Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Русиновой А.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-600/2023 (УИД 42RS0009-01-2022-009630-42) по иску Кремзюк Евгении Павловны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить пенсию
по кассационной жалобе Кремзюк Евгении Павловны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 03 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения Кремзюк Евгении Павловны, ее представителя адвоката Садоха Алексея Юрьевича, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кремзюк Евгения Павловна (далее - Кремзюк Е.П, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить пенсию.
Исковые требования мотивированы тем, что 4 июня 2022 г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
1 сентября 2022 г. ответчиком принято решение N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в наличии 23 года 08 месяцев 17 дней, при требуемом - 25 лет.
При этом, не были засчитаны в специальный стаж педагогической деятельности следующие периоды работы:
- с 17 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - в качестве начальника отдела Центра опережающей профессиональной подготовки государственного образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум", так как должность "начальник отдела" списками не предусмотрена;
- с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г.- в качестве директора Центра опережающей профессиональной подготовки государственного образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум", так как должность "директора центра" списками не предусмотрена.
С вынесенным решением истец не согласна, считает, что решение об отказе в зачете в специальный стаж вышеуказанных периодов работы и отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, поскольку в спорные периоды работы она осуществляла педагогическую деятельность, непосредственно связанную с образовательным процессом. Отсутствие должности "начальник отдела" и "директор центра" в списках не является достаточным основанием для отказа во включении начислении стажа; связь занимаемой должности с образовательным (воспитательным) процессом подтверждается содержанием должностных инструкций.
Ответчиком, по мнению истца, не учтен факт совмещения истцом в период с 19 сентября 2019 г. по настоящее время работы преподавателя без занятия штатной должности, что подтверждается записями в электронной книжке, а также утвержденной директором ГПОУ СПТ педагогической нагрузкой преподавателей на 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные годы с нагрузкой 360 часов в год, а 2022-2023 учебный год - 720 часов в год.
При включении в специальный стаж истца периода работы с 19 сентября 2019 г. по 31 декабря 2020 г. право на назначение досрочной пенсии у истца возникло 31 декабря 2020 г. Принимая во внимание положения Приложения N7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", истцу должна быть назначена пенсия с 30 июня 2022 г.
С учетом уточнения исковых требований Кремзюк Е.П. просила суд признать незаконным решение УПФР по Кемеровской области -Кузбассу N от 1 сентября 2022 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ОПФР по Кемеровской области -Кузбассу включить в специальный педагогический стаж работы Кремзюк Е.П. периоды работы: с 17 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - в качестве начальника отдела Центра опережающей профессиональной подготовки государственного образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум"; с 01 января 2020 г. по 31.12.2020 года - в качестве директора Центра опережающей профессиональной подготовки государственного образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум"; назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости - с 30 июня 2022 г.
Произведена замена ответчика с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области- Кузбассу).
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 14 марта 2023 г. исковые требования Кремзюк Е.П удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу от 1 сентября 2022 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы: с 17 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - в должности начальника отдела Центра опережающей профессиональной подготовки Государственного профессионального образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум"; с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. - в должности директора Центра опережающей профессиональной подготовки Государственного профессионального образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум".
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность включить в специальный педагогический стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, Кремзюк Евгении Павловны периоды работы: с 17 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - в должности начальника отдела Центра опережающей профессиональной подготовки Государственного профессионального образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум"; с 1 января 2020 г. по 31.12.2020 года - в должности директора Центра опережающей профессиональной подготовки Государственного профессионального образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум".
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность назначить Кремзюк Евгении Павловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 30 июня 2022 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 03 августа 2023 г. решение Центрального районного суда города Кемерово от 14 марта 2023 года в удовлетворенной части иска Кремзюк Евгении Павловны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу отменено, в отмененной части принято по делу новое решение, котором в удовлетворении иска Кремзюк Е.П. отказано.
Кремзюк Е.П. на апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Кемеровского областного суда от 03 августа 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного, оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Кемерово от 14 марта 2023 г.
Кассатор указывает на то, что в спорные периоды ею выполнялась педагогическую деятельность, непосредственно связанная с образовательным процессом, в том числе путем совмещения работы по занимаемой должности с работой преподавателя без занятия штатной должности.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Кремзюк Е.П, ее представителя адвоката Садоха А.Ю, действующего на основании ордера N от 5 декабря 2023 г, поддержавших доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Кремзюк Е.П. принята на работу в ГБОУ "Сибирский политехнический техникум" с 17 сентября 2019 г. на должность начальника отдела Центра опережающей профессиональной подготовки по развитию профессиональных квалификаций. С 1 января 2020 г. переведена на должность директора Центра опережающей профессиональной подготовки.
Истец Кремзюк Е.П. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирована 20 ноября 1998 г.
Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 22 февраля 2019 г. N370 во исполнение распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 октября 2018 г. N485-р "О создании в Кемеровской области центра опережающей профессиональной подготовки" директору ГПОУ "Сибирский политехнический техникум" указано в срок до 10 апреля 2019 г. создать на базе профессиональной образовательной организации структурное подразделение - Центр опережающей профессиональной подготовки.
Согласно Устава ГПОУ "Сибирский политехнический техникум" - ГПОУ "Сибирский политехнический техникум" является профессиональной образовательной организацией.
Пунктом 7.4 Устава предусмотрено право учреждения создавать иные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
Согласно Положения о центре опережающей профессиональной подготовки, созданного на базе Государственного профессионального образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум" центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) является структурным подразделением техникума.
Согласно выписки из приказа Департамента образования и науки Кемеровской области от 27 ноября 2019 г. N Кремзюк Е.П. - преподавателю Государственного профессионального образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум" установлена с 27 ноября 2019 г. сроком на пять лет высшая квалификационная категория как педагогическому работнику организаций Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность по должности "преподаватель".
Работа Кремзюк Е.П. в должности преподавателя в период с 17 сентября 2019 г. по настоящее время подтверждается данными педагогической нагрузки преподавателей, утвержденной директором техникума на 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные годы, расписаниями занятий за 2019, 2020, 2021 учебные годы.
4 июня 2022 г. Кремзюк Е.П. обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу N от 1 сентября 2022 г. Кремзюк Е.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со ссылкой на недостаточность специального стажа, дающего право на указанную пенсию, поскольку продолжительность специального стажа, определенного ответчиком, составила 23 года 08 месяцев 17 дней при требуемом 25 лет.
Ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды:
- с 13 июня 1995 г. по 19 сентября 1996 г. - отпуска по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ до 1, 5 лет;
- с 20 сентября 1996 г. по 7 октября 1997 г. - отпуска по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ до 3-х лет;
- с 17 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - работа в качестве начальника отдела Центра опережающей профессиональной подготовки государственного образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум", так как должность "начальник отдела" Списками не предусмотрена;
- с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. - работы в качестве директора Центра опережающей профессиональной подготовки государственного образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум", так как должность "директор Центра" Списками не предусмотрена.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка N781 предусмотрены должности "директор (начальник, заведующий)", деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, пунктом 1.10 раздела "Наименование учреждений" данного Списка предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) - техникумы всех наименований; доказательствами по делу подтверждается выполнение Кремзюк Е.П, работы в спорные периоды не только в спорных должностях, но и в должности преподавателя. С учетом включения Кремзюк Е.П. спорных периодов работы суд пришел к выводу, что стаж педагогической деятельности (25 лет) выработан истцом на 31 декабря 2020 г.
В силу приложения N7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", с учетом истечения 18-месячного срока со дня возникновения права на страховую пенсию, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 30 июня 2022 г.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда не согласилась, указав на неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Суд апелляционной инстанции, исходил из того, что должности, занимаемые истцом в спорные периоды, пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 не предусмотрены. Несмотря на то, что деятельность истца в указанных должностях была связана с образовательным (воспитательным) процессом, отсутствует совокупность условий, необходимая для включения в стаж работы дающий право на назначение истцу досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" спорных периодов работы Кремзюк Е.П, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, предусмотрены должности директора (начальника, заведующего); заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным процессом образования. В пункте 1.10 поименованы общеобразовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения: техникумы всех наименований, в том числе техникум-интернат и техникум-предприятие; училища всех наименований, в том числе училище-интернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат; технический лицей; музыкальная школа, в том числе музыкальная школа-лицей; художественная школа, в том числе художественная школа- лицей; школа-студия.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N781. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей, в частности директора (начальника, заведующего), установлены пунктом 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждения, указанного в том числе в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы.
Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;
В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанная в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В частности, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию, засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего); заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным процессом в учреждение, указанном в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N781, в том числе директора (начальника, заведующего) техникума; с 1 сентября 2000 г. такая работа засчитывается в специальный стаж при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что в спорные периоды истец работала с 17 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - в должности начальника отдела Центра опережающей профессиональной подготовки Государственного профессионального образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум"; с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. - в должности директора Центра опережающей профессиональной подготовки Государственного профессионального образовательного учреждения "Сибирский политехнический техникум"; указанные должности не предусмотрены пунктом 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N, исходя из того, что необходимая совокупность условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости (осуществление педагогической деятельности в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности) отсутствует, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ввиду отсутствия у Кремзюк Е.П. требуемой продолжительности специального стажа, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о выполнении истцом в спорные периоды педагогической деятельности, непосредственно связанной с образовательным процессом, в том числе путем совмещения работы по занимаемой должности с работой преподавателя без занятия штатной должности, не опровергают выводов судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда, повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в суде апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого судебного постановления, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией кассатора, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену апелляционного определения в кассационном порядке.
Судебной коллегией по гражданским делам Кемеровского областного суда обоснованно принято во внимание, что законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию не с любой педагогической деятельностью, а только с той, которая выполнялась в определенных образовательных учреждениях для детей и определенных должностях в соответствии со Списком и Правилами, в соответствующих разделах Списка. Условий, предусмотренных соответствующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в отношении истца не имеется (в спорные периоды истец не являлась руководителем учреждения, заместителем директора (начальника, заведующего), требования о включении указанных периодов работы истца в качестве преподавателя не заявлены).
Учитывая изложенное, вопреки доводам кассатора, вывод суда апелляционной инстанции о том, что осуществление истцом в спорные периоды педагогической деятельности в должности, не предусмотренной соответствующим Списком, не свидетельствует о наличии всей необходимой совокупности условий для назначения истцу страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховой пенсии", основан на правильном применении вышеприведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы суда мотивированы, соответствуют нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права
По существу доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального или процессуального права, влекущие отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, что в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отмены или изменения в кассационном порядке правильного по существу судебного постановления.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении положений норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Кемеровского областного суда от 03 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кремзюк Евгении Павловны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.