Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-302/2023 (УИД: 22RS0001-01-2023-000310-36) по иску М.Е.Б. к Г.С.М. о лишении права на получение выплат и признании права на получение выплат, по кассационной жалобе Г.С.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
М.Е.Б. (далее - М.Е.Б, истец) обратилась с иском к Г.С.М. (далее - Г.С.М, ответчик) о лишении права на получение выплат и признании права на получение выплат.
В обоснование заявленных исковых требований М.Е.Б. указала, что является матерью М.И. Отцом М.И. является Г.С.М.
"дата" М.И. скончался от полученного в период прохождения военной службы по контракту в ходе специальной военной операции на территории Украины тяжелого ранения.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", Распоряжения Правительства Еврейской автономной области от 18 мая 2022 г. N 131-рп "Об утверждении порядка выплаты единовременной материальной помощи членам семей военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, на территории Еврейской автономной области", Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" М.Е.Б. указала, что в случае гибели военнослужащего в период прохождения военной службы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, родители военнослужащего как члены семьи погибшего в равных долях имеют право на получение мер социальной поддержки в виде соответственно страховой суммы, которая с учетом уровня инфляции составляет в 2023 году 3 131 729 рублей, единовременной выплаты в размере 5 000 000 рублей, единовременной материальной помощи в размере 1 000 000 рублей, единовременного пособия в размере 3 000 000 рублей.
Обращаясь с иском в суд, М.Е.Б. ссылалась на то, что Г.С.М. должен быть лишен права на получение страховой суммы, единовременной выплаты и единовременной материальной помощи, предусмотренных названными выше нормативными правовыми актами, поскольку не поддерживал никаких родственных связей с сыном, как до, так и после его совершеннолетия, не занимался его воспитанием, не интересовался его судьбой, своих обязанностей родителя не осуществлял, материально не содержал, алименты не выплачивал, на похороны сына приехать не захотел, в расходах на похороны участия не принимал.
С 1991 года после развода Г.С.М. проживал от сына отдельно, они не встречались, не разговаривали по телефону, материально сына не поддерживал. Воспитанием сына целиком и полностью занималась М.Е.Б. и ее ныне покойный муж - М.К.В, который был для М.И. фактически настоящим отцом. Поскольку биологический отец Г.С.М. своим поведением изначально дал понять, что не заинтересован в жизни и воспитании ребенка, а отношения с М.К.В. быстро пошли на лад, было принято решение поменять фамилию сына на фамилию - М... На какие-либо предложения по организации встреч с сыном Г.С.М. ответа не давал, как и игнорировал просьбы по оказанию финансовой поддержки. Таким образом, свои обязанности, как родитель, Г.С.М. не исполнял. Г.С.М. не предпринимал никаких действий по воспитанию, какой-либо материальной или моральной поддержки своему несовершеннолетнему ребенку не оказывал. Перед уходом на военную службу М.И. среди членов семьи указал только М.Е.Б, как человека, который действительно участвовал в его воспитании, что еще раз подтверждает, что его документально-определенный биологический отец Г.С.М. вообще не существовал в его жизни.
Кроме того, М.Е.Б. просила учесть поведение Г.С.М. в настоящее время. Перед уходом на военную службу сын написал сообщение, в котором просил в случае его смерти расплатиться по его долгам перед определенными людьми из общей суммы причитающихся государственных выплат. Когда М.Е.Б. стало известно о намерении Г.С.М. получить деньги, последняя просьба сына была ему передана, поскольку она была готова поделить долги пополам и больше не поднимать этот вопрос. Г.С.М. отказался исполнять волю сына из своей половины средств, ссылаясь на то, что сын своим поступком рассчитался со всеми и в погашении долга нет необходимости. Всю жизнь общаясь с сыном М.Е.Б. знала, что он был совестливым, честным человеком и для него всегда было важно держать слово. Не отдать долги, значит подвергнуть сомнению его честь и достоинство в глазах других людей, не говоря уже о том, чтобы поставить их в сложное материальное положение, поскольку они рассчитывают на возврат денег. В связи с чем появляется еще одно основание, по которому Г.С.М. просто не достоин получения указанных выплат.
М.Е.Б. просила суд лишить Г.С.М. права на получение предусмотренных нормативно-правовыми актами страховой суммы и единовременных пособий за сына, погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины, признать за ней право на получение предусмотренных нормативно-правовыми актами страховой суммы и единовременных пособий за сына, погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины, в полном объеме, как единственным живым родителем и выгодоприобретателем погибшего, приостановить выплаты Г.С.М. на период до вступления решения суда в законную силу.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 31 мая 2023 г. в удовлетворении исковых требований М.Е.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2023 г. решение Алейского городского суда Алтайского края от 31 мая 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования М.Е.Б. удовлетворены частично. Г.С.М. лишен права на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", выплату, предусмотренную распоряжением Правительства Еврейской автономной области от 18 мая 2022 г. N 131-рп "Об утверждении порядка выплаты единовременной материальной помощи членам семей военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, на территории Еврейской автономной области", выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В остальной части в удовлетворении исковых требований М.Е.Б. отказано. С Г.С.М. в пользу М.Е.Б. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе Г.С.М. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2023 г, как незаконного.
На кассационную жалобу М.Е.Б. и прокурором, участвовавшим в деле Ельниковым А.В, принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец М.Е.Б, просившая рассмотреть дело в свое отсутствие, ответчик Г.С.М, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента военно-экономического анализа и прогнозирования, АО "СОГАЗ", военного комиссариата Еврейской автономной области, Департамента финансов Правительства Еврейской автономной области, Департамента социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области, войсковой части 30926, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что М.Е.Б. и Г.С.М. состояли в браке с 1985 года. Решением Каспийского городского народного суда Республики Дагестан от 18 июня 1993 г. брак, заключенный между М.Е.Б. и Г.С.М, расторгнут.
На момент расторжения брака у М.Е.Б. и Г.С.М. было двое детей: сын - Г (М) И, "дата" года рождения, и дочь - Г.Ю.С, "дата" года рождения (в настоящее время - Н.Ю.К.).
Из пояснений М.Е.Б. судом первой инстанции установлено, что она проживала совместно с Г.С.М. и детьми до момента расторжения брака, затем ушла к другому мужчине - М.К.В, за которого вышла замуж и проживала одной семьей до момента его смерти. "дата" у нее родилась еще дочь - М.М.К. Как Г.С.М, так и второй супруг М.К.В, являлись военнослужащими (пограничниками), в связи с этим семья проживала по месту службы, которое периодически менялось. После расторжения брака она с детьми и новым мужем уехала в Кабардино-Балкарию, а Г.С.М. по месту службы находился в Дагестане. С этого момента в течение 20 лет Г.С.М. и сын не общались. У детей была изменена фамилия, они считали своим отцом М.К.В. Г.С.М. не предпринимал попыток найти детей, ни разу не вышел на связь, не предоставлял средства на содержание детей, не интересовался их судьбой.
Из пояснений Н.Ю.К. судом первой инстанции установлено, что в 20-летнем возрасте она узнала от матери о том, что ее биологическим отцом является не М.К.В. В 2010-2011 году нашла в соцсетях Г.С.М, написала ему, и они какое-то время общались, она рассказывала ему об И... М.И. приезжал в гости к Г.С.М. в 2014 году, при этом между ними возникли разногласия (конфликт), после чего общение вновь полностью прекратилось и больше не было возобновлено.
Г.С.М. вышеуказанные обстоятельства не оспаривал, ссылаясь на то, что до того момента, когда дочь Ю. написала ему в "Одноклассниках" он не знал о местонахождении своих детей, поскольку М.Е.Б. ушла от него к другому мужчине и забрала с собой детей, не сообщив, где они находятся.
М.И, "данные изъяты", проходивший военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, "дата" получил тяжелое ранение и скончался от него "дата" в ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко".
Разрешая спор по существу, установив, что между Г.С.М. и М.И. не были полностью утрачены родственные связи, поскольку М.И. приезжал к Г.С.М. в гости, они общались по телефону, Г.С.М. следил за жизнью сына и его успехами в создании спортивного клуба; Г.С.М. поддерживал общение и с дочерью Ю.; Г.С.М. и М.И. проживали в разных регионах на значительном расстоянии друг от друга; Г.С.М. не был лишен родительских прав, в связи с неисполнением родительских обязанностей к уголовной и административной ответственности не привлекался; доказательств умышленного и злостного уклонения Г.С.М. от исполнения своих родительских обязанностей не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований М.Е.Б. о лишении Г.С.М. права на выплаты в связи с гибелью сына.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, не согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из установленных по делу обстоятельств того, что Г.С.М. не общался со своим сыном с семилетнего возраста, после чего впервые встретился с ним в 2014 году, когда М.И. было 28 лет. Общение между Г.С.М. и М.И, имело место, когда влияние отца на его развитие и воспитание не могло быть оказано, поскольку М.И. являлся сформировавшейся личностью, а не ребенком. Г.С.М. не предпринимал мер к установлению местонахождения детей, не участвовал в их воспитании и содержании, не заботился о них; доказательств наличия у Г.С.М. препятствий для установления местонахождения детей и принятия каких-либо мер к их розыску не представлено. Между Г.С.М. и М.И. фактически отсутствовали семейные и родственные связи, которые не возникли и в результате общения в 2014 году, после которого до момента смерти М.И. отец и сын отношения не поддерживали. Как следует из личного дела М.И, он, заполняя анкеты в 2022 году при поступлении на службу по контракту, не упоминал Г.С.М. в качестве члена своей семьи, в строке "отец" указал М.К.В.
Суд апелляционной инстанции установив, что Г.С.М. не принимал участие в воспитании М.И, формировании его личности, не интересовался его жизнью и здоровьем, не принимал меры к его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал право на общение с сыном, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку и материальную помощь, пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных М.Е.Б. исковых требований о лишении права Г.С.М. на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью сына.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования М.Е.Б. о признании единоличного права на выплаты заявлены излишне, поскольку при отсутствии иных лиц, претендующих на выплаты, удовлетворение требований о лишении права на них Г.С.М. является достаточным для получения указанных выплат М.Е.Б. в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзац 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
В ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Так, согласно абзацу 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г.N 306-ФЗ к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ) и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ.
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц;
Получение единовременных выплат, установленных данным Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98).
Кроме того, распоряжением Правительства Еврейской автономной области от 18 мая 2022 г. N 131-рп утвержден Порядок выплаты на территории Еврейской автономной области единовременной материальной помощи членам семей отдельных категорий граждан, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции.
Указанным Порядком установлено, что в случае гибели (смерти) при участии в специальной военной операции граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы либо заключивших договор на добровольное участие в специальной военной операции, граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, проживавших на территории Еврейской автономной области родители погибшего гражданина имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 1 000 000 рублей в равных долях на каждого члена семьи погибшего гражданина, обратившегося за указанной помощью в течение 6 месяцев со дня гибели (смерти) либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим или о признании гражданина безвестно отсутствующим (пункт 1, подпункт 2 пункта 2, пункт 3).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установили систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, подп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98, подп. 2 п. 2 Порядка выплат на территории Еврейской автономной области единовременной материальной помощи членам семей отдельных категорий граждан, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции, утвержденного распоряжением Правительства Еврейской автономной области от 18 мая 2022 г. N 131-рп, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (п. 1 ст.61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы 1 и 2 п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (п. 4 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установив, что Г.С.М. не принимал участие в воспитании М.И, формировании его личности, не интересовался его жизнью и здоровьем, не принимал меры к его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал право на общение с сыном, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку и материальную помощь, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных М.Е.Б. исковых требований о лишении права Г.С.М. на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью сына.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о добросовестном исполнении Г.С.М. своих родительских обязанностей в отношении М.И, опровергаются установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами и материалами дела и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что поскольку Г.С.М. до семилетнего возраста воспитывал сына, то к нему по аналогии закона подлежат применению положения о фактическом воспитателе, необоснованна, поскольку, являясь отцом М.И, в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации, Г.С.М. обязан был осуществлять родительские права и нести обязанности до достижения М.И. восемнадцатилетнего возраста.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
В силу своей компетенции кассационный суд общей юрисдикции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.