетельствуют.
Несогласие с выводами суда, в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить в качестве основания для отмены судебных постановлений нижестоящих судебных инстанций в кассационном порядке.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 7 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.