Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Каратузское лесничество" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 05 октября 2023 года
по административному делу N 24RS0026-01-2023-000235-50 (N 2-238/2023) по административному исковому заявлению Гуляева Михаила Анатольевича к краевому государственному бюджетному учреждению "Каратузское лесничество", Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя КГБУ "Каратузское лесничество" Карповой Т.А, поддержавшей кассационную жалобу, представителя Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Черновой Ж.Ю, полагавшей, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гуляев М.А. обратился в суд с иском к КГБУ "Каратузское лесничество", Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений от 13 августа 2022 года, признании за ним права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений на 2022 год, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд.
В обоснование требований указано, что 13 августа 2022 года административный истец представил в указанное лесничество заявление о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд - отопления жилого дома в объеме 20 кубометров. Его обращение не рассмотрено. В марте 2023 года он повторно предъявил заявление аналогичного содержания, в удовлетворении которого отказано. Полагает, что КГБУ "Каратузское лесничество" нарушены сроки рассмотрения обращения о предоставлении лесных насаждений, вследствие чего Гуляев М.А. был лишен возможности реализовать в 2022 году право на заготовку дров.
Определением Каратузского районного суда Красноярского края от 15 июня 2023 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Решением Каратузского районного суда Красноярского края от 10 июля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 05 октября 2023 года решение суда отменено, по делу принято новое решение.
Признан незаконным отказ КГБУ "Каратузское лесничество" в заключении с Гуляевым М.А. договора купли-продажи лесных насаждений на основании заявления от 13 августа 2022 года.
На КГБУ "Каратузское лесничество" возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем заключения с Гуляевым М.А. договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд за 2022 год.
КГБУ "Каратузское лесничество" 29 ноября 2023 года обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 12 декабря 2023 года.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия не установиланаличие предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений, влекущих отмену или изменение судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, а также порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации).
В Красноярском крае порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд установлены Законом Красноярского края "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" от 14 февраля 2007 года N 21-5820.
Данным Законом установлено, что предоставление лесных насаждений гражданам для собственных нужд производится организацией, осуществляющей управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - уполномоченная организация), по нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд. После заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданин обязан принять лесные насаждения для заготовки древесины по акту от уполномоченной организации.
Норматив заготовки древесины по виду потребности "отопление жилого дома, жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном на территории края (при отсутствии централизованного отопления)" составляет 20 кубометров ежегодно на семью или одиноко проживающего гражданина. Граждане вправе заготавливать древесину для нужд отопления в несколько этапов в пределах установленных периодичности и нормативов.
Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года N 60-уг утвержден "Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд".
В силу пунктов 3 и 4 Порядка для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений (далее - заявление), составленное по форме, установленной в приложении к Порядку, и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представляются в письменной форме гражданином (далее - заявитель) или его представителем лично либо направляются по почте в уполномоченную организацию по месту нахождения объекта использования древесины, а для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - в орган местного самоуправления.
Уполномоченной организацией по месту нахождения объекта использования древесины является уполномоченная организация в границах муниципального образования Красноярского края, на территории которого расположен жилой дом или жилое помещение в многоквартирном жилом доме, на отопление которых предполагается использовать заготовленную древесину.
Заявление и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представленные в уполномоченную организацию или орган местного самоуправления заявителем или его представителем в письменной форме, регистрируются уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в журнале регистрации заявлений в день их поступления.
Заявление, в соответствии с пунктом 6 Порядка рассматривается уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации. По результатам рассмотрения уполномоченной организацией принимается решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений либо об отказе в заключении подобного договора.
В силу пунктов 7-11 Порядка в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о подготовке проекта договора либо решения об отказе в заключении договора уполномоченная организация направляет уведомление о принятом решении заявителю или его представителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручает его под подпись лично заявителю, либо направляет его в форме электронного документа, подписанного квалифицированной подписью, по адресу электронной почты заявителя либо в его личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг или краевом портале государственных и муниципальных услуг, либо направляет его в КГБУ "МФЦ" (в зависимости от способа получения уведомления, указанного в заявлении).
Уведомление заявителя или его представителя о принятом решении должно содержать следующие сведения: наименование лесничества; дата принятия решения; содержание решения; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя.
В случае принятия решения о подготовке проекта договора в уведомлении указываются сведения о предлагаемых заявителю лесных насаждениях (местоположение, площадь, объем, форма и вид рубки, товарно-сортиментная структура, стоимость лесных насаждений), срок, в течение которого заявитель должен явиться для подписания договора купли-продажи лесных насаждений.
В случае принятия решения об отказе в заключении договора в уведомлении указывается основание для отказа в заключении договора, предусмотренное в пункте 6 Порядка.
Дата, номер, содержание решения, принятого по результатам рассмотрения заявления, указываются уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в журнале регистрации заявлений в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения.
Проект договора купли-продажи лесных насаждений подготавливается уполномоченной организацией. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается в письменной форме путем составления одного документа в двух экземплярах по одному для каждой из сторон и подписывается продавцом и покупателем в течение 10 рабочих дней со дня направления заявителю или его представителю уведомления о принятом решении о подготовке договора.
В случае уклонения (неявки) заявителя или его представителя от подписания договора купли-продажи лесных насаждений в срок, установленный в абзаце первом пункта 10 Порядка, уполномоченная организация или орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней после окончания срока, установленного в абзаце первом пункта 10 Порядка, направляют заявителю или его представителю уведомление, содержащее информацию о незаключении договора купли-продажи лесных насаждений и о наличии права на повторное обращение с заявлением, способом, содержащимся в заявлении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гуляев М.А. 13 августа 2022 года подал в КГБУ "Каратузское лесничество" заявление (путем заполнения в бланке необходимых граф) о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд (для отопления жилого дома) в объеме 20 кубометров.
К заявлению были приложены копии паспорта и документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, справка органа местного самоуправления, подтверждающая отсутствие централизованного отопления жилого помещения, которое предполагается отапливать ("адрес").
Заявление принято сотрудником лесничества, но в журнале заявлений от граждан на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд не зарегистрировано (в период с 12 августа по 31 августа 2022 года какие-либо сведения в данный документ строгой отчетности не вносились).
Установив отсутствие предусмотренных пунктом 6 Порядка оснований для отказа в заключении договора с Гуляевым М.А. и факт отсутствия такого договора на момент рассмотрения дела, суд второй инстанции пришел к правильным выводам о незаконном бездействии административного ответчика и об удовлетворении в связи с этим административных исковых требований, признав выводы суда первой инстанции не основанными на нормах материального права и не соответствующими обстоятельствам дела.
Доводы заявителя о невозможности заключения договора с Гуляевым М.А. на 2022 год не могут быть признаны состоятельными, поскольку согласие с такой позицией означало бы необоснованное лишение гражданина права на получение по договору купли-продажи древесины для собственных нужд, невозможность реализации которого в 2022 году была вызвана незаконным бездействием административного ответчика.
Доводы заявителя о том, что КГБУ "Каратузское лесничество" не является стороной договора купли-продажи, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта, поскольку согласно пункту 2 Порядка, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года N 60-уг, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесных отношений.
При этом к участию в настоящем деле в качестве административного ответчика было привлечено Министерство лесного хозяйства Красноярского края, в связи с чем отсутствуют препятствия в заключении договора купли-продажи в той форме, которая установлена указанным Порядком.
Вопреки доводам заявителя, судом апелляционной инстанции сделаны верные, основанные на законе, выводы о том, что Гуляевым М.А. не был пропущен срок для обращения в суд, поскольку нарушение его прав носило длящийся характер.
В своих выводах суд исходил из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судом не допущено, тогда как полномочиями по переоценке установленных обстоятельств и исследованных доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 05 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Каратузское лесничество" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 22 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.