Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Позднякова Максима Петровича на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 3 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 июня 2023 г.
по административному делу N 2а-100/2023 по административному исковому заявлению Позднякова Максима Петровича к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании постановлений, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В,
УСТАНОВИЛА:
Поздняков М.П. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным постановление о постановке его на профилактический учет, как лица, склонного к суициду, членовредительству, аутоагрессии, от 9 апреля 2020 г, переводе его в помещение камерного типа (ПКТ) сроком на пять месяцев от 12 января 2022 г, переводе в единое помещение камерного типа (ЕПТК) сроком на три месяца от 10 февраля 2022 г, возложении обязанности по исключению сведения о данных постановлениях из личного дела, указывая, что нарушений не допускал, оснований для постановки его на профилактический учет не имелось, ссылаясь таже на несоблюдение административным ответчиком процедуры наложения дисциплинарных взысканий.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 3 февраля 2023 г. оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 июня 2023 г, в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационной жалобе Поздняков М.П. просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность и пересмотреть дело, основываясь на его доводах, изложенных в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, регламентируется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 8 Инструкции, основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка) (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений), которые в силу их пункта 3 обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительное учреждение. Нарушение Правил внутреннего распорядка влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима и тюрьмах - в одиночные камеры на срок до шести месяцев.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 4 статьи 117 того же Кодекса).
При рассмотрении административного дела установлено, что Поздняков М.П. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю по приговору Ирбейского районного суда Красноярского края от 23 января 2019 г.
Решением профилактической комиссии ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, оформленным постановлением от 09 апреля 2020 г, на основании п. 24 приказа Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы" (далее - Инструкция) осужденный Поздняков М П. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству.
Постановлением от 16 марта 2021 г. Поздняков М.П. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания с переводом из обычных условий содержания в строгие условия отбывания наказания (ОСУОН).
За допущенное 10 января 2022 г. нарушение установленного порядка отбывания наказания (постановлением начальника колонии от 12 января 2022 г.) Поздняков М.П. подвергнут дисциплинарному взысканию в виде перевода в ПКТ на 5 месяцев.
За допущенное 4 февраля 2022 г. нарушение установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника колонии от 10 февраля 2022 г. Поздняков М.П. подвергнут дисциплинарному взысканию в виде перевода в ЕПКТ на 3 месяца.
Отказывая в удовлетворении административных требований Позднякова М.С, суд первой инстанции исходил из того, что требования Инструкции, касающиеся сроков, процедуры и порядка постановки на учет осужденного Позднякова М.С. соблюдены, проверка проведена в полном объеме, учтены все характеризующие материалы, всем обстоятельствам дана надлежащая оценка.
Признавая обоснованными выводы районного суда в указанной части, суд апелляционной инстанции указал, что они подтверждены надлежащими и достаточными доказательствами по делу (в том числе, рапортом, показаниями старшего психолога), отметив, что обстоятельства, послужившие основанием для постановки Позднякова М.П. на профилактический учет, установлены судом первой инстанции при изучении характеризующих материалов осужденного, личного дела и материалов проведенной комиссии по постановке на учет, отклонив доводы административного истца о проведении комиссии без его уведомления как опровергнутые материалами дела.
Отказывая в удовлетворении требований Позднякова М. П. о признании незаконным постановлений от 12 января 2022 г. и 10 февраля 2022 г, суды исходили из доказанности нарушений, допущенных последним, тяжести совершенных проступков, предшествующего поведения осужденного, отсутствии медицинских противопоказаний для содержания Позднякова М.П. в помещении камерного типа.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы Позднякова М.П, поскольку она не содержат указаний на обстоятельства, не являвшихся предметом рассмотрения и оценки судами первой и апелляционной инстанций.
Разрешая спор, суды руководствовались вышеназванными законоположениями и, оценив материалы дела, пришли к выводу, что в материалах дела не содержится доказательств, обосновывающих наличие незаконности оспариваемых действий административного ответчика, а доводы Позднякова М.П. объективными данными не подтверждаются.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам Позднякова М.П, с учетом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом, а также правом переоценки доказательств, не наделен, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому доводы Позднякова М.П. в указанной части согласно части 3 статьи 329 КАС РФ не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, учитывая, что кассационная жалоба не содержит каких-либо конкретных доводов, свидетельствующих о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, кассационный суд приходит к выводу о том, что судебные акты постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в соответствии с фактическими обстоятельствами административного дела и с соблюдением процессуального закона.
Доводы Позднякова М.П. о необходимости пересмотра судебных актов не мотивированы, а само по себе несогласие подателя жалобы с оценкой доказательств судов первой и апелляционной инстанции и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для кассационного пересмотра.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену судебных решений, по делу не установлено.
Иные доводы кассационной жалобы с учетом подлежащих установлению по делу юридически значимых обстоятельств вопреки доводам Позднякова М.П. не свидетельствует о нарушении судами при рассмотрении спора норм процессуального права.
В этой связи, обжалуемые судебные акты по доводам кассационной жалобы отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 3 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 июня 2023 г, оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.