88-24582/2023
г. Кемерово 15 декабря 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кожевникова Л.П, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Иркутской области на определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2023 г, апелляционное определение Иркутского областного суда от 18 сентября 2023 г.
по заявлению Аминова Руслана Акрамовича об индексации присужденных сумм по гражданскому делу N38RS0035-01-2020-005077-72 (N 2-3214/2022) по иску Аминова Руслана Акрамовича к Главному управлению МЧС России по Иркутской области о взыскании денежных средств за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Аминов Р.А. обратился в суд с заявлением об индексации взысканных в его пользу решением суда денежных сумм.
В обоснование заявления указал, что решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-3214/2022 по иску Аминова Р.А. к ГУ МЧС России по Иркутской области взыскано денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 839 709 руб.
22 декабря 2022 г. денежные средства в размере 839 709 руб. были перечислены ответчиком на счет, что подтверждается справкой по операции ПАО Сбербанк от 18 февраля 2023 г.
Просил суд произвести индексацию присужденных денежных сумм за период с сентября 2022 г. по декабрь 2022 г. и взыскать с ответчика задолженность в размере 17 885, 8 руб.
Определением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2023 г. заявление Аминова Р.А. удовлетворено частично. С ответчика в пользу Аминова Р.А. взыскана индексация денежной суммы на основании решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2022 г. за период с 1 сентября 2022 г. по 21 декабря 2022 г. в раз мере 15 363, 82 руб.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 сентября 2023 г. определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2023 г. оставлено без изменения.
Представитель ГУ МЧС России по Иркутской области обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, указывая на то, что выплаты взысканных сумм производятся из бюджета, судами не учтено установление специального порядка для взыскания средств за счет бюджета. Ссылка судов на нормы ч. 1 ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) сделана без учета положений ч. 2 ст. 208 ГПК РФ, ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик является федеральным государственным казенным учреждением.
Судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В. (в порядке взаимозаменяемости на период временного отсутствия судьи Кожевниковой Л.П.) 26 октября 2023 г. возбуждено производство по жалобе, согласно ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Как следует из материалов дела решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2022 г. исковые требования Аминова Р.А. удовлетворены частично, с Главного управления МЧС России по Иркутской области в пользу Аминова Р.А. взыскано денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 839 709, 50 руб, стоимость вещевого довольствия в размере 9 378 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2022 г. вступило в законную силу 12 декабря 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда.
Платежным поручением от 22 декабря 2022 г. во исполнение решения суда от 1 сентября 2022 г. Аминову Р.А. перечислены денежные средства в размере 839 709, 50 руб, что подтверждается справкой ПАО Сбербанк от 18 февраля 2023 г.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 7 марта 2023 г. решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 1 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Аминова Р.А. - без удовлетворения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление об индексации присужденных денежным сумм, исходил из того, что длительное неисполнение судебного решения от 1 сентября 2022 г. ответчиком Главным управлением МЧС России по Иркутской области по выплате присужденной истцу Аминову Р.А. денежной суммы привело к обесцениванию данной суммы вследствие инфляции и роста цен, в связи с чем индексацию следует произвести за период с 1 сентября 2022 г. по 21 декабря 2022 г. по индексу роста потребительских цен по Иркутской области, который, являясь экономическим показателем роста цен, объективно отражает уровень инфляции.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для индексации суммы, взысканной в пользу истца судебным решением. Отклоняя доводы жалобы ответчика о том, что ссылка суда на нормы ч.1 ст. 208 ГПК РФ сделана без учета положений ч.2 ст. 208 ГПК РФ, ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае денежные средства взысканы как заработок за время вынужденного прогула, учитывая имевшийся между сторонами трудовой договор. По мнению суда апелляционной инстанции, поскольку денежные средства взысканы с работодателя - Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Иркутской области, а не за счет казны Российской Федерации, то подлежит применению ч.1 ст.208 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм процессуального права.
Статьей 210 ГПК РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с положениями ст.428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом. Для направления судом исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета заявление взыскателя не требуется.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214 ГК РФ).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе принятие и учет бюджетных и денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (ч. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 и п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в п. 2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 г. N 804-О и от 13 февраля 2018 г. N 249-О, в абзц. 1 п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.
Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.
Таким образом, положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению, в связи с чем за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного п. 6 ст. 242.2 названного Кодекса срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.
Согласно п.п. 1, 2 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации является юридическим лицом; осуществляет возложенные на него задачи и функции в пределах территории субъекта Российской Федерации (п.п. 5, 9, 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217).
Структура и штатное расписание территориального органа МЧС России (Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации) утверждаются Министром МЧС России в пределах установленного фонда оплаты труда и численности на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов Министерства.
Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России, устанавливает должностные оклады по соответствующим должностям, надбавки и дополнительные выплаты личному составу Главного управления МЧС России в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на денежное довольствие и заработную плату, утверждает положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России (подп. 5 и 13 п. 15 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217).
Из содержания приведенного законодательства следует, что финансирование Главного управления МЧС субъекта осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством штатным расписанием в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на денежное довольствие и заработную плату.
В связи с изложенным, вывод суда апелляционной инстанции о том, что в случае взыскания денежного довольствия на основании служебных отношений денежные средства взыскиваются с работодателя - Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Иркутской области, а не за счет казны Российской Федерации, нельзя признать соответствующим приведенному правовому регулированию.
Кроме того, судами не установлено выдавался ли взыскателю исполнительный лист, был ли он предъявлен к исполнению, в какой срок исполнен судебный акт.
В связи с изложенным определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 сентября 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм процессуального права, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Иркутска.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2023г, апелляционное определение Иркутского областного суда от 18 сентября 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Иркутска.
Судья Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.