Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Новосибирской области ФИО4 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 1-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 9 декабря 2022 г. (резолютивная часть постановления от 6 декабря 2022 г.), решение судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 20 октября 2023 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 9 декабря 2022 г. (резолютивная часть постановления от 6 декабря 2022 г.), оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 20 октября 2023 г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" прекращено в связи с малозначительностью правонарушения, юридическому лицу объявлено устное замечание.
В протесте заместитель прокурора Новосибирской области ФИО4 просит об отмене постановления и решения, возвращении дела на новое рассмотрение.
ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ представлены возражения на протест прокурора.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, возражений, прихожу к следующему выводу.
В силу требований статьи 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" по ст. 19.29 КоАП РФ послужили те обстоятельства, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения антикоррупционного законодательства при привлечении бывших государственных (муниципальных) служащих к трудовой деятельности, установлено, что 9 августа 2022 г. на работу в ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" принят ФИО9, который ранее замещал должность государственной гражданской службы - "данные изъяты" в "адрес" "данные изъяты" (до 31 марта 2022 г.). Данная должность включена в перечень должностей государственной гражданской службы "данные изъяты", при замещении которых государственные гражданские служащие Новосибирской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом от 29 декабря 2021 г. N 228 "данные изъяты". ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" в десятидневный срок не сообщило о заключении трудового договора с ФИО10 представителю работодателя бывшего государственного служащего. Такое сообщение направлено лишь 1 сентября 2022 г. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" заключило трудовой договор с ФИО11 в отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Новосибирской области и урегулированию конфликта интересов в "данные изъяты" на замещение должности в данной организации.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", в связи с малозначительность совершенного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что сообщение "данные изъяты" от ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" было получено 1 сентября 2022 г. хоть и с нарушением установленного законом 10-дневного срока, однако неполучение необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации не имело место, в связи с чем, мировым судьей сделан вывод о признании совершенного ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" административного правонарушения малозначительным, что по мнению суда не является препятствием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
С указанными выводами мирового судьи согласился судья районного суда.
Однако с выводами судебных инстанций нельзя согласиться, ввиду следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей.
Установление обязанности работодателя сообщать в десятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим определенные должности государственной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ").
Пунктом 14 приведенного постановления предусмотрено, что в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Судебные инстанции привели в принятых по делу постановлении и решении положения п. 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, но неправильно его применили.
Из материалов дела следует и установлено судами при рассмотрении дела, что уведомление о заключении с ФИО12 трудового договора от 9 августа 2022 г, в десятидневный срок направлено в установленном порядке не было. В силу приведенных выше положений законодательства, регулирующего названные правоотношения, такая обязанность прямо предусмотрена Законом и подлежит исполнению любой организацией. По настоящему делу ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" указанной обязанности не выполнило. Направление уведомления позднее (1 сентября 2022 г.) за пределами срока, установленного Законом, могло быть учтено при рассмотрении дела, однако обстоятельством для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не являлось.
Таким образом, разрешение данного дела мировым судьей и согласившимся с его выводами судьей районного суда, не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Выводы, на основании которых административное правонарушение признано малозначительным, не согласуются с требованиями действующего законодательства и обстоятельствами дела.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в п. 2 ст. 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судебными инстанциями требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление и решение, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" нельзя признать законными и обоснованными, названные судебные акты подлежат отмене.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На момент рассмотрения протеста, срок давности привлечения ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье 1-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска.
Доводы возражений о наличии оснований для применения положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ будут проверены при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Новосибирской области ФИО4 удовлетворить.
Постановление мирового судьи 1-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 9 декабря 2022 г. (резолютивная часть постановления от 6 декабря 2022 г.), решение судьи Ленинского районного суда г. Новосибирска от 20 октября 2023 г, вынесенные в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ - отменить.
Дело возвратить мировому судье 1-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска на новое рассмотрение.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.