Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-535/2022 (УИД: 24RS0054-01-2022-000354-36) по иску Каличкиной Елены Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Каличкиной Елены Владимировны - Ахтямовой Татьяны Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи представителя Каличкиной Елены Владимировны - Ахтямовой Татьяны Александровны, действующей на основании доверенности от 8 июня 2023 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каличкина Елена Владимировна (далее - Каличкина Е.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОПФР по Красноярскому краю, ответчик) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Каличкина Е.В. указала, что 1 декабря 2021 г. она обратилась в клиентскую службу в Ужурском районе - ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 14 декабря 2021 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, так как на дату обращения 1 декабря 2021 г. страховой стаж на соответствующих видах работ составил 30 лет 2 месяца и не наступил срок назначения страховой пенсии, предусмотренный Приложением N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ (не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, в 2021 году).
Решение ответчика истец не обжалует, однако оспаривает право на досрочное назначение ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также решение ответчика в части не применения к зачтенным периодам льготного порядка при исчислении стажа работы как лицу, работавшему в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, год работы в которых засчитывается как год и 6 месяцев, а также льготного порядка исчисления стажа как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в которых засчитывается как год и 3 месяца.
Каличкина Е.В. просила суд обязать ответчика произвести исчисление стажа работы с 20 февраля 2002 г. по 20 ноября 2005 г, с 21 ноября 2005 г. по 25 апреля 2006 г, с 7 августа 2006 г. по 10 октября 2013 г, с 11 октября 2013г. по 5 августа 2019 г, с 7 августа 2019 г. по 23 ноября 2021 г, из расчета суммирования льготных порядков исчисления стажа, засчитав один календарный год работы как один год и 9 месяцев.
Решением Ужурского районного суда Красноярского края от 2 ноября 2022 г. исковые требования Каличкиной Е.В. удовлетворены.
За Каличкиной Еленой Владимировной признано право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность произвести исчисление стажа работы Каличкиной Елены Владимировны за периоды работы с 20 февраля 2002 г. по 20 ноября 2005 г, с 21 ноября 2005 г. по 25 апреля 2006 г, с 7 августа 2006 г. по 10 октября 2013 г, с 11 октября 2013 г. по 5 августа 2019 г, с 7 августа 2019 г. по 23 ноября 2021 г. в льготном исчислении, засчитав один календарный год работы как один год и 6 месяцев, в связи с работой в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, указанных в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность произвести перерасчет стажа работы Каличкиной Елены Владимировны за периоды работы с 20 февраля 2002 г. по 20 ноября 2005 г, с 21 ноября 2005 г. по 25 апреля 2006 г, с 7 августа 2006 г. по 10 октября 2013 г, с 11 октября 2013 г. по 5 августа 2019 г, с 7 августа 2019 г. по 23 ноября 2021 г. из расчета суммирования льготных порядков исчисления стажа, засчитав один календарный год работы как один год и 9 месяцев.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность назначить Каличкиной Елене Владимировне досрочно страховую пенсию по старости с 1 декабря 2021 г.
С Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу Каличкиной Елены Владимировны взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, 50 рублей за банковское обслуживание, а всего 350 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского областного суда от 12 июля 2023 г. решение Ужурского районного суда Красноярского края от 2 ноября 2022 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Каличкиной Елены Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
В кассационной жалобе представитель Каличкиной Елены Владимировны - Ахтямова Татьяна Александровна просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 июля 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Заявитель полагает, что работа истца в спорные периоды осуществлялась в учреждениях, которые соответствуют учреждениям, поименованным в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, а именно: в п. 6 раздела "Наименование учреждений" поименованы как "госпитали всех наименований" (в периоды работы с 20 февраля 2002 г. по 10 октября 2013 г.), в п. 29 как "Отдельный медицинский батальон" (в периоды работы с 11 октября 2013 г. по 5 августа 2019 г. и с 7 августа 2019 г. по 23 ноября 2021г. (работает по настоящее время). Утверждает, что в спорные периоды истец работала в отделениях хирургического профиля, работа в которых засчитывается как стаж работы 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Заявитель полагает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что доказательств, с достоверностью подтверждающих занятость истца в спорные периоды времени постоянно в течение полного рабочего дня на работах хирургического профиля в материалы дела не представлено, опровергаются письменными доказательствами, представленными в суд первой инстанции трудовой книжкой, архивными справками от 22 января 2020г. N 1/5-11290, от 22 января 2020 г.N 1/5-90/1, от 22 января 2020 г. N 1/5-11290/1, справками от 31 декабря 2011 г. N, от 10 ноября 2012 г. N, от 10 декабря 2019 г. N, справкой от 6 декабря 2019 г. N), которые подтверждают полную занятость Каличкиной Е.В.
По мнению заявителя, выводы суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие хирургического профиля также подтверждается работодателем при сдаче отчетности с 2002 по 2021 годы, не могут быть приняты в качестве обстоятельства, послужившего основанием для отмены решения Ужурского районного суда от 12 июля 2013 г.
Кроме того, по рекомендации суда апелляционной инстанции истцом были направлены заявления командиру в/ч 41528 (работодателю) от 16 июня 2023 г. и ОСФР по Красноярскому краю от 22 июня 2023 г. о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и "внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет Каличкиной Е.В. С обоих адресатов получен отказ.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю представлены письменные возражения, в которых ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Каличкина Е.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив оспариваемое заявителем в кассационном порядке принятое судом апелляционной инстанции судебное постановление, таких нарушений по настоящему делу не усматривает и не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 1 декабря 2021 г. Каличкина Е.В. обратилась в клиентскую службу в Ужурском районе ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 14 декабря 2021 г. N в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано по причине того, что на дату обращения - 1 декабря 2021г. страховой стаж на соответствующих видах работ составил 30 лет 2 месяца, не наступил срок назначения страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ (не ранее, чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, в 2021 году).
Так, в стаж на соответствующих видах работ, пенсионным органом зачтены следующие периоды:
с 1 августа 1990 г. по 21 июня 1992 г. (в календарном порядке 1 год за 1 год) врач-интерн в Ужурской районной больнице;
- с 22 июня 1992 г. по 21 октября 1996 г. (в календарном порядке 1 год за 1 год) врач-стоматолог Ужурской районной больницы;
- с 20 февраля 2002 г. по 20 ноября 2005 г. (в льготном порядке 1 год за 1 год и 3 месяца) врач-стоматолог "данные изъяты" - работа в поселке городского типа;
- с 21 ноября 2005 г. по 25 апреля 2006 г. (в льготном порядке 1 год за 1 год и 3 месяца) врач-стоматолог "данные изъяты", работа в поселке городского типа период временной нетрудоспособности - отпуск по беременности и родам;
- с 7 августа 2006 г. по 10 октября 2013 г. (в льготном порядке 1 год за год и 3 месяца) врач-стоматолог "данные изъяты", работа в поселке городского типа;
- с 11 октября 2013 г. по 5 августа 2019 г. (в льготном порядке 1 год за 1 год и 3 месяца) заведующая "данные изъяты" - работа в поселке городского типа;
- с 7 августа 2019 г. по 23 ноября 2021 г. (в льготном порядке 1 год за 1 год и 3 месяца) заведующая отделением врач- "данные изъяты" - работа в поселке городского типа.
Как следует из решения, расчет стажа Каличкиной Е.В. рассчитан по 23 ноября 2021 г, при этом на 1 декабря 2021 г. составил 30 лет 2 месяца.
Судом также установлено, что Каличкина Е.В. 1 августа 1990 г..принята врачом-интерном по стоматологии в Ужурскую райбольницу, 22 июня 1992 г..переведена на должность врача-стоматолога, 21 октября 1996 г..уволена переводом в распоряжение Ужурского Мясокомбината, 21 октября 1996г. принята на должность врача-стоматолога мясокомбината "Ужурский", 18 февраля 2002 г..уволена переводом в в/ч N, 20 февраля 2002 г..принята на должность врача-стоматолога отделения челюстно-лицевой хирургии и стоматологии в Войсковую часть N (госпиталь) переводом из Ужурского мясокомбината, 1 февраля 2003 г..присвоена вторая квалификационная категория по специальности "Стоматология", 12 марта 2008 г..присвоена первая квалификационная категория по специальности "Стоматология", 1 декабря 2009 г..переведена на должность заведующего стоматологическим отделением, врача-стоматолога, 19 августа 2010 г..присвоена высшая квалификационная категория по специальности "Стоматология", 31 декабря 2011 г..уволена переводом в структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г..Ужур) федерального бюджетного учреждения "354 окружной военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, 1 января 2012 г..принята в стоматологическое отделение на должность заведующего отделением - врача-стоматолога-терапевта переводом из войсковой части 93421 (военный госпиталь), 1 мая 2012 г..переведена на должность заведующей отделением врача-стоматолога-терапевта стоматологического отделения (с ортопедическим кабинетом), в связи с организационно-штатными мероприятиями, 23 июля 2012г. структурное подразделение "Госпиталь" (на 150 коек, г..Ужур) федерального бюджетного учреждения "354 окружной военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г..Ужур) федеральное государственное казенное учреждение "354 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, 10 октября 2013 г..уволена в порядке перевода в
12 Отдельный Медицинский батальон войсковой части 41528 с согласия работника, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, 11 октября 2013 г..принята в стоматологическое отделение на должность заведующей отделением врача-стоматолога - терапевта в порядке перевода из структурного подразделения Госпиталь (150 коек, г..Ужур) федерального государственного казенного учреждения "354 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, 2 августа 2016г. присвоена высшая квалификационная категория по специальности "Стоматология терапевтическая", работает по настоящее время.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Каличкиной Е.В. исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным органом оспариваемые истцом периоды работы зачтены в льготном порядке как год работы за 1 год и 3 месяца, и пришел к выводу о наличии оснований для применения к указанным периодам также льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, год работы за год и 6 месяцев, поскольку истец осуществляла должностные обязанности врача - стоматолога в отделении "данные изъяты" в госпитале, в отдельном медицинском батальоне, являлась оперирующим врачом, в том числе, оперирующим врачом-заведующей.
Учитывая наличие у Каличкиной Е.В. смешанного стажа работы, которая выполнялась постоянно в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения к периодам работы истца: с 20 февраля 2002 г. по 20 ноября 2005г, с 21 ноября 2005 г. по 25 апреля 2006 г, с 7 августа 2006 г. по 10 октября 2013г, с 11 октября 2013 г. по 5 августа 2019 г, с 7 августа 2019 г. по 23 ноября 2021г. льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, как 1 год 9 месяцев за 1 год работы, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, так и в поселке, в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с примененным судом первой инстанции порядком исчисления специального страхового стажа истца, апелляционным определением от 12 июля 2023 г. решение Ужурского районного суда Красноярского края от 2 ноября 2022 г. отменил, принял по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Каличкиной Елены Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости отказал.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (детальности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), согласно пункту 3 которых в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что оценка пенсионных прав истца произведена пенсионным органом в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781. Специальный страховой стаж рассчитан, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" зачтено 30 лет 2 месяца 00 дней.
Следовательно, истцом выработан специальный страховой стаж по пункту 20 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", однако не наступил срок назначения страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N350-ФЗ (не ранее, чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года). Следовательно, с учетом переходных положений, дата, с которой истцу может быть назначена досрочно страховая пенсия по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определена как 1 декабря 2024 г.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню (далее перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
По материалам дела установлено, что периоды работы истца с 20 февраля 2002 г. по 20 ноября 2005 г, с 21 ноября 2005 г. по 25 апреля 2006 г, с 7 августа 2006 г. по 10 октября 2013 г, с 11 октября 2013 г. по 5 августа 2019 г, с 7 августа 2019 г. по 23 ноября 2021 г. протекали в поселке городского типа, соответствовали Спискам и учтены ответчиком в льготном порядке 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев в разделе "наименование структурных подразделений" предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка: челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое).
Как следует из материалов дела, Каличкина Е.В. работала в следующих отделениях:
отделение челюстно-лицевой хирургии и стоматологии с 20 февраля 2002г. по 25 апреля 2006 г, с 7 августа 2006 г. по 30 ноября 2009 г. врачом - стоматологом; стоматологическое отделение с 1 декабря 2009 г. по 31 декабря 2011 г. заведующей отделением врачом - стоматологом; стоматологическое отделение с 1 января 2012 г. по 23 ноября 2021 г. заведующей отделением - врачом - стоматологом - терапевтом.
Наименование отделений и должности, в которых работала истец, не соответствуют хирургическому профилю и наименованию отделений медицинских учреждений, перечисленных в перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, применить льготный порядок исчисления стажа работы истца у пенсионного органа оснований не имелось.
Отсутствие работы хирургического профиля также подтверждается работодателем при сдаче отчетности с 2002 по 2021 годы.
То есть, по сведениям, имеющимся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, стаж работы истца отражен без хирургического профиля, только в сельской местности.
Периоды: с 11 октября 2013 г. по 5 августа 2019 г, (в льготном порядке 1 год за 1 год и 3 месяца) заведующая отделением врач стоматолог-терапевт стоматологического отделения; 12 Отдельный Медицинский батальон, Войсковой части 41528 - работа в поселке городского типа; с 7 августа 2019 г. по 23 ноября 2021 г, (в льготном порядке 1 год за год и 3 месяца) - заведующая отделением - врач стоматолог-терапевт стоматологического отделения; 12 Отдельный Медицинский батальон, Войсковой части 41528 - работа в поселке городского типа включены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
Пунктом 29 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, предусмотрен "Отдельный медицинский батальон".
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих занятость истца в спорные периоды времени постоянно в течение полного рабочего дня на работах хирургического профиля в материалы дела не представлено.
Представленные в материалы дела справки от 31 декабря 2011 г. N, от 10 ноября 2012 г. N, от 10 декабря 2019 г. N, книги и журналы учета хирургических операций не подтверждают факт работы истца в спорные периоды времени постоянно, в течение полного рабочего дня на работах хирургического профиля, что является обязательным условием для зачета спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном порядке исчисления как год работы за год и шесть месяцев. Согласно сообщению от 20 июня 2023 г. N командира войсковой части N, сформированной 1 октября 2013 г. произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внести уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет о том, что Каличкина Е.В. осуществляла хирургическую деятельность не представляется возможным, поскольку согласно штату войсковой части N Каличкина Е.В. работает на должности заведующего отделением - врача - стоматолога - терапевта стоматологического отделения войсковой части N.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что правовые основания для исчисления стажа истца в спорные периоды работы как один год и 9 месяцев у суда отсутствовали. Всем доводам заявителя кассационной жалобы судом апелляционной инстанции дана полная оценка, доводы заявителя кассационной жалобы направлены исключительно на переоценку собранных по делу доказательств и не является достаточным основанием для переоценки выводов суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Каличкиной Елены Владимировны - Ахтямовой Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.